ЕГО БЛАЖЕНСТВУ, БЛАЖЕННЕЙШЕМУ СЕРГИЮ, ПАТРИАРШЕМУ МЕСТОБЛЮСТИТЕЛЮ, МИТРОПОЛИТУ МОСКОВСКОМУ И КОЛОМЕНСКОМУ(ПИСЬМО ИЗ СВЕРДЛОВСКА)
В ПЕРВЫЕ дни войны перед нами, верующими г. Свердловска, возник вопрос: «Как Церковь должна помогать родине?», «Какие она должна принимать меры, чтобы помочь армии разгромить ненавистного фашистского врага?» Все мы очень хорошо знаем историю, а она нас учит, что немцы неоднократно посягали на Русь, посягали на нашу независимость и свободу, но каждый раз встречали упорное сопротивление русского народа и терпели поражения. Русская Православная Церковь во дни нашествия врагов играла немалую роль. Она благословляла русских людей на подвиги для защиты своего отечества, своей веры и этим способствовала поражению врагов.
Верующие патриоты-свердловцы с большим облегчением вздохнули, получив от Вашего Блаженства воззвание «К пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви» и молитву о даровании победы русскому воинству. Воззвание повело за собой Русскую Церковь и, в частности, свердловскую, так как в нем ясно определяются обязанности как пастыря, так и пасомых в деле общего участия в разгроме фашистской нечисти.
Выполняя волю Вашего Блаженства, я, как пастырь объединенной общины Свердловска, прочитал воззвание в церкви. Простые, для всех понятные, слова, от которых веет мудростью и искренностью большого русского патриота, произвели на верующих громадное впечатление. Верующие поняли, что их долг — быть непосредственными участниками в защите родины, ее независимости и веры.
Что же касается содержания молитвы о даровании победы, то сообщаю от себя и от своих пасомых: эту молитву мы не можем читать и слушать без слез умиления. Каждая фраза, каждое слово входят в сердце верующего.
Воззвание и молитвы мною читаются в каждый праздничный день, но я считаю, что этого недостаточно. Пастырю необходимо разъяснять верующим содержание воззвания. На нас, пастырей, воззванием возлагается громадная ответственность перед Богом и перед родиной за своих пасомых. Эту обязанность пастыря я, недостойный, по своим силам принимаю. Я прилагаю все усилия для разъяснения обязанностей, возложенных святой Церковью на каждого христианина в происходящих мировых событиях. Мы денно и нощно молимся о даровании победы русскому воинству. Мною произносятся поучения, ведутся беседы с верующими, которым я, по пастырскому долгу, разъясняю смысл происходящих событий, допущенных волей Всевышнего, для того чтобы покарать коричневых изуверов. Цель фашизма — поработить весь мир. Всех людей, кроме немцев, сделать рабами, уничтожить Православную Церковь и веру. Мы уже знаем, что подлые гитлеровцы,
для достижения своих адских планов, ни перед чем не останавливаются. У них нет ни морали, ни чести, они разрушают наши храмы, убивают наше духовенство, зверски издеваются над нашими людьми, мучают и убивают беззащитных людей, стариков и женщин.
Все мои поучения среди верующих дают благоприятные результаты, но считаю себя обязанным перед Богом и родиной не ослаблять своей работы, а, наоборот, усиливать ее, ибо враг еще не добит, он в зверином разъярении скрежещет волчьими челюстями.
Верующие Свердловска не остались безучастными к делу обороны страны, они помогают каждый чем может, — кто работой на помощь фронту, кто жертвует для доблестной Красной Армии разные вещи, в церквах производятся сборы и отчисления в фонд обороны.
Мне как пастырю приходилось иметь разговор с верующими, и в том числе с матерями.
Что такое русская мать? Сердце русской матери благородно, оно полно теплой любви к сородичам, но вместе с тем оно клокочет вулканом ненависти к врагам родины, задумавшим ее покорить.
При выполнении своих пастырских обязанностей мне пришлось быть свидетелем, как одна мать провожала своего единственного сына в армию на защиту отечества. Другая обращалась ко мне с просьбой совершить панихиду по геройски погибшему на поле битвы ее единственному сыну. На лице матери я не видел ни ропота, ни недовольства, я видел только печальные глаза, покорные воле Божией. Такова русская мать. Она для блага родины не щадит сына, вскормленного ее молоком. Разве можно победить таких людей?
Считаю, что каждый пастырь обязан вести в своем приходе, среди своих пасомых, работу, полезную для родины, имея дв>е цели: первое — создать спокойствие тыла и второе — помочь фронту для скорейшего уничтожения фашистских извергов.
Иоанно-Предтеченская кладбищенская церковь в г. Свердловске
«Молчаливость пастыря — измена родине», — эти золотые слова Вашего Блаженства каждый должен знать. Всякая измена своему отечеству карается на земле людьми и в будущем карается Богом.
