«Партия не может существовать, не отстаивая своего существования,
не борясь безусловно с тем, кто ее ликвидирует,
уничтожает, не признает, кто от нее отрекается.
Это само собой очевидно».
Ленин.
До XX века всякое государство и его жители составляли одно целое - государственное хозяйство. Для полного обеспечения и правильности ведения государственного хозяйства, будь то монархия или парламентская форма правления, признавались необходимым существование особого учреждения - Государственного контроля, подчиненного непосредственно верховной власти и независимого от других ведомств, так как никто не может быть беспристрастным судьей в своем собственном деле.
Задачи государственного контроля сводятся: а) к финансовому контролю, то есть поверке правильности кассового оборота в смысле согласования его со сметными назначениями и другими относящимися сюда законами, - другими словами, к разбору закономерности произведенных расходов и поступивших доходов за известный период, и б) к контролю по управлению, то есть, к оценке по существу всех сторон государственного хозяйства, к разбору целесообразности произведенных расходов.
По форме текущей деятельности учреждений государственного контроля различаются два главных вида: 1) предварительный контроль, при котором авансовые платежи проверяются до выдачи денег, которая может быть остановлена в случае неправильного назначения, в соответствии с задачами ведомства и целесообразности (в ряде стран, как Англия, Бельгия, Австрия, Италия) и 2) последующий контроль, при котором поверка происходит тогда, когда расход уже сделан, так что неправильную выдачу можно возместить только начетами и другими взысканиями с виновных (большинство государств Европы, в том числе и, царской Pocot^.
При царе, в России государственный контроль наблюдал за законностью и правильностью распорядительных и исполнительных действий по приходу, расходу и хранению капиталов, находящихся на балансе учреждений, а равно составляет соображения о выгодности или невыгодности хозяйственных операций, независимо от законности их производства (Учр. мин., ст. 943). Отчетностью перед государственным контролем обязаны: все правительственные учреждения, кроме Министерства Двора императора, Канцелярии Императрицы, Государственных Кредитных установлений и Особенной канцелярии Министерства Финансов, а так же еще некоторых других.
Великая Октябрьская социалистическая революция поставила у власти рабочих и трудящихся рабочих и крестьян, у которых не было опыта по управлению страной. Поэтому аппарат созданного с первых дней Советской власти Народного комиссариата государственного контроля состоял преимущественно из чиновников, подвизавшихся еще в органах государственного контроля царской России. Большинство чиновников было непригодно для выполнения задач, стоявших перед новыми задачами советским государственного контроля.
«Главная трудность пролетарской революции есть осуществление во всенародном масштабе точнейшего и добросовестнейшего учета и контроля, рабочего контроля за производством и распределением продуктов».
(Ленин, Соч., т. XXI, стр. 259).
Рабочий контроль, осуществлявшийся рабочими через заводские, фабричные комитеты, советы старост и т. п., охватывал все стороны работы предприятия. Рабочие контролировали все документы и книги предприятия, запасы сырья, продуктов и других материалов, создавали вооруженные дружины для охраны предприятий от вредительских действий капиталистов, встретивших бешеным сопротивлением проведение рабочего контроля на предприятиях. Введение рабочего контроля встретило горячую поддержку со стороны рабочих. По одной только Московской области к 1 марту 1918 г. на 326 предприятиях (с 132.165 рабочими) насчитывалось 222 контрольных комиссии. Буржуазия видела, что рабочий контроль являлся лишь первым шагом к окончательной экспроприации ее собственности. Поэтому она всеми мерами саботировала нормальную работу производства. За нарушение декрета о рабочем контроле Советская власть карала капиталистов конфискацией предприятий.
Первый декрет Совнаркома о национализации заводов и предприятий акционерного общества Богословского горного округа от 7/XII 1917 гласил: «В виду отказа Заводоуправления Акционерного Общества Богословского Горного Округа подчиниться декрету Совета Народных Комиссаров о введении рабочего контроля над производством, Совет Народных Комиссаров постановил конфисковать все имущество Акц. О-ва Богословского Горного Округа, в чем бы это имущество ни состояло, и объявить его собственностью Российской Республики» (Собр. узаконений, 1917, N2 б, ст. 95). Так же Советское правительство поступило с акционерным обществом Симских горных заводов, Люберецким металлургическим обществом, акционерным обществом Кыштымского горного округа, заводом аэропланов «Анатра» в Симферополе и многими др. предприятиями владельцы которых саботировали рабочий контроль.
