«Я по обращениям в мою Приемную всегда могу сказать, какие вопросы сейчас стоят остро На материалах Приемной можно писать историю»
(М. И. Калинин в беседе с работниками печати)
Михаил Иванович Калинин являлся одним из любимейших и самым популярнейшим из руководителей «народов Советского союза». Эту исключительную популярность он' приобрел в постоянном живом общении с широчайшими трудящимися массами города и деревни. За что получил почетную народную «должность» - всесоюзный староста.
С первого же дня избрания его председателем ВЦИК в марте 1919 года, высший пост в руководстве СССР, соответствующая современному слогу - Президента СССР, можно с уверенностью сказать, что нет буквально ни одного участка советского хозяйственного и культурного строительства, где не чувствовалась бы рука Михаила Ивановича, где не было бы сказано его веское слово.
Не прошло и месяца после его избрания в газете «Известия ВЦИК» от 25 апреля 1919 г. появилось следующее объявление: «Председатель ВЦИКтов. Калинин в субботу (26 апреля 1919 г..) будет принимать просителей от 10 до 12 час. в четвертом Доме Советов, на Моховой, 7, третий этаж, кв. 4». С этого времени и начала свое фактическое существование Приемная М. И. Калинина.
Как один из главных «архитекторов» структуры Советской Власти, и формирования взаимодействия «ветвей» власти, Калинин личным примером установил связь с массами рабочих и крестьян, и ввел это в систему, как один из главнейших приоритетов взаимодействия власти с народом.
М. И. Калинин следил за тем, чтобы его Приемная быстро и политически правильно реагировала на поступающие жалобы трудящихся. «Если где нужно уметь применять политику,— говорил Михаил Иванович,— так это именно в вопросе рассмотрения жалоб, ибо в наших условиях каждое решение есть политика... Лучше отказать, чем кидать, как мячиком, человеком... Десяток правильных решений на район—это ведь 10-ти тысячный митинг. Вы что думаете, правильное решение, оно остается только в одной деревне? Оно распространяется на 10, а то и на 15 километров, потому что сами массы тут выступают в роли агитаторов, они это решение разнесут всюду, и это решение по 10 раз обсудят у себя за обедом, вечером и т. д... Рассмотрение жалоб — один из важных проводников коммунизма».
К приему посетителей и разбору их заявлений привлекались члены ВЦИК и ЦИК СССР, работавшие на местах. Это были люди, знавшие местную обстановку и нужды, им легче было правильно подойти к разрешению жалоб и заявлений. Посетитель знал, что дело его разбирал член высшего органа Советской власти.
Вместе с тем, работая в Приемной, сами члены ВЦИК и ЦИК — рабочие и колхозники — учились подходить к вопросам не с узкоместной, а с общегосударственной точки зрения. В беседе от 16 мая 1935 г. с членами ВЦИК и ЦИК, пришедшими для работы в Приемной. М. И. Калинин указывал:
«Прежде всего, вам надо помнить, что вы должны рассматривать дела по существу, а не формально. Вы должны рассматривать поступающие к вам дела так, чтобы т>ни были решены по совести... Главное здесь — трезво подходить к каждому вопросу, говорить с человеком так, чтобы, уходя от вас, он чувствовал, что здесь к нему отнеслись по-человечески. Поменьше отправляйте дел на места. Переправлять дела на места - это самое простое. Если мы будем заниматься пересылкой дел в местные организации, то у нас будет мертвая канцелярия.
Она у нас до сих пор еще живая, потому что часть вопросов мы решаем здесь. Если можно только решить здесь, то надо решать. Лучше отказать, когда вопрос ясен, чем заниматься отсылкой. Не бойтесь отказывать в глаза. Конечно, когда откажешь, человек уйдет от вас взбешенный, но потом он подумает и скажет, что было место, где ему прямо в лицо сказали, чего ему ждать. Наши ведомства обычно страдают тем, что отсылают людей от Понтия к Пилату. И не отказывают, и не удовлетворяют. Это самая отвратительная бюрократическая волокита. Вы видите, что сделать ничего нельзя,— тогда отказывайте. Зачем зря морочить человеку голову? Надо ему прямо сказать: «Никуда не ходите, ничего у вас не выйдет». Человек сначала погорячится, будет вам доказывать, что вы не правы, а потом успокоится и. во всяком случае, будет знать, что ему делать.