Нас, пастырей, еще более воодушевляет последнее распоряжение Вашего Блаженства о прочтении текста телеграммы из Каира от Патриарха Александрийского Христофора. Мною в день праздника Входа Господня во Иерусалим были зачитаны Ваши распоряжения, отслужен молебен о даровании победы русскому воинству с провозглашением многолетия Патриаршему Местоблюстителю Митрополиту Сергию, Патриарху Православной Александрийской Церкви Христофору, русскому воинству и всем православным христианам. Меня и верующих Свердловска радует и воодушевляет это событие. Мы благодарим Вас, Милостивейший Архипастырь и Отец, за Ваше мудрое руководство Русской Православной Христовой Церковью. Мы не одиноки, есть еще молитвенники за нас и за нашу победу над силами ада.
В Иоанно-Предтеченской церкви г. Свердловска во время причащения верующих Великим постом 1942 года
Церковь Двенадцати Апостолов в т. Туле
Внутренний вид Феодоровской церкви в г. Ярославле
Я, недостойный, призываю всех пастырей Русской Церкви в своей деятельности руководствоваться, как настольной книгой, воззванием Вашего Блаженства от 22 июня 1941 года, в котором ясно начертаны обязанности пастыря и пасомых перед родиной. Мы должны работать, не успокаиваясь на достигнутых результатах, а если будет угодно Богу, умереть за паству или вместе с паствой. Не будем ждать какой-либо земной славы, умрем, но не дадим своей святыни на попрание псам, не дадим уничтожать храмы, убивать невинных людей. И на этот раз Господь поможет одолеть и ниспровергнуть врага.
6 апреля 1942 года. Понедельник св. Пасхи.
ЗА СКОРУЮ ПОБЕДУ НАД ВРАГОМ
(ПИСЬМО ИЗ ЧЕЛЯБИНСКА)
ГРОЗНУЮ годину переживает отечество. Коварный враг вторгся на нашу землю и глумится над высокими требованиями чести и морали. Враг разрушает храмы, предает огню памятники древней старины — все то, что народ нашей отчизны воздвиг своими руками. Священную нашу землю враг орошает кровью детей, женщин и стариков. Враг пытается поставить наш народ на колени перед неправдой. Враг хочет заглушить веру в Христа и память о великих предках наших, не жалевших жизни для блага родины. Не впервые русский народ борется со вражеской силой. Как бы велики ни были испытания, которые приходились на долю народа нашего, он разбивал темные силы врагов. Добро торжествовало над злом, и отечество наше очищалось от вражьей скверны.
Священник Сергий АШИХМИН (г. Челябинск Симеоновская церковь) произносит проповедь с призывом к верующим отдать все силы для победы русского оружия
Симеоновская церковь в г. Челябинск
Сила и мощь русского народа, вера в непобедимость оружия его перед лицом грозной опасности всегда крепчали. Это подымало и сплачивало русский народ на борьбу с врагом своим.
Образ наших предков, отстоявших свою отчизну в тяжелые годы лихолетья, вдохновляет теперь русский народ на борьбу с темной силой, и с Божьей помощью и сейчас русский народ победит врага.
Радостные вести идут с фронтов священной отечественной войны. Победоносное воинство наше гонит коварного врага со священной земли русской и наносит ему смертельные удары.
Для ускорения часа освобождения русской земли от врагов не покладая рук работают все, в ком горит огонь пламенной любви к своей родине.
Прихожане Симеоновского прихода города Челябинска вносят свою долю в общее дело борьбы с коварным врагом. Прихожане в тяжелую годину для нашей отчизны, каждый на своем посту, трудятся, не жалея сил своих, на благо нашего отечества, для скорого разгрома врага. Прихожане нашей церкви не только молятся о даровании победы русскому воинству, но и вносят лепту свою в общее дело победы над врагом.
На укрепление нашей родины, по постановлению церковного совета, мы внесли 40 тысяч рублей и в дальнейшем будем помогать отчизне всем, чем каждый из нас может.
В ежедневных молитвах к Господу Богу мы молимся о даровании победы нашему воинству и с упованием, с верой в непобедимость оружия русского ждем скорой победы над врагом нашей родины.
Священник Сергий АШИХМИН
2 апреля 1942 года.
Великий Четверг.
ВЕРУЮЩИЕ МОЛОТОВСКОЙ ОБЛАСТИ —РОДИНЕ
В МОСКОВСКУЮ Патриархию поступают вести из Молотовской области о патриотическом подъеме верующих.
Ко дню 1 Мая на подарки доблестным бойцам Красной Армии церковный совет и верующие Новокладбищенской церкви г. Молотова пожертвовали 5 тысяч рублей; Добрянская церковь Молотовской области внесла к 1 Мая в фонд обороны 4 тысячи рублей; Шубинская — 6500 рублей.
Новокладбищенская церковь в г. Молотове
НАША ЛЕПТА В ОБЩЕЕ ВЕЛИКОЕ ДЕЛО (ПИСЬМО ИЗ ГОРЬКОГО)
ВОЗЗВАНИЕ Патриаршего Местоблюстителя Митрополита Московского и Коломенского Блаженнейшего Сергия от 22 июня 1941 года, обращенное к пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви с призывом к защите священных границ нашей родины, подвергнувшейся вероломному нападению со стороны фашизма — злейшего и коварного врага всего славянства, нашло горячий отклик среди верующих г. Горького.
