5 марта исполняется ровно 60 лет, когда Россию покинул Иосиф Виссарионович Сталин. Покинул он ее в физическом смысле, но в идеологическом и политическом, он и сейчас как и Ленин - живее всех живых. Довольно очевидно, что многочисленные кампании по десталинизации, которые проводились как ревизионистами от КПСС, так и перестроечными антисоветчиками, смогли погасить интерес к этой исторической фигуре лишь на время, так как в силу ее масштаба, значения и роли, она как в известном апокрифе на тему могилы и мусора, проросла через все наносное и сейчас одиноко взирает на происходящее у подножья сталинских сапог.
За последние годы, практически все, кроме самых оголтелых маргиналов, поняли, что полностью чернушный взгляд на Сталина, который был сформирован в 60-90е годы потерпел историческое фиаско.
Кто то был этому рад и искренне радовался торжеству исторической правды.
Кто-то признал поражение и предпочел делать вид, что реабилитация Сталина проходила где-то далеко, относясь к процессу, как к погодному явлению.
Кто-то вопил, что "всему виной русский народ который неисправим в своем рабстве" и надо "валить из этой страны".
Кто-то попытался действовать по схеме "если не можешь победить, возглавь", примазываясь к модному тренду.
Сталина стало так много, что его так или иначе обсуждают, рекламируют, извращают, корректируют представители самых разных частей политико-идеологического спектра. Никого уже не удивляют либералы, отрицающие "миллионы расстрелянных" или делающие оговорки, что Сталин конечно упырь, но вот то, то и то, в принципе было неплохо. Вполне обычным дело стали капиталисты, сделавшие из Сталина модный бренд и зарабатывающие на "кровавом тиране". Вполне себе в тренде различные имперцы-монархисты, пытающиеся вымарать из Сталина коммунистическую состовляющую, и лепящие из вождя и учителя всех народов карикатурный образ православного царя-батюшки. Всякий теперь может погреться в лучах славы Иосифа Виссарионовича и не боясь прослыть фриком заявить - "Я одобряю то, что делал Сталин","Я - сталинист!", "Стране нужен новый Сталин!". В этом виден тот путь, который прошла реабилитация Сталина со времен приснопамятных "Сталина на вас нет". Из пустой фиги в кармане, которую крутили сначала разлагавшимся поздне-советским элитам, а потом и антисоветским, пророс все еще мифический, но более осмысленный Сталин, за которым стоит пускай и упрощенная до нельзя, но все же программа действий, которую хотела бы увидеть определенная часть общества.
Да, его по прежнему сопровождает сонм мифов и карикатурных образов от кровавого тирана до православного императора. Одинаково невежественных, но вполне отвечающих текущему уровню развития общества. Период настоящего осмысления Сталина еще не наступил, и поэтому на фоне уходящей натуры истеричного антисоветчика, вопящего про миллионы расстрелянных и людоедские наклонности Сталина, мы видим и определенные издержки нового культа личности, когда в рамках логики борьбы с антисталинизмом, допускаются столь же вопиющие в своем идиотизме перехлесты, идущие как говорил сам Сталин, от низкой культуры и щенячьих восторгов.
На мой взгляд, пока что нельзя говорить о том, что подлинный Сталин восторжествовал. Сейчас торжествует светлый миф о Сталине, как символ всего того, что было хорошего в СССР на этапе мобилизационного развития. И нынешний запрос на эту одномерную квази-мифическую фигуру Сталина, есть запрос на скачкообразное мобилизационное развития со стороны тех, кто понимает, что ни во что нормальное, существующая общественно-политическая система эволюционировать не может. Эта линия наиболее ярко формализовалась в известном афоризме родившемся в недрах журнала Вассермана:
"Чем больше текущий цвет нации будет твердить, что при Сталине Родина добилась прогресса и величия ценой принесения в жертву цвета нации, тем больше в общественном сознании будет крепнуть уверенность, что текущий цвет нации срочно нужно принести в жертву — иначе величия и прогресса не дождёшься."
Сталин остался пускай и более осмысленной, но фигой, которую теперь уже не прячут в карманах, а демонстративно показывают с экранов телевизоров и мониторов, со страниц газет и сайтов, на митингах и общественных акциях. Показывают открыто, потому что никчемность нынешнего "цвета нации" становится очевидной все более широким слоям общества.
Разумеется, эта "фига" носит насквозь мифологизированный характер, где гиперболизированный тезис о роли личности в истории, замазывает экономическую и общественно-политическую подоплеку появления Сталина как вождя, и сталинизма, как явления. В этом плане, те, кто говорят, о существовании карго-культа Сталина, отчасти правы, но только отчасти. Да, происходит упрощенное копирование образа, в рамках тезиса "Культ личности был, но и личность была". Но с другой стороны, среди всего этого карго-культа, вполне себе прорастают более вдумчивые ростки осмысления Сталина, когда люди как коммунистического, так и не коммунистического мировоззрения, отходят от ура-сталинизма, и смотрят на этот исторический феномен более трезво, рассматривая как достоинства, так и недостатки Сталина и сталинизма. В этом плане, проблема карго-культа проистекает от недостатка аналитичности и историчности, в оценках вождя и учителя всех народов. Проблема эта с моей точки зрения временная и отражает издержки процесса реабилитации. Да - это плохо, да - это есть, но это пройдет. Ибо без подлинно-исторического осмысления Сталина и тех процессов, которые он олицетворял, будет невозможно адекватная реализация того хорошего, что Сталин действительно сделал, потому что подлинные достижения могут очень легко затеряться в сосновом бору просталинской и антисталинской мифологии.
