Содержание материала

ВЕЛИКИЙ МАШИНИСТ ЛОКОМОТИВА ИСТОРИИ

Л. М. Каганович

Сегодня каждому трудящемуся нашей страны хочется как можно сильнее и ярче сказать о величии гения человечества и как можно глубже выразить свои чувства к родному, великому Сталину. Это в особенности относится к нам, близким, непосредственным его ученикам, столь многим ему обязанным. Хочется в слова о товарище Сталине вложить всю свою душу, всю свою любовь, всю свою преданность партии и рабочему классу. Но желание не есть еще возможность. Чувства, которыми наполнены сердца трудящихся сегодня, мысли о товарище Сталине, которыми полны все передовые люди, богаче тех замечательных слов, которые сегодня будут написаны о великом строителе социализма в капиталистическом окружении.

Сталин выдвинут как вождь новым классом, двигающим историю вперед, призванным уничтожить капитализм и построить коммунизм.

Писать о Сталине — это значит писать о теории, стратегии и тактике революционной борьбы пролетариата и победы социализма, о партии большевиков, начиная с ее зарождения до наших дней, о великом учении марксизма-ленинизма.

Писать о Сталине — это значит писать о нашем великом народе, о великом советском государстве, строителем которого, вместе с Лениным и после Ленина, является Сталин, о победоносной гражданской войне, в которой Сталин, как организатор Красной Армии, сыграл решающую роль, и о дальнейшем перевооружении нашей Красной Армии — могучего оплота советского государства, о наших соколах-летчиках, о танкистах, о славных артиллеристах.

Писать о Сталине — это значит писать о наших трех пятилетках, не знающих примера в истории человечества, о великом преобразовании отсталой сермяжной России в самую передовую страну мира, о великом переломе — победе колхозного строя, об индустриализации нашей ранее отсталой страны, о подъеме нашего железнодорожного транспорта, о передовых людях — о стахановцах, взращенных великим Сталиным, об искоренении врагов пролетариата внутри партии, внутри страны, о победах нашей внешней политики, о мировом рабочем движении.

Писать о Сталине — это значит писать о росте культуры народа, в особенности некогда отсталых, порабощенных наций, о нашей интеллигенции, поднятой и выращенной великим Сталиным, о зажиточной жизни широких масс, о сталинской заботе и любви к трудящемуся человеку и в особенности к детям, о преданном товарище и друге, беспощадном к врагам народа и мягкосердечном к людям, преданным делу народа и его советскому государству.

Народ любит товарища Сталина потому, что это — вождь, который отражает волю народа, воплощает его силу и мощь и возвращает своему народу аккумулированную в нем силу и энергию народа. Народ знает, что это вождь, который, выйдя из гущи народной, всегда — с массами, всегда — с народом, обеспечивая ему великие победы.

Величие Сталина — это величие эпохи, величие партии, величие народов, вождем которых он является.

Ленин, цитируя в 1918 г. в заметках «Из дневника публициста» великие слова Маркса: «Революции локомотивы истории» — добавляет: «разогнать локомотив и удержать его на рельсах».

Чтобы разогнать социалистический локомотив истории и удержать его на рельсах, нужно иметь машиниста, качества которого соответствовали бы великим историческим задачам передового отряда человечества. Таким великим машинистом был Ленин, имевший в своей спаренной бригаде Сталина, таким великим машинистом сейчас является наш Сталин.

Вооруженный опытом вождения локомотива в спаренной бригаде Ленина — и тогда, когда Ленин готовил локомотив до революции, и в Октябрьские дни, когда локомотив взял разгон, и в годы гражданской войны,— Сталин смело, развивая ленинский разгон локомотива истории, удержал его на социалистических рельсах. В этом решающая, основная, историческая заслуга товарища Сталина, за которую наш народ всем своим сердцем награждает товарища Сталина великой, неиссякаемой любовью и преданностью.

Великое историческое значение этого дела — разогнать локомотив истории и удержать его на рельсах — станет ясным, если вспомнить неоднократные указания Ленина и Сталина о том, что недостаточно завоевать власть, недостаточно даже отстоять эту политическую власть в вооруженной борьбе. Для закрепления Октябрьской победы необходимо создать социалистическую индустрию, перевести крестьянство на рельсы социализма, тем самым создать экономический фундамент социализма, поднять культуру страны и завершить построение социализма, вооруженного, способного к борьбе за свое существование с капиталистическим окружением.