Воззвание Митрополита Сергия было широко распространено среди молящихся.
Любовь к родине, защита целостности родины от врагов была заветом всех православных христиан, поэтому верующие
особенно горячо отнеслись к призыву о помощи на нужды фронта, на помощь раненым и (больным бойцам.
Достаточно указать, что нами собрано пожертвований и передано по назначению— в фонд обороны—свыше одного миллиона ста тысяч рублей.
Протоиерей Троицкой церкви т. Горького А. Архангельский
Верующие охотно несли, по примеру своих патриотов-предков, не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и другие вещи: обувь, белье, полотно и т. д.
Было заготовлено и сдано немало валяной и кожаной обуви, шинелей, шапок, носков, перчаток, белья; одной шерсти перевязали на носки больше трех пудов, затратив на эти вещи свыше 6 тысяч рублей.
Был организован особо сбор на подарки для бойцов в день Красной Армии, давший свыше 30 тысяч рублей; подарки были разнесены по лазаретам раненым, которые сердечно встречали такую внимательную о них заботу. Выпуск денежно-вещевой лотереи также встретил поддержку среди верующих: церковный совет внес за билеты 35 тысяч рублей с переводом их непосредственно в фонд Красной Армии. Так внешне, материально выразилось отношение верующих к переживаемым событиям, ибо нет православной семьи, члены которой прямо или косвенно не принимали бы участия в защите родины.
Всецело поддерживая призывы нашей Православной Церкви об активной помощи в преодолении врага нашей родины, и и, как служитель церкви, считал своим нравственным долгом подать другим живой пример собственными жертвами на ту же единственную и главную цель: лично мною внесено в фонд обороны страны 100 тысяч рублей.
Крестный ход на Пасху 1942 года в Троицкой церкви г. Горького
Щедрые пожертвования верующие сопровождали горячими молитвами о даровании победы.
Религиозные чувства и особенный патриотический подъем верующих можно было наблюдать на Страстной неделе и в дни Пасхи: только за одну неделю церковный совет внес 100 тысяч рублей в фонд обороны.
Руководители церковного совета, Дмитрий Высокое, Сергей Яблоков и Анна Клячина, свидетельствовали мне, что все поступающие в храм средства будут направляться ими непосредственно в фонд обороны, так как община не преследует никаких целей в накоплении запасных средств, а самый храм хозяйственно содержится исключительно попечением и любовью верующих.
6 апреля 1942 года.
Понедельник св. Пасхи.
НА РОДИНЕ МИНИНА
Троицкая церковь в г. Горьком
Храм в г. Арзамасе
В церкви г. Арзамаса Горьковской области
ВСЕ МЫ, горьковцы, несказанно обрадованы назначением и приездом к нам архиепископа и чувствуем глубокую благодарность Митрополиту Сергию за его истинно отеческие заботы о нас.
Торжественное богослужение в храме и крестные ходы в течение трех первых дней Пасхи повеяли миром, успокоением и какой-то особенной теплотой в наши сердца.
В это тяжелое время наших испытаний, когда дерзкий враг вторгается в наши границы, неся с собой смерть и разрушение, когда умирают наши близкие — отцы и братья — за правое дело и родина несет всевозможные раны и потери,— призыв Блаженнейшего Митрополита Сергия
особенно глубоко запал в наши сердца, Да, мы всемерно будем бороться с врагом, и мы победим. Мы верим, что Господь с нами, а где Господь, там и сила, и победа. Враг будет побежден, и вся наша кровь и слезы взысканы на нем.
Господь говорит: «Создам Церковь свою, и врата адовы Ее не одолеют». Коварным фашистам с их языческим знаком не одолеть России и Православной Церкви.
Яблоков Сергей Александрович, член церковного совета Троицкой церкви в г. Горьком
В великие дни святой Пасхи мы, верующие, горячо обещали Богу стоять за правду, со всей энергией и знанием, на какие только способны, служить дорогой родине и защищать ее до последней капли крови. И мы верим и знаем, что не только мы, но и все истинные сыны отечества трудятся не покладая рук для спасения нашей дорогой отчизны и в ночь святой Пасхи горячо молились вместе с нами о скорейшем освобождении земли нашей от наглых врагов.
Помещаем резолюцию Митрополита Сергия на докладе верующих города Горького о подарках для Красной Армии
МНОГО горя выпало на долю русского человекаi. Нет сейчас в нашей стране семьи, где бы сердце не тревожилось за близкого. Но мы должны быть тверды и сильны и не падать духом. И мы сильны и не падаем духом. Особенно яркими в ртом отношении были пасхальные дни. В Москве, в Куйбышеве, в осажденном Ленинграде, где немцы устроили бомбежку именно в великую святую ночь, в Горьком, в Ярославле и во всех других городах и селах храмы были переполнены. С огромным вниманием верующие слушали послание Главы Православной Церкви Митрополита Сергия, его слова, полные презрения к безбожным фашистам, его призыв объединиться для борьбы с ненавистным врагом. И люди выходили из храма с новыми, окрепшими силами, с глубокой уверенностью в победе над врагами и с надеждой на возвращение своих близких живыми и невредимыми.