Касательно попыток "не можешь победить, возглавь", хотелось бы сказать следующее. Я не разделяю точку зрения либералов и некоторых левых, утверждающих, что это именно власти раскрутили реабилитацию Сталина. Наблюдая за процессом с конца 90-х, абсолютно уверен, что процесс этот шел снизу, из народа, от той самой позиции "Сталина на вас нет", которая из маргинальной, стала общественно-значимой. В какой-то момент, увидев нарастающее поражение антисталинизма, управляющие внутренней политикой увидели, что победить это невозможно, и проще примазаться, сохраняя при этом устойчивую антисталинскую и антисоветскую позицию.
Как и в случае с Великой Отечественной Войной, из Сталина стали пытаться вымарывать большевизм, коммунизм, советизм, интернационализм и лепить одномерные фигуры царя, верующего, патриота-государственника и антибольшевика.
Налицо так же схема, что и с ВОВ - там, где невозможно уничтожить часть великого советского наследия, осуществляются попытки подменить содержание, сохраняя некие внешние формы в духе "Я же вернул вам гимн, чего вы еще хотите?" Вместо многомерного Сталина, появляются клиповые поделки.
Некоторые левые, начинают на этом основании отрицать Сталина, потому что власти его очевидно пытаются использовать против самого левого движения. Появляются даже такие тезисы "Сталин минус коммунизм = фашизм".
Не отрицая этих попыток, хочется тут указать на капитулянтский характер такой позиции, если вы понимаете, как и зачем пытаются использовать Сталина, то почему вы не боретесь с этими ложными мифологизированными образами. Ведь схема борьбы с различной мифологией окружающей Сталина хорошо известна и была апробирована в период уничтожения воинствующего антисталинизма - архивные документы, воспоминания современников, тексты самого Сталина. В этом отношении некоторые до сих пор путают борьбу с мифами о Сталине с борьбой со Сталиным. В том что из Сталина пытаются вымарать коммунизм и советизм, виноват не Сталин, а те, кто занимается конструированием липовых образов. Сам Сталин давно мертв и самостоятельно ответить за себя он не может. Но это могут за него сделать люди, которые знакомы с его историческим наследием. Было бы желание.
Я не считаю, что новые ложные образы Сталина, будут сильно жизнеспособнее старых образов, которые были повержены в "нулевые". Реальный Сталин, слишком значителен, чтобы его можно было долго скрывать за драпировкой "современных трактовок". Так что вспоминая известный апокриф, могу заявить, что и здесь ветер истории унесет все, что с умыслом и без, натащили на могилу Сталина, пуская даже из благих намерений, которые как известно далеко не всегда ведут в рай.
В будущем, популярность Сталина будет по-прежнему нарастать, а открытый антисталинизм и дальше будет сдавать свои позиции. Это очевидно из нынешнего расклада оценок основных исторических деятелей прошлого и общей никчемности нынешних правителей.
Основной дискурс будет развиваться не по линии сталинизм-антисталинизм (это уходящая натура), а по линии "какого Сталина поднять на флаг". И желающих поднять свой образ Сталина будет не один и не два, при этом очевидно, что настоящий Сталин во всей своей сложности и неоднозначности, будет и дальше затушевываться мешаниной различных антогонистических образов, когда Сталин и большевик и антибольшевик, атеист и верующий, интернационалист и националист, существует одновременно в рамках общественно-политического дискурса.
Известный афоризм:
"СТАЛИН - ЭТО ЗЕРКАЛО - каждый видит в нем себя: коммунист - коммуниста, патриот - патриота, негодяй - негодяя." очень точно выхватывает суть проблемы. Сталин столь многогранен, что любые одномерные попытки его оценки и трактовки, отражают лишь субъективные желания тех лиц, которые хотят видеть его таким-то и таким-то. И в этих оценках они видят прежде всего собственное отражение.
Взирая через 60 лет на могилу почившего вождя, Россия видит свое прекрасное и страшное прошлое и смутно мечтает о будущем, которое может построить только Сталин, потому что не видит альтернатив Сталину, который только и сопоставим с масштабами стоящих перед Россией задач. Но не поняв того, на чем именно стоял Сталин и сталинизм, откуда он вырос и как развивался, все эти мечты о будущем, под руководством "нового Сталина" так и останутся пустыми мечтаниями и бессмысленными надеждами на то, что если уж "новый Сталин" не появится, то хотя бы старый поднимется из могилы и наведет в стране порядок. Пустые славословия этому не помогут, нужно именно осмысление, которое с моей точки зрения, так или иначе произойдет в ближайшие несколько лет.
К юбилею скорбной даты, хотелось бы пожелать, больше исторической осмысленности в оценках товарища Сталина и поменьше мифов. Для того, чтобы демонстрировать подлинное всемирно-историческое значение фигуры Сталина, мифы совершенно не нужны - масштаб свершений, сила слов и дел, значение побед и поражений, без всякой мифологии обеспечивают Сталину заслуженное место в истории и неугасающий интерес потомков тех, кто вышел из сталинской шинели и искренне скорбел об окончании той бурной эпохи.