В 1928 г. на Пленуме ЦК ВКП(б) товарищ Сталин говорил:

«Мы догнали и перегнали передовые капиталистические страны в смысле установления нового политического строя, советского строя. Это хорошо. Но этого мало. Для того, чтобы добиться окончательной победы социализма, нужно еще догнать и перегнать эти страны также в технико-экономическом отношении. Либо мы этого добьемся, либо нас затрут... Невозможно отстоять независимость нашей страны, не имея достаточной промышленной базы для обороны... Нужно постепенно, но систематически и упорно переводить сельское хозяйство на новую техническую базу, на базу крупного производства, подтягивая его к социалистической промышленности. Либо мы эту задачу разрешим,— и тогда окончательная победа обеспечена, либо мы от нее отойдем, задачи этой не разрешим,— и тогда возврат к капитализму может стать неизбежным явлением».

Таким образом вопрос стоял — либо удержать локомотив на социалистических рельсах, либо возврат к капитализму, т. е. возврат к тому, в борьбе с чем рабочие и крестьяне пролили столько крови, понесли столько жертв.

Как известно, локомотив остался на социалистическом пути. Эту задачу пришлось решать в борьбе с открытыми и замаскированными троцкистскими и бухаринскими предателями социализма. В своей атаке на локомотив истории эти предатели все свои отравленные стрелы направляли прежде всего на машиниста локомотива. Но машинист локомотива товарищ Сталин тем и отличается, что чем яростнее атака врагов, тем сокрушительнее отпор. Враги социализма были сокрушены.

Сталин провел локомотив истории по крутым спускам и трудным подъемам, через повороты и кривые, он оставлял в топке локомотива только то ценное, что дает двигательную энергию, а шлак он своевременно очищал, не засоряя при этом пути. Он точно, теоретически и практически, рассчитал тормозной путь, чтобы не было разрыва поезда, в котором имелись вагоны разных конструкций — различные хозяйственные уклады.

Давая отпор троцкистским провокаторам, товарищ Сталин последовательно, терпеливо, начиная еще с 1923— 1924 годов, приводил крестьянские массы к колхозам на основе нэпа, сцементировав поезд революции нерушимым союзом рабочих и крестьян. Используя для разгона локомотива истории всю его мощность, товарищ Сталин правильно выбирал моменты для ускорения движения, вовремя переводил реверс локомотива, когда нужно было ускорить это движение к социализму.

Выбрав точно момент ускорения движения, товарищ Сталин обеспечил создание прочного фундамента социалистической экономики и победу социализма.

Победа социализма одержана прежде всего потому, что теоретически Сталин дал точку опоры для мобилизации всех революционных сил в борьбе за социализм.

Теоретически разработанный Сталиным ленинский принцип возможности победы социализма в одной стране — корень всех политических споров — стал оселком, на котором большевистская партия отточила свое оружие в борьбе с предательскими теориями возврата к капитализму, презренных впоследствии окончательно раскрытых троцкистских шпионов, в борьбе со всеми проявлениями левого и правого оппортунизма — такими же врагами социализма.

Кроме вопроса о строительстве социализма в одной стране, Сталину, как машинисту локомотива истории, пришлось теоретически определять и трассу, и прокладывать рельсы для движения локомотива по таким направлениям, по которым не были уложены теоретические рельсы и даже трасса была лишь в общем определена. Это такие вопросы, как пути обобществления сельского хозяйства, вопросы государства и другие. В этом великая сила нашего движения — марксистско-ленинская теория не застыла, Сталиным она развита, углублена и доработана.

Всем памятно историческое теоретическое выступление товарища Сталина на конференции аграрников-марксистов, в котором он разбил буржуазную теорию равновесия, теорию самотека в социалистическом строительстве, теорию «устойчивости» мелко-крестьянского хозяйства и по-новому поставил вопрос об отношении города и деревни, о природе колхозов и о ликвидации кулачества, как класса.

Мы, близкие ученики товарища Сталина, можем без преувеличения сказать, что ни в одну область социалистического строительства товарищ Сталин не вложил столько энергии, труда и заботы, сколько в колхозное строительство, начиная от организации политотделов МТС, строительства заводов с. х. машиностроения до Устава с. х. артели. Все знают, сколько совещаний колхозников было проведено товарищем Сталиным по всем отраслям сельского хозяйства, но кроме этого многочисленное количество раз товарищ Сталин советовался с местными работниками, с колхозниками по всем вопросам колхозной жизни и организации хозяйства.

Товарищ Сталин неустанно работал и работает над укреплением советского государства, его основ и его органов управления. Он боролся против всех открытых и скрытых оппортунистических элементов, которые стремились к ослаблению государства.

