Отчет комиссии ВЦИК о выполнении постановления ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 г. и постановления СНК СССР от 28 апреля 1933 г.31 об установлении единой паспортной системы и об обязательной прописке паспортов в г. Ленинграде и Ленинградской области

Не ранее апреля 1934 г.* Секретно

Значительное внимание областных партийных и советских органов, уделяемое как в период подготовки, так и проведения закона о паспортизации, обеспечило своевременное окончание и удовлетворительное выполнение этой работы .

Паспортизация началась по г. Ленинграду 25 января 1933 г., в стокилометровой зоне вокруг г. Ленинграда 18 марта 1933 г., т.е. с запозданием по плану на полтора месяца, в стокилометровой погранзоне 15 августа 1933 г., т.е. с запозданием по плану на два с половиной месяца и, наконец, во всех остальных не режимных местностях паспортизация начата 15 октября 1933 г. Окончена паспортизация населения во всех местах в сроки, установленные для этих местностей.

Запоздание с началом паспортизации произошло в первом случае вследствие решения перебросить в качестве руководителей этой работы товарищей, проверенных на работе по г. Ленинграду и, во втором случае — вследствие задержки с выяснением условий режима в пограничной зоне и, в частности, вопросов: какие выдавать паспорта, как поступать с бытовыми явлениями, перехода границ, участия в бандах на Псковщине.

Необходимо отметить, что в процессе подготовки к паспортизации (проверка состава рабочих и служащих на предприятиях и учреждениях, обход ЖАКТов, отдельных домовладений мобилизованными товарищами и работниками РК милиции на предмет проверки состава населения), так и в процессе самой паспортизации (тщательная проверка документов) проведена партийными, советскими и профсоюзными организациями большая работа по выявлению социально-чуждых, уголовных и антиобщественных элементов. Подтверждением этому свидетельствуют следующие цифровые показатели.

Так, например, по г. Ленинграду с начала паспортизации и до 1 апреля 1934 г. отказано в выдаче паспортов 103 308 чел., или 4,38% к общему числу выданных паспортов (2 129 148), восстановлено из них паспортным отделом и комиссиями 26 928 чел.**, а из остающихся 76 380 чел. 21 422 удалено оперативным путем. Анализируя эти цифры и данные, происшедшие в составе населения г. Ленинграда после прописки, сократившегося на 476 554 чел., необходимо прийти к выводу, что некоторая часть населения из антиобщественных и социально-чуждых нам элементов, будучи уверена в отказе в выдаче паспорта, выехала из Ленинграда, и большая часть показателей о сокращении населения должна быть отнесена за счет лучшей постановки учета городского населения.

Такое же положение, правда, в значительно меньших размерах наблюдается и по режимным районам области. Так на 1 марта отказано в выдаче паспортов 12 804 чел. к общему количеству 767 453 выданных паспортов, или 1,66% Приводя эти данные, необходимо указать на следующие два крупных недостатка в постановке работы паспортных органов, лишающих в большинстве случаев возможности установить в данное время правильность выдачи или причин отказа паспорта отдельным гражданам.

Первый недостаток в основном сводится к тому, что в делах паспортных столов не хранятся документы, послужившие основанием к выдаче паспорта, но и в достаточно большом количестве случаев нет в остающихся учетных анкетах указаний на эти документы, а в отдельных случаях сделаны ссылки на такие документы, которые не являются достаточным основанием к выдаче паспорта.

Второй недостаток сводится к тому, что техника учета через контрольные карточки не позволяет установить причин отказа в паспорте и своевременность выездов или выселении лиц, коим отказано в выдаче паспортных документов, гак как в карточке не имеется графы о причинах отказа и отметок о выезде и главное, что сама проверка, проводимая периодически участковыми надзирателями, как правило, почти нигде не фиксируется.

Особо интересным представляется вопрос об отношении трудящихся масс к паспортизации. При обследовании мы установили сознательное отношение к паспортизации и паспорту со стороны трудящихся. «Без паспорта, без вида жить нельзя, нам очень необходим», — заявляют рабочие в Ораниенбаумском районе; «без паспорта работы не найдешь», — заявила работница Безноскладстроя т. Краскова; «у нас в погранполосе паспорт как воздух, без него жить нельзя. По паспорту узнаешь людей, кто они. Вот только дороговато 3 рубля берут за него, когда у колхозника 4—5 взрослых, ему приходится с пропиской платить 15—20 рублей», — заявил колхозник колхоза «Пеники» т. Беркшан; «как же без паспорта жить, или с чужим; вот на днях приехала в Лебяжий сельсовет гр. Рыбакова, а когда проверили, оказалась Заглубецкая. В 6 часов вечера она приехала, а в 2 часа ночи ее уже попросили выехать из Лебяжинского сельсовета», — заявила работница Форта «Ф» т. Сидорова и т.д.