VIII съезд РКП(б) в марте 1919 в своём постановлении указал, что «дело контроля в Советской республике должно быть радикально реорганизовано с тем, чтобы создать подлинный фактический контроль социалистического характера». (ВКП(б) в резолюциях..., ч. 1, 6 изд., 1941, стр. 308]. Придавая исключительное значение государственного контроля, В. И. Ленин предложил назначить на пост народного комиссара Государственного контроля И. В. Сталина. Ленин говорил, что лучшей кандидатуры для этого нет. «Дело гигантское. Но для того, чтобы уметь обращаться с проверкой, нужно, чтобы во главе стоял человек с авторитетом, иначе мы погрязнем, потонем в мелких интригах». (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 33, стр. 282).
С марта 1919 по апрель 1922 И. В. Сталин непосредственно руководил всей работой государственного контроля. Под руководством И. В. Сталина были выработаны основные законодательные акты о социалистическом государственном контроле, который стал школой подготовки из рабочих и крестьян многочисленных кадров способных и талантливых руководителей государственных учреждений и предприятий социалистической индустрии.
Проект положения о Государственном контроле, представленный Сталиным и принятый СНК 3 апреля 1919 г. с дополнениями Ленина, с исключительной силой определил принципы деятельности государственного контроля. Основы действительно социалистического и всенародного контроля были изложены декретом от 12 апреля 1919 г., подписанным В. И. Лениным, И. В. Сталиным и М. И. Калининым. Декрет был направлен на демократизацию государственного контроля и превращение его в орган, близкий трудящимся, с тем, чтобы через контроль вовлечь широкие слои рабочих и крестьян в строительство Советской власти и её аппарата в центре и на местах.
Таким образом, этим декретом расширялось понятие контроля. От формального и мертвого контроля денежной отчетности, специфически свойственного старому порядку, по мысли декрета надлежало перейти к новому, творческому, фактическому контролю во всех областях хозяйства и государственного строительства. В развитие этих новых задач декрет указывает, что «Советская власть не потерпит бюрократизма в своих, учреждениях, в какой бы форме он ни проявлялся, и изгонит его из советских учреждений решительными мерами».
По инициативе И. В. Сталина, ВЦИК 7 февраля 1920 постановил «реорганизовать государственный контроль, как в центре, так и на местах в единый орган социалистического контроля на основе привлечения в органы бывшего государственного контроля рабочих и крестьян и присвоить ему наименование «Рабоче-Крестьянская Инспекция» (Ведом. ВЦИК, 1920, № 16, ст. 94). Согласно положению о Рабоче-Крестьянской Инспекции (РКИ), членами ее могли стать все трудящиеся, имеющие избирательное право по Конституции РСФСР. Выборы в РКИ происходили на фабриках, заводах, шахтах, стройках и на сельских собраниях. Таким путём решалась одна из важнейших задач - вовлечение широких масс трудящихся в дело государственного управления. Была создана самая демократическая форма контроля, которую когда-либо знал мир.
И. В. Сталин воспитывал работников государственного контроля в духе большевистской принципиальности и партийной непримиримости ко всем недостаткам, тормозящим успехи социалистического строительства. Работники советского контроля, учит И. В. Сталин, должны «иметь перед собой основную заповедь: не щадить отдельных лиц, какое бы они положение ни занимали, щадить только дело, только интересы дела». (Соч., т. 4, стр. 368).
Еще точнее те же задачи были сформулированы во втором положении о РКИ от 20 марта 1920 года.
«Борьба с бюрократизмом и волокитой в советских учреждениях, усиление фактического контроля путем летучих ревизий и обследование всех органов Советской власти, как в области административного управления, так и в области хозяйственных, а также общественных организаций... поверка деятельности всех органов власти с точки зрения достигнутых на деле результатов и так далее, представление на рассмотрение центральной власти конкретных предложений, выработанных на основе наблюдений и обследований об упрощении советского аппарата, устранение параллелизма, бесхозяйственности, канцелярской волокиты, а также о преобразованиях всей системы управления в тех или иных областях государственного строительства» - вот как рассматривал Сталин задачи РКИ во втором положении.