Всем памятно, в каких условиях политической борьбы протекала индустриализация страны и коллективизация сельского хозяйства. Все звериные остатки капитализма, все темное и подлое, что осталось от старого строя, при помощи и поддержке иностранных империалистов мобилизовалось для борьбы против социалистического переустройства страны. Они чувствовали и знали, что ликвидация кулачества, победа коллективизации и индустриализации означают победу социализма. Не было такого преступления, перед которым остановились бы эти изверги человечества: террор, убийство лучших людей, взрывы, крушения, поджоги, отравление скота — все средства были пущены в ход.

Чтобы разбить этих врагов, чтобы укрепить социализм, чтобы локомотив истории преодолел все препятствия на своем пути, нужно было укреплять государство, разоблачая тех, кто притуплял классовую бдительность; нужно было мобилизовать лучшие силы партии и народа для того, чтобы социализм, опираясь . на мощное государство, при его помощи, мог окончательно укрепить свои позиции.

И товарищ Сталин, шаг за шагом, день за днем укреплял силу и мощь нашего государства, разбивая врагов и приумножая свежие, живые силы в государственном аппарате, во всем государственном механизме. Практика сталинской борьбы за государство была завершена Сталинской Конституцией и новой теоретической разработкой товарищем Сталиным вопроса о государстве на XVIII съезде нашей партии.

* * *

Государство наше сильно и прочно, именно потому, что в результате сталинских пятилеток у нас имеются тысячи металлургических, машиностроительных, нефтяных, угольных, химических, электротехнических, текстильных, трикотажных, обувных, пищевых предприятий с передовой техникой, сотни тысяч самых крупных в мире сельскохозяйственных организаций — колхозов и совхозов, тысячи машинно-тракторных станций с лучшими, передовыми тракторами и комбайнами, образцовые самолеты, паровозы, электровозы и т. п. и т. д.

Партия, ее ЦК и прежде всего товарищ Сталин неустанно практически руководили строительством и укреплением всех отраслей хозяйства, всей индустрии, в особенности тяжелой индустрии и железнодорожного транспорта.

Мы знаем примеры того, как товарищ Сталин лично заботился, добивался обеспечения металлом таких, например, заводов, как тракторный, автомобильный, а о внимании предприятиям оборонной промышленности, в особенности авиационной и судостроительной, уже и говорить не приходится — ими занимается товарищ Сталин буквально повседневно, не раз вызывает на совещания руководителей, инженеров, конструкторов, иногда и начальников цехов. Проекты и типы кораблей, самолетов и других видов продукции оборонной промышленности являются предметом специального рассмотрения на этих совещаниях у товарища Сталина, и наряду с этими вопросами рассматриваются и решаются практические вопросы работы заводов, ход исполнения программы и меры для улучшения работы.

Речь товарища Сталина на совещании хозяйственников в 1931 году легла в основу работы всех лучших людей нашей индустрии, их борьбы за укрепление промышленности. Эта речь известна в рабочем классе, как «шестьусловий» товарища Сталина. Можно без преувеличения сказать, что именно эти шесть условий товарища Сталина были решающей подготовкой к развитию стахановского движения.

Все знают, какое внимание, какую заботу проявлял и проявляет товарищ Сталин к стахановцам — передовым людям нашей индустрии. Не случайно фотографии лучших передовых людей промышленности, транспорта и сельского хозяйства нашли место в кабинете товарища Сталина.

Не меньшее внимание и заботу проявляет товарищ Сталин о железнодорожном транспорте. Своими успехами на транспорте железнодорожники обязаны товарищу Сталину. Он непосредственно давал задание — и проверял его исполнение — о поставке транспорту промышленностью 80 тысяч вагонов в год и тысячи новых паровозов усовершенствованного типа. Когда вопрос встал о новом передовом конденсационном паровозе, товарищ Сталин потребовал быстрейшего его освоения. Вопрос о переходе на более мощные четырехосные вагоны, на более мощные одноазные рельсы, строительстве вторых путей, строительстве новых железных дорог — был предметом специальной заботы товарища Сталина.

В своей практической работе железнодорожники получали живой отклик и руководящие указания от товарища Сталина.

Железнодорожники знают, что подъем их материального благосостояния, как и подъем зажиточности колхозников, материального благополучия рабочих промышленности, является результатом заботы нашей великой партии и ее вождя товарища Сталина.

Необходимо отметить, что железнодорожные машинисты знают об особом к ним заботливом отношении товарища Сталина. Они знают, например, что, когда награждали железнодорожников, товарищ Сталин особое внимание обращал на награждение машинистов. Они гордятся самим сравнением товарища Сталина с машинистом локомотива, правда, другого локомотива, немного побольше, чем самый мощный из существующих физических локомотивов на железнодорожном транспорте.

