Отчет Паспортного отдела ГУРКМ НКВД СССР ВЦИК об итогах проведения паспортизации в РСФСР
13 августа 1934 г.
Совершенно секретно
1. Подготовительные мероприятия по проведению паспортной системы
Режимные и нережимные местности
В соответствии с постановлением Совнаркома Союза паспортизация по РСФСР (как и по всему Союзу) проводилась по двум режимам:
а) в нережимных местностях, в которых паспорта выдавались всем без исключения гражданам;
б) в режимных местностях, где паспорта не выдавались уголовному и социально чуждому элементу, с немедленным удалением этих лиц из режимных местностей.
Организация паспортных аппаратов
Для проведения паспортизации во всех органах милиции были организованы паспортные аппараты:
— в республиканских, краевых и областных управлениях — паспортные отделы;
— в городских управлениях — паспортные отделения;
— в районных управлениях и городских отделениях — паспортные столы.
Штаты паспортных аппаратов были укомплектованы лучшими милицейскими и чекистскими кадрами. Непосредственное оперативное руководство этими аппаратами было возложено, согласно утвержденного правительством «Положения о Главном управлении РК милиции при ОГПУ», на паспортный отдел Главного управления. Работа паспортного отдела, главным образом, сводилась к оказанию практической помощи своим местным аппаратам.
Так, например, паспортизация в гг. Москве и Ленинграде проводилась при постоянном, непосредственном наблюдении и оперативной помощи Главного управления.
В ряде наиболее сложных и важных пунктов паспортизация проводилась специальными опергруппами ГУРКМ. Такие опергруппы были командированы для проведения паспортизации в Магнитогорске, на острове Сахалине и в погранрайонах Восточно-Сибирского края.
Во все без исключения режимные местности неоднократно выезжали бригады и ответственные работники Главного управления для инструктирования и помощи местным работникам.
Организация сети паспортных пунктов
По каждому городу, каждой улице и каждому дому составлялся план выдачи паспортов; таким образом, каждое лицо, получающее паспорт, точно знало, когда ему нужно сдать документы для получения паспорта и когда явиться за получением паспорта.
Непосредственная выдача паспортов производилась на специально организованных пунктах; для крупных предприятий и новостроек паспортные пункты организовывались непосредственно на этих предприятиях, так что выдача паспортов производилась без отрыва от работы. В сельских местностях были <ор- ганизованы специальные разъездные пункты>,‘ которые производили выдачу паспортов непосредственно в сельских советах.
Для работы на этих пунктах при помощи советских и партийных организаций была проведена мобилизация работников. Мобилизация происходила с большими трудностями. В ряде случаев выделялись малопроверенные, малоквалифицированные и даже малограмотные работники, которых приходилось заменять. Все пункты работали под руководством ответственных работников милиции и специально выделенных работников ОГПУ.
Массовая разъяснительная работа
Фактической выдаче паспортов предшествовала огромная массово-разъяснительная работа, проводимая милицией под руководством и с помощью партийных и советских организаций. На заводах, фабриках, совхозах, колхозах, в домовладениях проводились специальные митинги и собрания, где разъяснялись цели и задачи паспортизации. Нужно отметить, что явка на эти собрания доходила до 80—90% и проходили они активно.
Кроме того, для разъяснительной работы были использованы листовки, стенгазеты, внутреннее радиовещание, общая пресса и т.д. Отношение трудящихся к паспортизации было положительное. Трудящиеся отмечали своевременность введения паспортной системы и очистки крупнейших городов и новостроек и активно помогали в этом органам РК милиции.
Недооценка паспортной работы со стороны некоторых партийных и советских организаций привела к тому, что массовая работа велась в недостаточном размере, в результате чего были случаи, даже в Ленинграде, когда рабочие в начале паспортизации не являлись за получением паспортов.
На ряде крупных предприятий (Магнитострой, бригада доменщиков и др.), в период проведения паспортизации организовывались ударные бригады имени РК милиции. Паспортизация, безусловно, содействовала поднятию производительности труда и уменьшению количества прогулов.
Проявление общественности
Для выявления уголовного и социально-чуждого элемента органы милиции, кроме проверки и систематизации имеющегося в органах милиции и ОГПУ материала, организовали при помощи общественности сбор компрометирующего материала. Для этого на всех предприятиях, в совхозах и колхозах, при всех ЖАКТах были организованы комиссии содействия паспортизации. Проверка собранного материала производилась органами милиции.