Надо доводить дело до конца. Если на местах упираются и не хотят проводить в жизнь ваших решений, а вы чувствуете, что решили правильно, то настаивайте на своем решении. Вы должны стремиться доводить дело до конца. Только тогда и видны результаты политики, когда дело доводится до конца. Если вы что-нибудь начнете, а до конца не доведете, то это будет извращение политики».
Когда некоторые советские руководители высказывались за то, чтобы упразднить приемные председателей президиумов Верховных Советов республик, М.
И. Калинин категорически выступил против таких предложений. Обращаясь к руководителям Верховных Советов республик, он говорил: «Вы должны хоть в неделю один раз появляться на народе. Вы говорите, что у нас самый демократический в мире парламент, самая демократическая в мире власть, а хотите ликвидировать Приемную, чтобы очень трудно было добраться к представителю власти. Не выйдет этого».
По далеко не полным данным, за 27 лет М И. Калинин и его ближайшие помощники приняли в Приемной около 1 млн. человек. Кроме того, было рассмотрено окаю 3 млн. заявлений, присланных в Приемную по почте. Всего, следовательно, в Приемную поступило около 4 млн. обращений. Надо принять во внимание, что в Приемную обращались многочисленные уполномоченные от целых районов, волостей, деревень и колхозов, а также и то, что письма бывали нередко коллективными.
Ходоки же обязательно хотят видеть самого Михаила Ивановича и ухолят неизменно удовлетворенными от него. Даже если он отказал. Одному он устроит просимое, с другим поговорит по душам, объяснит, почему нельзя удовлетворить его просьбу, третьему скажет:
- Ты же колхоз разваливал, ты колхозу враг, значит и мне ты враг...
Бывает, что толкуя с ходоком о незаконно отобранной корове. Михаил Иванович вынет часы, нахмурится и, договорив до конца, отправится по другим делам Идти не далеко, через дорогу. Через некоторое время к тем же древним каменным воротам, в которые вошел Михаил Иванович, подъезжают самые дорогие в мире иностранные автомобили.
Президент первого социалистического государства дает аудиенции многочисленным представителям иностранных государств или принимает верительные грамоты от послов мировых держав. Обшитые золотом люди выхолят из них. В пышном кремлевском зале принимает М. И, Калинин верительные грамоты от посла и дает ему аудиенцию. - старейший президент прочнейшего правительства величайшей державы.
В описаниях современников, кому случалось слушать выступления Михаила Ивановича, тот сохранил в своей памяти не только содержание, но и самую форму его речи. Ибо речь Михаила Ивановича всегда образна, конкретна, необычайно логична, убедительна и зачастую сдобрена тонким юмором. Исключительный мастер на «доходчивые» слова с любым собеседником или аудиторией. Он умеет самые сложные и «деликатные» вопросы преподнести аудитории в такой ясной, четкой и образной форме, что они обязательно доходят до сознания слушателя и вызывают необходимую реакцию.
Калинин предъявляет очень строгие требования не только к содержанию речи или документа, но и к их форме. В беседе с крестьянскими писателями в мае 1932 года Михаил Иванович сказал:
«Если бы спросили меня, кто лучше знает русский язык, я бы ответил - Сталин. У него надо учиться скупости, ясности и кристальной чистоте языка. Попробуйте изложить короче какую-нибудь мысль, высказанную Сталиным»!
На собрании партийного и советского актива Западной Сибири Михаил Иванович разъяснил свою фразу:
«Что значит приобрести такую культуру? Это значит знать ин литературу, и философию, и другие, необходимые для культурного руководителя предметы. Человек руководит целым районом, он должен знать людей, характер их, способы их лучшего использования. Для этого с моей точки зрения, надо иметь хорошее знание мировой изящной литературы. А для этого надо иметь много времени. Мы, старые большевики, сравнительно культурные люди, но мы, ведь, по пять и больше лет культивировались в тюрьмах. Была библиотека, время было, хлеб был, комната тоже была... Но сейчас, сама обстановка, производство, состояние советской страны, несмотря ни на что, настоятельно требуют руководителя культурного. А раз сама история победы человечества ставит эту задачу, то несомненно будут найдены средства н возможности эту задачу решить».
Таковы советы «президента» советского государства.
Железная целеустремленность и непоколебимая уверенность Михаила Ивановича в величии, правоте и непобедимости того дела, которому посвятил свою жизнь, изумляет и поражает каждого, близко соприкасающегося с ним в работе.
