5. ВИЗИТ ГОЛДЫ МЕИР
Отношение к евреям в верхах особенно изменилось после визита в СССР одного из лидеров Израиля Г. Меир. Как вспоминает Г. Меир (стр. 505, Мухин, 2002), когда она пошла в синагогу 3 октября 1948 года, ее встречала толпа евреев. Она пишет. "Но улица перед синагогой была неузнаваема. Она была забита народом ... нас ожидала пятидесятитысячная толпа... Они пришли, добрые, храбрые евреи...". Демонстрация евреев была повторена и через 10 дней в еврейский праздник Судного дня. Причем съехались евреи даже из далекого Новокузнецка, а в то время, как это убедительно показал Мухин (2002, стр. 506), для этого требовалась организация с исключительными возможностями. Этой акцией ЕАК еще ближе приблизился к тому, чтобы попасть под жернова репрессивных структур СССР.
Советское руководство не ожидало столь глубокого проникновения идей сионизма в среду советского еврейства и того энтузиазма, с которым евреи приняли факт создания Израиля и приветствовали первого израильского посла в Москве Голду Меир. Все это еще больше укрепило Сталина в подозрении, которое он высказал в 1947 г. своей дочери Светлане, что все "старшее поколение евреев СССР заражено сионизмом, а они и молодежь учат" (http://www.pedclub.ru/history/russ/russ001-18.htm)
После визита Меир и дружной демонстрацией советскими евреями их приверженности Израилю, а не СССР, Сталину стало ясно, что сверхконцентрация евреев в высших эшелонах власти и особенно в науке и культуре становится чрезвычайно опасным для СССР, особенно после того, как Израиль стал выражать не интересы СССР, как задумывалось Сталиным, а интересы США. В СССР интересы евреев отстаивал ЕАК, а раз так, то с ним надо было что-то делать. Еще до визита Меир члены ЕАК были вызваны к Суслову. Он сообщил мнение Центрального Комитета: "Израиль вместо того, чтобы идти по пути серьезных забот... о нуждах еврейского народа, согласился после всяких влияний (!) следовать в фарватере государств, враждебных делу мира..." (А.Ваксберг, "Еврейский антифашистский комитет у Суслова", - Москва, 1991). Кстати, у самого Суслова жена была еврейкой. http://www.lebed.com/2006/art4541.htm). Еще 12 октября 1946 года министр госбезопасности Виктор Абакумов направил в ЦК записку "О националистических проявлениях некоторых работников ЕАК". А 26 марта 1948 года Абакумов представил в ЦК и Совмин записку, где утверждал, что руководители ЕАК ведут антисоветскую и шпионскую работу в пользу американской разведки (http://old.grani.ru/jews/articles/eak/).
Синагоги в этот период становятся центром притяжения для многих советских евреев. Тысячи, в том числе не имевших ничего общего с религией, евреев приходили к синагогам на еврейские праздники. Они становились местом духовного возрождения еврейского народа. Фактически этот период можно охарактеризовать как период массового пробуждения еврейского самосознания среди советских евреев. Этому способствовала война и нацистский геноцид, четко выделившие евреев из среды всех других народов. http://www.pedclub.ru/history/russ/russ001-18.htm
Вот выдержки из протокол допроса ГОФШТЕЙНА Д. Н. от 12 января 1949 г. ( http://www.idf.ru/9/4.shtml).
"В марте 1945 года во время моего приезда в Москву, я был приглашен в синагогу на траурное богослужение о погибших евреях во время второй мировой войны. Мне бросилось в глаза, что в синагоге я встретил тех же самых лиц, которых я встречал в Еврейском антифашистском комитете, и что руководители комитета не только являются своими людьми в синагоге, а вместе с раввином занимаются организацией богослужения.
Появившись в синагоге вместе с БЕРГЕЛЬСОНОМ, ФЕФЕРОМ, КВИТКО и другими (МИХОЭЛС в Москве отсутствовал), я во время богослужения обратил внимание на прошедший в зале шум в результате появления в синагоге нескольких групп незнакомых мне лиц. Все они прошли на почетное место в синагоге и присутствовали там в процессе всего богослужения. На мой вопрос, кто эти лица, КВИТКО мне ответил, что среди пришедших в синагогу присутствуют артист Академического Большого театра РЕЙЗЕН, академики ТРАЙНИН и ТАРЛЕ, еврейский артист ЗУСКИН, а также несколько генералов, фамилии которых я не знаю...