Классовый враг и паспортизация
Классовый враг оказывал проведению паспортизации активное противодействие. Антисоветская агитация, распространение всяких нелепых слухов, подделка документов (особенно справок сельсоветов), дача взяток, угрозы, избиение работников паспортных пунктов и даже диверсионные акты — все это было пущено в ход классовым врагом.
II. Результаты паспортизации
Количество паспортизированного населения
Паспортизация по РСФСР закончена в установленные правительством сроки. В Кара-Калпакской, Якутской и Казахской АССР, где паспортизация еще не проведена, она будет также закончена в установленный правительством срок.
Всего по РСФСР было охвачено паспортизацией <27 009 559 чел.>*
Из них:
в режимных местностях — 12 006 987 чел.
в не режимных местностях — 14 942 572 чел.
Отсутствие учета
В результате проведения паспортизации было выявлено безобразное состояние учета не только рабочих на предприятиях, но также учета населения городов. Так, например, в Магнитогорске до паспортизации числилось 250 тыс. населения, фактически же в момент паспортизации оказалось всего около 75 тыс. На острове Сахалине числилось 120 тыс. населения, фактически же оказалось около 60 тыс. и т.д.**
На заводе «Большевик» числилось 22 тыс. рабочих, при паспортизации оказалось только 19 тыс. На фабрике «Москвошвей» № 6 никакого учета рабочих вообще не было, и администрация за списками рабочих направила паспортных работников в правление кооператива.
Кроме этого на предприятиях выявлено большое количество лиц, принятых не только без всякой проверки, но даже и без всяких документов. Так на заводе им. Войкова (Москва) 600 человек было принято на работу без всяких документов, на Подольском машиностроительном 300 чел. и т.д.
Засоренность городов социально-чуждым элементом
Всего по РСФСР отказано в выдаче паспортов 384 922 чел., что составляет в отношении количества выданных паспортов 3,3% (см. приложение)***. По отдельным режимным местностям эти цифры колеблются от 10,9% (погранрайо- ны Восточной Сибири и Сахалин) до 1—1,5% (погранзона Западной и Ленинградской областей).
Необходимо отметить, что в эти цифры входят отказы, врученные уголовному и социально-чуждому элементу, но, кроме этого, при объявлении паспортизации наблюдался выезд лиц, которые, зная, что им паспорт все равно не выдадут, даже не являлись на паспортные пункты.
Большой цифры это достигло в Магнитогорске, где при начале паспортизации «выехало» около 35 тыс. таких лиц. Даже по Москве, где до паспортизации оседало в среднем в месяц 40—45 тыс. человек, за первые два месяца паспортизации убыль населения равнялась 60 083 чел. Из Ленинграда число выехавших за один месяц достигает 54 тыс.
Засоренность предприятий
Отсутствие проверки лиц, принимаемых на работу на предприятия, а также отсутствие зачастую у принимаемых каких-либо документов, привело к засоренности предприятий.
В первые дни проведения паспортизации на ряде заводов лица, которые знали, что паспортов не получат, бросали работу и уезжали. Так, например, с завода им. Сталина (Москва) разбежалось около 2 тыс. чел., а с мясостройком- бината 100 чел., фабрика «Красное знамя» (Раменский район) — 151 чел., с завода «Электросила» — 310 чел., со «Скорохода» (Ленинград) — 702 чел. и т.д.
Особенно нужно отметить <уходы с военных заводов и строек>,**** так на заводе № 22 (Москва) не явилось за паспортами 300 чел.; из Управления военно-строительных работ (Московская область) ушло 436 чел., из них не взяли расчета 273 чел., завод № 11 — 350 чел. и т.д.
Паспортизация также вскрыла значительную засоренность предприятий социально-чуждым и уголовным элементом. В качестве характерных примеров можно указать на следующие: завод № 39 — из общего количества рабочих отказано 4%, как уголовникам, лишенцам и т.д. Особенно оказалась засорена охрана завода, в составе которой много лиц, имевших по много судимостей за грабежи, воровство и пр. и даже 4 бывших городовых. В транспортном отделе завода выявлено 14 лиц, судившихся за воровство, а в квартирном — лишенцев и спекулянтов. В городке Экспортлеса (Ленинград) было выявлено 23,3% уголовного и социально-чуждого элемента, причем из 13 лиц, несущих в этом городке пожарную охрану, 7 отказано в паспортах и т.д.