С первых же дней его избрания Михаил Иванович неустанно разъезжает по всей необъятной нашей стране, забираясь нередко в самые глухие, отдаленные районы. Особенно памятны его длительные поездки по фронтам гражданской войны и во время борьбы с голодом. Во время этих поездок Михаил Иванович провел громадную работу в борьбе с контрреволюцией, голодом и разрухой, всюду организовывая широкие трудящиеся массы в наступление на интервенцию, вредительство, разгильдяйство и бюрократизм и вселяя бодрость и веру в мероприятия партии н правительства и в неизбежность нашей полной победы.
Его заслуги в деле поднятия боевого духа Красной армии в годы гражданской войны отмечены высокой наградой — двумя орденами Красного знамени и особым приказом тов. Ворошилова с поднесением ему именного почетного оружия.
В особенности велики заслуги Михаила Ивановича в выполнении организационных работ по коллективизации и развитии индустриализации СССР. Он автор движения двадцатипятитысячников, когда быстрорастущему колхозному движению, необходимо было придать социалистические формы хозяйствования.
На постановление пленума ЦК ВКП(б) 1929 года откликнулись тысячи предприятий и организаций страны. В итоге по СССР было отобрано и послано на работу в колхозы 27 519 человек, из которых только 60% был членами партии. Для подготовки двадцатипятитысячников к работе в деревне были созданы специальные курсы, на которых изучались вопросы колхозного строительства .
Двадцатипятитысячники приняли активное участие в создании новых колхозов и хозяйственном укреплении слабых артелей, вели политико - воспитат. и культурно - массовую работу среди крестьян. Помогали колхозам наладить учет артельного имущества, правильно распределить рабочую силу, укрепить трудовую дисциплину, установить правильную оплату труда, выступали организаторами социалистического соревнования.
Продолжая скрепленное многолетней давностью дружеское общение со страной, он редко подолгу сидит в Москве. Но если он не в поездке, если задержался в столице сама страна идет к нему тысячами ходоков, десятками тысяч писем. Число писем растет из года в год, и по ним можно проследить трудный путь наших побед. Видно, как исчезала безработица: становилось все меньше просьб о материальной помощи: как крепли колхозы, как дела государства становились кровным делом каждого советского гражданина: все больше писем не о личном, но рекомендующих главе правительства то или иное государственное мероприятие по благоустройству, по повышению культурного уровня жизни и о многом другом.
Глубокая эрудиция, великолепное знание народной жизни, умение разбираться в тонкостях закулисной политике, богатый опыт общения с различными слоями общества, с многочисленными иностранными делегациями характеризуют Михаил Ивановича Калинина.
По его выступлениям на встречах с рабочими, крестьянами, совещаниях, съездах можно прекрасно изучать историю как внутренней, так и внешней политики Советского союза, именно такой руководитель и достоин власти рабочих и крестьян, и пост руководителя Советского Союза 26 лет по достоинству принадлежал Михаил Ивановичу Калинину.
Некоторые его цитаты предлагаются вашему вниманию:
(Выдержки из речей т. Калинина, произнесенных им на митингах и беседах с крестьянами Казанской, Симбирской, Пензенской и Самарской губерний).
«Никакого давления и насилия со стороны партийных товарищей и со стороны Правительства Советской Республики на крестьян не должно быть. Мы несем крестьянам коммунистическое учение; но вместе с тем мы сами должны у этих же крестьян учиться».
«Наши Советы охраняются часовыми, огороженные рогатками в виде пропускных билетов. Служащие в них черствеют и делаются бюрократами. Советская власть на местах не может подойти к крестьянам. А надо как раз напротив, чтобы каждый Совет был родным и задушевным местом рабочего и крестьянина, чтобы всякий мог идти туда днем, ночью, чтобы бесприютный мог там найти себе приют».
«Случается, что декрет, изданный в Москве, хорош для Тверской губернии, терпим для Симбирской, но совершено не годится для Архангельской. Если тот или иной декрет не отвечает интересам крестьянства, то, разумеется, - мы не староверы, - мы всегда изменим этот декрет».
«Комиссаров, вносящих разруху и развал в деревню, мы будем самым решительным образом убирать и крестьян предложим избрать тех, кого они найдут нужным и полезным».
«Я езжу по России и собираю крестьянские жалобы. По приезде в Москву мы их соберем вместе, н если против одного и того же декрета будет много жалоб, то он будет отменен».
«Социалистический строй не только никогда не будет бороться с отдельными крестьянскими хозяйствами, но даже будет всячески стараться улучшить их положение».
«На крестьянское хозяйство никто не может покушаться».