Михоэлс и БЕРГЕЛЬСОН готовили в еврейском театре постановку пьесы "Принц Реубейни", в которой протаскивалась идея создания еврейского государства и его деятельная связь с другими странами. Постановка этой пьесы националистического характера была запрещена, но ее все же сумели переправить в США и издать там на еврейском языке.
...Еврейский комитет, по существу превратился в филиал американской прессы, через который собиралась и переправлялась в Америку шпионская информация о Советском Cоюзе. Однако американцев это, видимо, не вполне удовлетворяло, в связи с чем они прислали в Советский Союз своего представителя, который лично ознакомился с делами еврейского антифашистского комитета и после чего дал ряд практических указаний.
ВОПРОС: Кто приезжал в Советский Союз для этой цели?
OТBEТ: В апреле 1946 года Советский Союз посетил председатель еврейской антифашистской помощи в США, один из редакторов еврейской реакционной газеты "Дер Тог" ГОЛЬДБЕРГ. Он разъезжал по Советскому Союзу и усиленно интересовался внутренним положением нашей страны. Его всячески опекали руководители еврейского антифашистского комитета, и организовывали поездки по СССР. Когда ГОЛЬДБЕРГ выехал в Киев, ФЕФЕР специальной телеграммой предложил мне организовать ему достойную встречу и сделать все, чтобы он мог более детально ознакомиться с положением на Украине. По приезде в Киев ГОЛЬДБЕРГ посетил киевскую синагогу и еврейский кабинет при Академии наук УССР, где в своих выступлениях обещал полную поддержку со стороны еврейских кругов в США по устройству судеб евреев, проживающих в СССР. Встретившись в более узком кругу в еврейском кабинете и в номере гостиницы "Интурист", где проживал ГОЛЬДБЕРГ, мне, КАГАНУ, ЛОЙЦКЕРУ, СПИВАКУ и ПОЛЯНКЕРУ он говорил о необходимости активизации националистической работы среди евреев на Украине и требовал присылки наиболее полной информации в Америку о положении в Советском Союзе. Закончив свою поездку по Украине, ГОЛЬДБЕРГ возвратился в Москву, где Еврейским антифашистским комитетом был устроен прощальный банкет. На этом банкете МИХОЭЛС, ФЕФЕР, Перец МАРКИШ и я, в своих выступлениях обещали ГОЛЬДБЕРГУ вести борьбу с ассимиляцией евреев в СССР и усилить представление информации о Советском Союзе. Мы заверили ГОЛЬДБЕРГА, что проживающие в СССР евреи являются истинными евреями и до конца будут служить идее создания, еврейского государства". Если все эти детали придуманы следователями, то их надо было делать главными драматургами всех времен и народов.
Нельзя сказать, что ранее советское руководство не замечало процесса концентрации идеологической власти в руках евреев. Еще 17 августа 1942 года начальник Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Г.Ф. Александров направил секретарю ЦК А.С. Щербакову записку, где выражалось беспокойство по поводу того, что "в управлениях Комитета по делам искусств во главе учреждений русского искусства оказались нерусские люди (преимущественно евреи)... В Большом театре Союза ССР, являющемся центром великой русской музыкальной культуры, руководящий состав целиком нерусский... Такая же картина и в Московской государственной консерватории... Все основные кафедры возглавляют евреи... Не случайно, что в консерваториях учащимся не прививается любовь к русской музыке, русской народной песне и большинство наших известных музыкантов и вокалистов (Ойстрах, Э. Гилельс, Флиэр, Л. Гилельс, Гинзбург, Фихтенгольц, Пантофель-Нечецкая) имеют в своем репертуаре главным образом произведения западноевропейских композиторов". Александров предлагал "разработать мероприятия по подготовке и выдвижению русских кадров" и "провести уже сейчас частичное обновление руководящих кадров в ряде учреждений искусства". Эти мероприятия были осуществлены в последующие месяцы и годы (http://old.grani.ru/jews/articles/eak/).
