Содержание материала

ИСТОЧНИК ТВОРЧЕСКОГО ВДОХНОВЕНИЯ

С. ИЛЬЮШИН

 

Когда я думаю о товарище Сталине, передо мной встает прежде всего простой, сердечный человек. Я имел счастье быть согретым не раз неповторимой, замечательной сталинской улыбкой, от которой веет теплотой и вместе с тем гордостью за своих людей, которые служат делу коммунизма, делу, которому Иосиф Виссарионович посвятил всю свою жизнь.

Для нас, советских авиационных конструкторов, товарищ Сталин сделал все: он открыл нам широкий творческий путь, он вдохновляет нас на новые замыслы, помогает нам и направляет нас в трудных вопросах нашей работы. Я думаю, что выражу чувства всех нас, если скажу, что Сталин — это источник нашего творческого вдохновения.

Каждому из нас, главных конструкторов авиационных заводов, не раз приходилось бывать у товарища Сталина, докладывать ему о своих работах, слушать его простые и мудрые слова. Товарищ Сталин вырастил и воспитал кадры авиационных конструкторов.

Моя первая встреча с товарищем Сталиным относится к 1933 году. С начала 1933 года я работал в конструкторском бюро завода имени Менжинского. 5 августа 1933 года меня пригласили к Клименту Ефремовичу Ворошилову. Там уже был покойный тов. Баранов, который мне сказал, что сейчас поедем к товарищу Сталину. Мы поехали на дачу к товарищу Сталину вместе с Барановым. Был яркий, солнечный день. К. Е. Ворошилов подъехал на минуту раньше. Товарищ Сталин со всеми тепло поздоровался и сразу пригласил на террасу. Началось совещание. Обсуждались вопросы морской авиации, были доложены данные новых гидросамолетов. Обстановка была непринужденная и деловая. Иосиф Виссарионович внимательно выслушивал нас и в процессе докладов задавал технические вопросы.

После заседания, длившегося часа два с половиной, товарищ Сталин объявил перерыв и пригласил всех в парк. Когда мы вышли, Иосиф Виссарионович предложил сыграть партию в городки. Все согласились.

Игру вел Иосиф Виссарионович с товарищем Ворошиловым на одной стороне, а мы с товарищем Барановым — на другой. Оказалось, что товарищ Сталин замечательно играет в городки и очень метко бьет. Во время игры я старался не отставать от товарища Сталина, и за меткие попадания Иосиф Виссарионович называл меня чемпионом. Несмотря на это, все же мы с тов. Барановым проиграли. Выиграли Сталин и Ворошилов.

Во время игры товарищ Сталин как бы совсем отвлекся от тех больших государственных вопросов, которые обсуждались на совещании. Все внимание его было поглощено городками. После окончания игры нас пригласили к обеду. После обеда совещание снова возобновилось, но уже по другим вопросам авиации. Оно продолжалось до позднего вечера.

Ежегодно, а иногда и несколько раз в год, товарищ Сталин вызывает нас, авиационных конструкторов, лично заслушивает наши доклады, дает конкретные указания и помогает нам своими советами. Каждый конструктор имеет возможность лично доложить о ходе своих дел, о выполнении данного ему задания, о всех трудностях, встающих перед ним.

Летом этого года я был приглашен к товарищу Сталину. В приемной я встретил и других авиационных конструкторов — Поликарпова, Архангельского.

Я вошел, товарищ Сталин поздоровался со мной и сразу перешел к делу. Тут же за столом сидели товарищи Ворошилов и М. М. Каганович. Мне давалось задание - сконструировать новый самолет. После обсуждения и уточнения элементов этого задания Иосиф Виссарионович спросил меня:

— Какой срок вам нужен для этого?

Я назвал срок. Иосиф Виссарионович улыбнулся и сказал:

— А сократить нельзя?

Я ответил, что это трудно сделать. Тогда Иосиф Виссарионович сказал:

— А почему же конструктор (назвал фамилию известного советского конструктора) дает более короткий срок? Почему вы этого не можете сделать? Может быть, вам следует изменить метод вашей работы? — И добавил: — Не надо стремиться делать все самому.

Тут же товарищ Сталин дал мне ряд указаний, которые помогли нам значительно сократить сроки выполнения этого большого задания.

— Желаю вам успехов.

Иосиф Виссарионович очень внимателен к нам, авиационным конструкторам, и не пропускает случая помочь указанием, советом, а также поддержать конструктора в нужную минуту. Мне никогда не забыть случая, имевшего место лично со мной. В конце 1937 года на одном моем самолете обнаружился дефект в подкосах шасси. От этого произошел ряд неприятностей. Меня вызвали к товарищу Сталину, но я не знал, по какому вопросу он меня вызывает. Когда я пришел в кабинет Иосифа Виссарионовича, он сидел за столом. Увидев меня, пожал мне руку, пригласил сесть и сразу спросил:

— Что у вас там с подкосами шасси?

Я доложил товарищу Сталину о дефекте. Иосиф Виссарионович задал ряд технических вопросов, уточняющих характер дефекта. Я рассказал о допущенной мною ошибке, которая явилась причиной этого дефекта. И тут же рассказал о мерах, принятых для ее устранения.

Под конец беседы товарищ Сталин дал мне ряд ценных указаний. В частности, он сказал мне, что нужно конструировать самолеты так, чтобы они были просты в производстве и в эксплоатации и были бы доступны среднему летчику.

— Нужно конструировать самолеты для среднего летчика, а не для отдельных выдающихся летчиков, вроде Коккинаки.

Тепло попрощавшись со мной, товарищ Сталин сказал:

— Желаю вам успехов.

Эта беседа продолжалась около часа, но она останется в памяти на всю мою жизнь. Я вышел из Кремля с чувством горячей и искренней благодарности товарищу Сталину. Я ощущал величайший прилив сил и непреодолимое стремление работать еще больше, еще лучше для славы и могущества моей родины. Чувствовал, что мне не страшны никакие трудности на этом пути.

За Сталина! — с этим лозунгом шли в бой и победили врага герои Хасана и Халхин-Гола. Со Сталиным в сердце покоряли огромные воздушные пространства наши славные герои-летчики Чкалов, Коккинаки, Громов.

С этим родным и дорогим нам именем мы, авиационные конструктора, добились уже немалых успехов. С именем товарища Сталина мы будем одерживать победы и впредь. От всего сердца я желаю товарищу Сталину доброго здоровья на многие годы.

 

 

Joomla templates by a4joomla