Движение населения в городах
Паспортизация урегулировала рост населения крупных городов.
В 1932 г. население города Москвы выросло с 3 135 000 до 3 663 300 чел., т.е. на 528 300 чел. Если даже предположить, что население в Москве в 1933 г. росло в таких же пределах, то на 1 января 1934 г. оно должно было составлять 4 191 тыс. Фактически же численность населения на 1 января 1934 г. составляла 3 613 600 чел., т.е. уменьшение против вероятной численности на 578 тыс., а реальное уменьшение против фактической численности на I января 1933 г. на 50 тыс.
По Ленинграду на 1 января 1934 г. уменьшение против вероятной численности на 300 тысяч, а реальное уменьшение против фактической численности на 1 января 1933 г. 176 тыс. Такая же картина и по другим городам.
За время после окончания паспортизации и по 1 июня в режимных городах отказано в прописке 178 тыс. чел. уголовным, социально-чуждым и лицам, прибывшим без приглашения на работу.
Из них отказано:
в Москве — 102 956 чел.
в Ленинграде — 34 160 чел.
Нережимные местности
В нережимных местностях было выдано 14 942 572 паспорта, причем выявлено:
Состоящих на работе или службе:
а) судившихся — 107 770 чел.
б) социально-чуждого элемента — 176 611 чел.
Не состоящих на работе или службе:
а) судившихся — 48 902 чел.
б) социально-чуждого элемента — 19 270 чел.
в) лиц без определенных занятий — 70 885 чел.
О выявленных лицах, нахождение которых на важнейших предприятиях или должностях было признано опасным, местные органы милиции вошли с ходатайством в партийные и советские органы о применении их на других предприятиях или должностях.
III. Поддержание паспортного режима
Работа милиции по поддержанию паспортного режима
После окончания паспортизации органы РК милиции перестроили свою работу на поддержание паспортного режима, т.е.: а) быстрейшее и окончательное выселение из режимных местностей лиц, не получивших паспорта, и
б) недопущение проживания в режимных местностях лиц, не имеющих в них права проживания.
Основная масса лиц, которым было отказано в паспортах, выехали из режимных местностей, но в них осталось еще значительное количество деклассированного и уголовного элемента, который не являлся на паспортные пункты за паспортами и проживает в городах на «нелегальном положении».
За отчетный период органами РК милиции была проделана по режимным местностям следующая работа:
Произведено 603 917 обходов домовладений, мест общественного пользования и т.д.
<Выявлено 630 613>***** нарушителей паспортной системы.
За злостное нарушение правил паспортной системы:
Осуждено внесудебным порядком (главным образом, деклассированный и уголовный элемент) 65 661 чел.
Предано суду — 3 596 чел.
Административно удалено — 175 627 чел.
Оштрафовано — 185 080 чел.
Количество нарушителей правил паспортной системы из месяца в месяц уменьшается, что объясняется не только карательными мерами, но и разъяснительной работой, которая все время ведется органами милиции.
Нарушение хозяйственниками закона о паспортах
Особо нужно указать на то, что руководители предприятий и учреждений систематически нарушают паспортный режим.
Так уже после паспортизации было обнаружено в режимных местностях 123 953 чел. рабочих, принятых на работу без паспортов, причем хозяйственники, как правило, завозят рабочих без паспортов или принимают на работу от ворот без паспортов, а потом ставят милицию перед совершившимся фактом и ссылаются на производственные задания и т.д., настаивают на выдаче им паспортов.
Начальник Паспортного отдела
ГУРКМ НКВД СССР Фокин
Помета: Ничего не сказано об извращениях и перегибах при паспортизации и как это было исправлено.
ГА РФ. Ф. Р-1235. On. 141. Д. 1650. Л. 34-27. Подлинник.
* Часть текста, заключенная в угловые скобки, подчеркнута в тексте и отмечена на полях знаком №.
**Напротив подчеркнутого числа «27 009 559 чел.» на полях стоит знак «Ю>.
*** Напротив абзаца с текстом, характеризующим плохой учет населения, на полях помета: «35 т. чел. выехало в связи с пас[портизацией]».
**** Приложение в деле отсутствует.
***** На полях, напротив подчеркнутых слов «уходы с военных заводов и строек» помета: «Значит, и на военные заводы набирали без разбору».
****** Часть текста, заключенная в угловые скобки, подчеркнута в тексте и отмечена на полях знаком N3.