«Валовая продукция на 1 день человеческого труда в промышленности составляет 18 руб. 36 коп., а в сельском хозяйстве - 1 руб. 53 коп. Вот какова разница в
смысле производительности труда. Почти в 12 раз сельское хозяйство отстает по сравнению с производительностью рабочего у нас в Союзе. Невероятную расточительность труда в сельском хозяйстве, жалкий уровень, на котором стоит производительность мелкого сельского хозяйства, - все эти недочеты можно изжить только при переходе мелких индивидуальных хозяйств на коллективные начала. Вне перехода на коллективные начала нет широких перспектив для развития сельского хозяйства, и не смогут мелкие индивидуальные хозяйства удовлетворить потребности развивающегося хозяйства страны».
«Далее, из Советского Союза уехало несколько сот немецких и шведских кулаков, которым оказалась не по душе коллективизация. Вокруг этих кулаков буржуазная и социал-демократическая пресса за границей подняла невероятный гам и шум, направленный против Советского Союза.
Или: у нас издавна ведется систематическая антирелигиозная пропаганда, которая, как мне кажется, отнюдь не является вмешательством во внутренние дела какого - нибудь иностранного государства. Тем не менее, оказывается, что весь мир, начиная от римского папы и кончая последним социал-фашистом, «страдает» от нашей антирелигиозной пропаганды и в связи с этим против нас в свою очередь ведется самая необузданная кампания и травля.
Наконец, заграничная буржуазная и социал-фашистская пресса не брезгует в борьбе против Советского Союза пользоваться предательством некоторых наших чиновников, дезертирующих из наших торгпредств и полпредств. Однако, товарищи, каждый такой предатель, который заслуживает только презрения, встречается в буржуазном лагере с приветствием и распростертыми объятиями, а по адресу Советского Союза поднимается невероятное улюлюкание. Сопоставьте эти факты - и для вас станет понятным тот антисоветский поход, который готовится авантюристическими элементами капиталистического мира.
«Доклад на собрании актива Московской областной парторганизации 17 июля 1930 г.»
«И, наконец, империалисты боятся, как бы война против Советского Союза не превратилась в гражданскую войну и как бы таким путем не привести себя к самоубийству. Этот последний мотив имеет очень серьезное значение, и господа империалисты справедливо поступают, когда учитывают его в своих антисоветских планах».
(Доклад на Нижневолжской краевой партконференции в г. Саратове, 6 июня 1930 г.)
«Эта ошибка заключается в непонимании того, что диктатура пролетариата осуществляется у нас в форме Советов, что сельсовет не есть только административный орган, а он есть низовой фундамент, база, организация, через которую и посредством которой охвачена вся многомиллионная масса беднейшего и среднего крестьянства. Сельсовет представляет собой неотъемлемую и очень важную частицу всей системы диктатуры пролетариата. Если мы упраздним сельсоветы, а потом ликвидируем райсоветы, то что же тогда получится? У нас получится голова и туловище без ног. Можно ли это принять? Нет, этого нельзя принять».
«Что такое «усиленное наступление на кулака», и партия, н оппозиция говорят об этом наступлении, но понимают его по разному. Оппозиция, испугавшись кулака, предлагает пустить о ход против него всякие принудительные меры вроде комбедов, раскулачивания, принудительного займа, административного зажима, вроде того, как это мы делали в 1918—1919 годах. Но ныне это и вредно и ненужно.
С кулаком мы справимся хозяйственными мероприятиями. Мы его и так держим в кулаке. А всякие предлагаемые оппозицией принудительные меры ударили бы не столько по кулану, сколько подорвали бы все крестьянское хозяйство. Поэтому, когда мы говорим о наступлении на кулака, это значит хозяйственное наступление, это значит объединение бедняков и середняков в товарищества, в коллективные хозяйства и вытеснение этим путем кулака с рынка».
Его призыв к молодым красноармейцам защитить и побороть врага, грозящего молодой республике был актуален многие годы:
«Тысячи лет мы были рабами, если мы сейчас, в такой момент, когда мы имеем своих вождей и командиров, не победим и не нанесем решительного удара, мы станем величайшими преступниками перед нашими потомками. Пройдет 5 - 6 лет, и потомки скажут: «Вы не выполнили свою задачу. У вас в руках были все средства, была государственная власть, была полная возможность задушить рабовладельцев, но вы этого не сделали, и мы снова должны бороться за свои права, за свою свободу, за новый, лучший мир».
21.05.2018 г. Ибраев Г.А.