Этот второй период в истории РКИ не был, однако, долговечен.
Восстановление денежных форм хозяйства требовало возвращения к ревизионной деятельности государственного контроля в области хозяйства и заставило его вновь обратиться к традиционным методам документального финансового контроля.
Поэтому третье Положение 1922 года снова возвращается к старому пониманию задач государственного контроля, как «органа, прежде всего текущего надзора за деятельностью государственных учреждений и предприятий», как органа фискального контроля, и лишь как параллельные и равноправные задачи ставит и проверку деятельности всех органов Советской власти с точки зрения достигнутых на деле результатов и «борьбу с бюрократизмом и волокитой».
Таким образом, хозяйственная жизнь в условиях НЭПа опять взвалила на Рабкрин старую ношу финансово-контрольных, инспекционно-ревизионных и рационализаторских функций.
Эта широта и многообразие поставленных задач Рабкрина вносили, однако, не только разброд в методы его работы. Они объективно делали ее бессильной. Чтобы выйти из создавшегося кризиса, нужно было внести ясность и определенность как в задачи Рабкрина, так и в методы его работы. Нужна была опять реформа.
Контроль и проверку исполнения В. И. Ленин и И. В. Сталин неразрывно связывали с необходимостью повышения культуры управления, чёткости и организованности в работе. В. И. Ленин считал, что государственный контроль призван сыграть важнейшую роль в деле улучшения всей государственной работы. В своих статьях «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше, да лучше» он подчеркнул, что крупнейшей проблемой социалистического контроля является проблема улучшения государственного аппарата. По плану В. И. Ленина, развёрнутому в этих статьях, орудием совершенствования государственного аппарата и улучшения его работы должен быть государственный контроль, который, сливаясь с Центральной контрольной комиссией (ЦКК), должен стать образцовым учреждением и «определять собой весь наш госаппарат в целом». (Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 33, стр. 450).
Руководствуясь ленинско-сталинскими принципами, XII съезд партии (апрель 1923) принял решение создать объединённый орган ЦКК-РКИ, обязав его охранять единство партии, укреплять партийную и государственную дисциплину, всемерно улучшать аппарат Советского государства. «Контрольная деятельность, — говорилось в решении XII съезда, — должна иметь своей основной целью выяснение практических достижений или недостатков хозяйственных и административных органов и установление характерных для данной области типических приемов хищения и изыскание средств предотвращения их...». (ВКП(б) в резолюциях..., ч. 1, б изд., 1941, стр. 500).
Ленинский план реорганизации РКИ и решения XII съезда РКП (б) по этому вопросу были законодательно закреплены постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР 6 сентября 1923 «О реорганизации РКИ» и постановлением 3-й сессии ЦИК СССР 12 ноября 1923, где было утверждено новое положение о Наркомате РКИ. В 1924 XIII съезд партии принял решение о реорганизации также и местных контрольных комиссий и РКИ на основе постановления XII съезда партии.
Формы и пути осуществления государственного контроля развивались и менялись в соответствии с требованием социалистического государства. В таблице заголовке статьи показана динамика народного дохода страны, где наглядно показаны результаты работ государственного контроля.
В первые годы социалистического строительства государственный контроль был направлен на ликвидацию бюрократических порядков, оставшихся от старого царского аппарата, на безусловное и полное выполнение новым государственным аппаратом директив партии и правительства, на создание революционного порядка и восстановление народного хозяйства. Успешно завершив восстановление народного хозяйства, партия под руководством И. В. Сталина направила все силы и энергию масс на социалистическую реконструкцию народного хозяйства, на осуществление ленинско-сталинского плана индустриализации страны, коллективизации сельского хозяйства. На протяжении всех этих лет государственного контроля приобрел ещё большее значение.
Структура НК РКИ в основном строилась по отраслевому принципу, так что каждая отрасль управления имела свою инспекцию, секцию или отдел (промышленная, торговая, сельскохозяйственная, культурно- просветительная и т. д.).