Впервые в истории железнодорожного транспорта вопросы транспорта подняты на большую теоретическую принципиальную высоту. Прием железнодорожников товарищем Сталиным в 1935 году сыграл большую роль.

Товарищ Сталин в своей речи указал на большое государственное значение железнодорожного транспорта для нашей страны.

Товарищ Сталин говорил о чести железнодорожников работать на железнодорожном транспорте и выполнять свои обязательства перед государством. Эти слова и последующее практическое руководство товарища Сталина и обеспечили те успехи, которые имел железнодорожный транспорт.

Железнодорожники помнят слова товарища Сталина о самокритике. Они знают, что на железнодорожном транспорте есть не мало недостатков, что требования, предъявляемые хозяйством к перевозкам, растут, и сегодня больше чем когда-либо железнодорожники дадут слово своему любимому великому машинисту локомотива истории товарищу Сталину, что приложат все силы к тому, чтобы оправдать до конца ту заботу, то внимание и поддержку, какую товарищ Сталин оказал и оказывает железнодорожникам нашей страны.

Товарищ Сталин сочетает в себе теоретическую мощь вождя пролетарской революции с организационной силой величайшего в истории организатора партии и государства.

Излагая на XVII съезде партии условия организации победы генеральной линии партии, товарищ Сталин говорил: «победа никогда не приходит сама,— ее обычно притаскивают».

В качестве важнейшего условия этого притаскивания победы товарищ Сталин ставил и ставит вопрос о кадрах. Товарищ Сталин не раз говорил, что ни один класс в истории, приходя к власти, не одерживал победы без подготовки своего офицерского и унтер-офицерского состава.

Подготовка своей интеллигенции, грамотной и культурной, верной своему классу, способной быть на высоте требований и задач данного исторического периода,— таково важнейшее условие закрепления победы.

Товарищ Сталин требует от всех руководителей внимания кадрам. На пленуме ЦК в марте 1937 г. он говорил: «Людей способных, людей талантливых у нас десятки тысяч. Надо только их знать и во-время выдвигать, чтобы они не перестаивали на старом месте и не начинали гнить. Ищите да обрящете».

Мало понять это, необходимо каждодневно это осуществлять, не забывая этой истины. Это относится ко всем, в том числе и к нам, близким ученикам Сталина, имеющим возможность каждодневно видеть образец подбора людей нашим Центральным Комитетом и товарищем Сталиным.

Товарищ Сталин, как садовник, заботливо, терпеливо выращивает кадры, смело и решительно проводя массовое выдвижение кадров не путем мобилизаций, а путем персонального подбора. За последнюю пару лет партия, при настойчивом руководстве товарища Сталина, выдвинула на руководящие посты сотни тысяч людей.

Товарищ Сталин с исключительной отцовской заботой и любовью относится к кадрам. На XVIII съезде партии товарищ Сталин говорил, что необходимо «ценить кадры, как золотой фонд партии и государства, дорожить ими, иметь к ним уважение», что необходимо знать кадры, знать, на какой пост поставить работника, чтобы он развернул свои способности; что нельзя канцелярски относиться к кадрам, что необходимо «не жалеть времени для того, чтобы терпеливо «повозиться» с такими работниками и ускорить их рост».

В то же время товарищ Сталин требует воспитания кадров не только в школе, но и самокритикой. Замазывание ошибок, говорит товарищ Сталин, может погубить работника.

Воспитание в духе большевизма требует самокритики. Бюрократизм, делячество способны испортить и хороших работников, поэтому тов. Сталин всегда подчеркивает, что нужно их критиковать, невзирая на чины, и требовать от нихсвязи с массами.

Товарища Сталина всегда воодушевляла и воодушевляет присущая ему вера в творческие силы рабочего класса, в творческие способности масс, в творческую силу народа, которая давала ему возможность правильно направлять движение локомотива истории. Вера в массы у товарища Сталина соединяется всегда с великой любовью к народу, к творцам новой жизни, и с огромной скромностью, отличающей его, как величайшего в истории вождя народных масс.

Каждый руководитель должен во всей деятельности учиться, учиться и учиться у товарища Сталина.

Одной из характерных черт товарища Сталина является его талант — за внешним, не бросающимся в глаза, видеть существо вещей, корень ихи на этой основе видеть на десятилетие вперед. Товарищ Сталин умеет находить в малом большое и из небольшого, на первый взгляд, вопроса разворачивать коренные общие вопросы. Эта черта является одной из важнейших составных частей методов его работы.

Это видно хотя бы на примере переустройства города Москвы.