Через полтора месяца после визита Меир, 20 ноября 1948 года Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение "поручить МГБ СССР немедля распустить "Еврейский антифашистский комитет", так как, как показывают факты, этот комитет является центром антисоветской пропаганды и регулярно поставляет антисоветскую информацию органам иностранной разведки. В соответствии с этим органы печати этого комитета закрыть, дела комитета забрать. Пока никого не арестовывать." (Еврейский антифашистский комитет" // "Известия ЦК КПСС", 1989, ? 12, с.40; Реабилитация. Политические процессы 30-50-х годов, М., Политиздат, 1991, с.322-327, с.324).
В этот же период были закрыты газета "Эйникайт" - орган ЕАК (Еврейский Антифашистский комитет), "единение советских патриотов, пишущих по-еврейски", еврейское издательство "Дер Эмес" (Правда), объединение еврейских писателей в Москве, Киеве и Минске, кабинет еврейской культуры при Академии Наук УССР, альманахи "Геймланд" (Родина) в Москве и "Дер Штерн" (Звезда) в Киеве, а также еврейские театры в Москве (Государственный еврейский театр - ГОСЕТ), Минске, Одессе, Черновцах, Биробиджане.
Вскоре табу на аресты было снято, в конце 1948 г. были арестованы И.С.Фефер, В.Л.Зускин, Д.Н.Гофштейн. В середине января 1949 г. . Б.А.Шимелиович и И.С.Юзефович, а с 24 по 28 января . Л.М.Квитко, П.Д.Маркиш, Д.Р.Бергельсон, академик Л.С.Штерн, И.С.Ватенберг, Ч.С.Ватенберг-Островская, Э.И.Теумин. Сложнее обстояло дело с председателем ЕАК С.А.Лозовским, который был членом ЦК ВКП(б) и депутатом Верховного Совета двух последних созывов. В день годовщины убийства С.Михоэлса 13 января 1949 г. С.А.Лозовский был вызван к секретарю ЦК ВКП(б) Г.М.Маленкову, который в присутствии председателя КПК при ЦК ВКП(б) М.Ф.Шкирятова пытался добиться от него признательных показаний в проведении антисоветской националистической деятельности. После этого Маленков и Шкирятов составили на имя Сталина записку с предложением вывести Лозовского из членов ЦК с формулировкой "за политически неблагонадежные связи и недостойное члена ЦК поведение". Решением ЦК ВКП(б) от 18 января 1949 г. (опросом) С.А.Лозовский был выведен из ЦК ВКП(б) и исключен из партии, 20 января он был вызван в ЦК и ознакомлен с решением, а 26 января 1949 г. арестован (http://www.ihst.ru/projects/sohist/material/dela/eak.htm).
Начиная с 1949 года, прошла кадровая чистка во всех министерствах и ведомствах, научных организациях, редакциях газет и журналов. Отовсюду старались уволить евреев, если только находились сведения о том, что они поддерживают связи с сионистскими организациями и еврейскими религиозными деятелями СССР. Увольнениям подверглись даже евреи из Министерства госбезопасности. .
Начались аресты руководящих лиц на автозаводе им. Сталина и других предприятиях на периферии (см. ниже). Всего было арестовано 431 человек., из которых 217 писателей и поэтов, 108 актёров, 87 художников, 19 музыкантов (http://www.revkom.com/index.htm?/biblioteka/istdoc/medvedev_stalin_i_delo.htm).
Итак, визит Меир катализировал и резко обнажил противостояние интересов евреев и советского государства. Оказалось, что после создания государства Израиль советские евреи, хотя и далеко не все, будут колебаться, если возникнет вопрос, ради кого жертвовать своей жизнью, ради СССР или Израиля и, может быть, даже предпочтут Израиль. Такая постановка вопроса требовала немедленного удаления евреев из властных, и идеологических структур и научных верхов. Нет, это не значило, что советские евреи были хуже других народов. Бесстрастные цифры свидетельствуют, что евреи на фронте присутствовали в той же пропорции к общей численности еврейского населения, что и представители остальных национальностей СССР в пропорции к своим народам. И воевали не хуже других (http://exlibris.ng.ru/printed/kafedra/2003-08-21/3_syndrom.html). Вопрос стоял о верхушке советских евреев, о тех, кто присвоил себе право говорить от имени советских евреев, тех, кто внедрял в сознание советских евреев идеи их исключительности.