При НК РКИ состояло бюро жалоб и заявлений от трудящихся. С целью решительного проведения режима экономии и борьбы с бесхозяйственностью, права РКИ, по постановлению ЦИК и СНК СССР от 4 апреля 1927 г., были значительно расширены. Задачи и права РКИ также расширились в 1928—30 в связи с возложением на нее работы по чистке государственного аппарата от чуждых, бюрократических элементов, тормозивших развертывание социалистической реконструкции народного хозяйства. Массовой базой РКИ служили ячейки и группы содействия и посты на предприятиях, в учреждениях и организациях; далее секции РКИ при низовых советах, насчитывавшие сотни тысяч инспекторов - общественников, внештатные инспектора, наконец, профсоюзные организации вели совместную работу с органами РКИ. По постановлению ЦИК и СИ К СССР от 24/XII 1930, были организованы Комиссии исполнения СССР и союзных республик со своими органами на местах. Между НК РКИ и Комиссией исполнения была установлена теснейшая связь, обеспечивавшаяся, в частности, тем, что нарком РКИ был заместителем председателя Комиссии исполнения.
На XVII съезде партии (январь 1934) И. В. Сталин дал классическое определение роли и значения проверки исполнения во всей хозяйственной и политической работе. «Хорошо поставленная проверка исполнения, — говорил И. В. Сталин, — это тот прожектор, который помогает освещать состояние работы аппарата в любое время и выводить на свет божий бюрократов и канцеляристов». (Соч., т. 13, стр. 372—373). Для улучшения дела проверки исполнения решений партии и правительства XVII съезд партии по инициативе И. В. Сталина вместо ЦКК-РКИ, которая со времени XII съезда партии успела уже выполнить свои задачи, создал Комиссию партийного контроля при ЦК ВКП(б) и Комиссию советского контроля при Совнаркоме СССР. «Нам нужна теперь не инспекция, - говорил И. В. Сталин, - а проверка исполнения решений центра, - нам нужен теперь контроль над исполнением решений центра». (Сталин, там же, стр. 373).
Комиссия советского контроля (1934—40) основное внимание сосредоточивала на оперативных проверках выполнения решений правительства. Не было такой отрасли или такого уголка советского хозяйства, куда не око государственного контроля. Введенный в 1925 г. государственный стандарт явился мерилом контроля во всех отраслях промышленности вплоть до рабочих и школьных столовых.
Дальнейший быстрый рост народного хозяйства потребовал усиления повседневного контроля над учётом и расходованием государственных денежных средств и материальных ценностей. XVIII съезд партии (1939), определив программу дальнейшего государственного и хозяйственного строительства в стране, с новой силой поставил вопросы контроля и проверки исполнения. Огромный рост социалистического хозяйства потребовал чёткого, хорошо слаженного, конкретного и оперативного контроля, который обеспечил бы систематическую борьбу с расточительством, с непроизводительными расходами. В связи с этим, по инициативе И. В. Сталина на базе Комиссии советского контроля и Главного военного контроля в сентябре 1940 был образован Наркомат государственного контроля СССР.
В годы Великой Отечественной войны Советского Союза (1941—45) работа Государственного контроля была подчинена задаче быстрейшего разгрома врага. Наркомат государственного контроля осуществлял систематический оперативный контроль, за выполнением решений Государственного Комитета Обороны и Совнаркома СССР по обеспечению успешного хода поставок сырья, материалов, полуфабрикатов оборонной промышленности. Большая работа была проделана Государственным контролем по контролю за ходом эвакуации промышленных предприятий на восток и восстановлению их на новых местах. Большое внимание в годы войны Государственного контроля уделял вопросам экономного расходования электроэнергии, топлива, металла и продовольствия.
Победоносное завершение войны и переход к мирному строительству выдвинули перед государственным контролем новые задачи. В новом «Положении о Министерстве Государственного Контроля СССР» определены требования к государственному контролю на современном этапе социалистического строительства. В соответствии с этим положением Министерство государственного контроля осуществляет: а) контроль за производственной, хозяйственной и финансовой деятельностью государственных, кооперативных, общественных организаций и предприятий; строжайший контроль за состоянием учёта, сохранностью и расходованием денежных средств и материальных ценностей, находящихся в ведении этих организаций и предприятий; б) производит проверку выполнения постановлений и распоряжении правительства СССР; в) вносит на рассмотрение правительства СССР отдельные вопросы, имеющие народнохозяйственное значение, вытекающие из материалов ревизий и проверок, и г) даёт правительству заключения по исполнению государственного бюджета.