Началось с того, что в связи с некоторыми заминками в снабжении населения топливом и водой на Политбюро товарищем Сталиным был поставлен вопрос об обеспечении населения топливом, водой, о жилищном хозяйстве и о плохом состоянии мостовой на Арбатской площади. По мере рассмотрения этих вопросов товарищ Сталин все расширял и расширял рамки обсуждения до вопроса о генеральном плане перестройки города Москвы.

Для разработки вопроса о московском городском хозяйстве была создана специальная комиссия ЦК с участием товарища Сталина. Комиссия регулярно заседала много раз, товарищ Сталин аккуратно посещал каждое заседание комиссии. Товарищ Сталин предложил вызывать на заседания комиссии специалистов, которые знают городское хозяйство, и часами выслушивал их и обсуждал вопросы о воде, о мостовых, о выравнивании улиц и площадей, о жилищном строительстве. И из вопроса о ликвидации заминки с водой и топливом выросли вопросы о канале Москва – Волга, строительстве водопроводных станций, обводнении реки Яузы, постройке новых мостов, сооружении метро, сносе Китайгородской стены, старых и ветхих домов в бывших Обжорном, Лоскутном и Охотном рядах, и как завершение всего — генеральный сталинский план реконструкции Москвы, в результате осуществления которого старая Москва стала Сталинской Москвой.

Можно было бы привести еще десятки примеров из области культуры, архитектуры, науки и школ, промышленности и сельского хозяйства, которые показывают, с какой основательностью и фундаментальностью товарищ Сталин вникает по все эти вопросы социалистического строительства, ярким примером чего являются приведенные мною факты переустройства города Москвы.

Мы, помощники и ученики товарища Сталина, имеем счастье наблюдать, как великий творческий ум проявляется не только в опубликованных речах и книгах, но и искрится ежечасно при решении больших и небольших вопросов теории и практики строительства как во внутренних, так и во внешних делах.

Самым святым, самым важным для Сталина является партия, служению которой он отдает всю свою жизнь, партия, основы которой он закладывал вместе с Лениным, партия, с которой он прошел весь ее боевой путь борьбы и величайших в истории человечества побед.

Эту любовь к партии, веру в ее мощь товарищ Сталин с исключительной яркостью и силой показал в гениальном сталинском творении — «Истории ВКП(б)».

Сталин велик не только сегодня, когда он стоит во главе величайшего государства в мире, во главе народов СССР, но и тогда, когда он вместе с Лениным в подполье сплачивал небольшую горстку большевиков, когда небольшая нелегальная партия большевиков ковала свое оружие для борьбы за победу пролетариата.

Сталин сплотил партию вокруг Ленинского знамени. Партия Ленина — Сталина сейчас едина, сплочена вокруг своего сталинского ЦК, как никогда.

Сталин вместе с Лениным выковывал мощь партии. Эта мощь и дала возможность рабочему классу нашей страны подняться до уровня господствующего класса, обеспечить разгон локомотива истории и удержать его на рельсах. Только наличие такой партии, как наша, дало возможность поднять наше государство, нашу страну до ее нынешнего уровня.

Вооруженная идейно - теоретически, укрепленная организационно - практически, партия под руководством Сталина поведет трудящихся к новым победам коммунизма.

* * *

Наша страна, веками угнетавшаяся, порабощенная, некультурная, малограмотная, достигла под руководством товарища Сталина величайших успехов.

Злопыхатели — кадеты, меньшевики, эсеры, буржуазные писатели всех мастей — на всех перекрестках кричали, что большевики разрушают государство, разрушают Россию, а теперь весь мир видит, как эта, некогда отсталая Россия, Россия крепостничества и рабства, безработных, нищих, безграмотных, Россия — тюрьма народов, стала цветущей, культурной, грамотной социалистической страной. Все это является делом рук партии Ленина — Сталина и гениального руководства нашего родного и любимого Сталина.

Политика Сталина — политика нашей большевистской партии. Сегодня народ с гордостью говорит своему великому машинисту: Ты не только удержал локомотив истории на рельсах, ты ускорил его движение вперед вопреки всем препятствиям и предательствам врагов, ты довел великий поезд революции до станции Социализм, а сейчас желаем тебе здоровья и бодрости, чтобы победно довести нас до станции Коммунизм.

Сегодня народы Советских Союзных республик, наша великая партия, каждый коммунист в отдельности, друзья нашего Советского Союза во всех странах мира будут горды великим сталинским юбилеем.

Сегодня каждый в полном смысле и значении этого скажет: «Да здравствует наш родной, любимый всей душой Сталин!».

 

 

Joomla templates by a4joomla