Задачи и вся деятельность Министерства государственного контроля СССР органически связаны с широко развернувшимся движением за рост социалистических накоплений, за выявление и использование внутренних ресурсов и возможностей советского хозяйства. Вскрывая отдельные нарушения и изъяны в деятельности проверяемых предприятий и организаций, Министерство государственного контроля вместе с тем глубоко вникает в экономику и технику предприятий и отдельных отраслей промышленности, помогает вскрывать еще не использованные производственно-технические, трудовые и финансовые резервы.
Государственный контроль, являясь орудием защиты интересов крупного монополистического капитала, отнюдь не ставит перед собой задачи борьбы с разнузданным казнокрадством монополистов. Ни о какой «независимости» или «объективности» государственного контроля в капиталистических странах не может быть и речи. Надклассовый характер государственного контроля несовместим с классовой природой буржуазного государства.
В капиталистических странах, где вследствие господства частной собственности на средства производства буржуазное государство не распоряжается и не может распоряжаться хозяйством, государственный контроль преимущественно сводится к контролю за финансовыми операциями государственных органов и направлен на охрану интересов господствующего класса эксплуататоров.
Государственный контроль лишь формально олицетворяет интересы «всего народа», «всех классов», а в действительности является лишь ширмой, прикрывающей тайные пружины эксплуатации и расхищение народного достояния, маскирующей классовую природу буржуазного государства и его бюджета. В эпоху империализма и особенно в период общего кризиса капитализма урезанные права буржуазных парламентов, которые якобы могут контролировать правительства, подвергаются дальнейшему ограничению, а иногда и просто упраздняются, и буржуазные правительства несут всю ответственность перед финансовыми магнатами.
«Парламенты уверяют, - говорит И. В. Сталин, - что именно они контролируют правительства. А на деле получается, что состав правительств предопределяется и их действия контролируются крупнейшими финансовыми консорциумами. Кому неизвестно, что ни в одной капиталистической «державе» не может быть сформирован кабинет против воли крупнейших финансовых тузов: стоит только произвести финансовый нажим, - и министры летят со своих постов,
как оглашенные. Это есть действительно контроль банков над правительствами, вопреки мнимому контролю парламентов» (Соч., т. 10, стр. 100—101).
Посредством огромных военных заказов, платежей по займам, получения различного рода субсидий и путём прямых хищений финансовая олигархия разворовывает бюджетные средства капиталистических государств. Казнокрадство в США, Англии, Франции и других буржуазных странах приобрело неслыханные размеры.
Растраты бюджета и коррупционность во многих новых государствах, объявивших о своей независимости во второй половине XX века, является прикрытием открытого грабежа иностранных монополий материальных ресурсов развивающихся государств.
Как говорят в народе: «В мутной воде гораздо проще ловить рыбу».
Список использованной литературы:
-
Собрание законов и распоряж. Рабоче-Крестьянского правительства (1917- 1935) М. 1942
-
КПСС в резолюциях и решениях (1925-1953) М. 1953
-
Антонов-Саратовский В.П. Советы в эпоху военного коммунизма. М. 1929
-
Каценеленбаум З.С. Денежное обращение России (1914-1924) М. 1924
-
Колганов М.В. - Народный доход СССР М. 1940
-
Светлов Ф.Ю. Тяжелая и легкая промышленность М. 1929
-
Рубинштейн М. Экономическое соревнование двух систем. М. 1939
-
Гинзбург А.М. (ред.). Частный капитал в народном хозяйстве СССР. 1927
-
Лященко П.И. История народного хозяйства СССР в 3-х томах М. 1952
-
Очерки по истории органов советской государственной власти М. 1949
-
Задачи парт контроля (доклад Яковлева в Саратове 22.03.1936), Саратов 1936
-
Лаговиер Н., Мокеев В. - Суд и прокуратура в борьбе с бюрократизмом и волокитою М. 1929
28.12.2018 год. Ибраев Г.А.