Однако, необходимо здесь же указать на то, что все эти и им подобные отзывы рабочих и колхозников относятся к трехгодичным паспортам, годичный паспорт и временное удостоверение авторитета не имеют. Колхозники на время получения годичного паспорта выражали недовольство, заявляя: «чем мы хуже служащих, — им выдают трехгодичный, а нам только годичный».

Таково отношение к паспорту в общей массе рабочих и колхозников, если не считать единичных случаев отказа от получения паспортов, как, например, рабочий совхоза имени Ворошилова (Псковский район) отказался от паспорта, говоря, «жил до сих пор без паспорта, буду жить без него и дальше», или другой случай: один гражданин, отказываясь от паспорта, заявил: «Я пасу коров, и коровы у меня паспорта не спрашивают» (тоже Псковский район).

Случаи отказа от получения паспорта, нами здесь приведенные и им подобные, относятся в большинстве своем к районам, где паспортизация проводилась без достаточной массово-разъяснительной работы о политическом значении паспортизации. Характерным из таких районов является Псковский район Ленинградской области, обследованный нами. Руководители предприятий, учреждений, жактов, совхозов, сельсоветов, колхозов и отдельные работники милиции в этом районе далеко не осознали всю политическую важность и практическое значение паспортизации. А отсюда и такие факты. На 1 апреля с.г. в паспортном столе выписаны 340 паспортов, из которых около 200 паспортов выписаны во время массовой паспортизации (август—декабрь 1933 г.), и несмотря на такой срок и вызов граждан, последние до сих пор не являются за получением. Не случайно также, что в Псковском районе отмечается слабая работа органов милиции по паспортизации, а в ряде случаев отсутствие внимания со стороны низовых партийных организаций и сельсоветов к работе паспортных пунктов. Как следствие этого имели место такие факты: в Б. Жезловском сельсовете выдан паспорт кулаку-лишенцу, в прошлом крупному лесопромышленнику Козлову, который в период раскулачивания стрелял в секретаря сельсовета и который в свое время был выслан по линии ОГПУ; в том же сельсовете выдан паспорт кулаку-лишенцу Рубцову, замешанному в антисоветской работе.

Небезинтересно указать на методы работы классового врага и деклассированных элементов в стремлении обойти законы паспортизации. Так, например, в Ораниенбаумском районе часть высланных (6 чел.) вернулась обратно, были выявлены и вновь высланы. На Безноскладстрое отказано было в паспорте кулаку из Белорусской ССР Тарандо, он в срок выехал, в марте 1934 г. вернулся обратно и администрацией был принят вновь уже с паспортом со своей родины, его выселили вновь в принудительном порядке. Кулачка Гаврилова за отказ в выдаче паспорта бросила в лицо начальнику РУМ т. Воробьеву чернильницу (осуждена на 5 лет). По данным тройки ПП ОГПУ на примере нескольких десятков случаев видно, что классово-чуждый и деклассированный элемент, будучи уже выслан на 2—3 года в лагеря, бежали из них и вновь возвращались в Ленинград и другие режимные районы.

Переходя к вопросу о борьбе органов РК милиции за паспортный режим, необходимо сказать, что признать ее достаточной и удовлетворительно поставленной нельзя. Приведем несколько фактов, подтверждающих этот вывод. С начала прописки и по 1 апреля 1934 г. по г. Ленинграду произведено 20 693 обхода домовладений, 3853 мест общественного пользования и 4872 проверки предприятий. Выявлено при этом 40 332 нарушителя паспортного режима, к которым приняты следующие меры воздействия: отобрано подписок о выезде 18 051; направлено на тройку ПП ОГПУ 16 055; составлено административных протоколов: на проживающих без прописки и без паспортов 6226, на ответственных по домам и квартирам 9311, на руководителей предприятий и учреждений 1203. Оштрафовано разных лиц, в том числе и должностных на сумму 412 596 руб. Привлечено к уголовной ответственности 218 чел., в том числе руководителей предприятий, учреждений 9 чел. и др. должностных лиц 68 (коменданты и управдомы).

Анализируя эти цифры, необходимо сказать, что кажущийся на первый взгляд значительный размах борьбы за паспортный режим должного эффекта не дает.

Во-первых, бросается в глаза незначительное количество дел, привлеченных к уголовной ответственности, а если к этому добавить, что нигде не представляется возможным получить подробных сведений о том, когда дело разобрано и разобрано ли вообще, какой приговор суда, отбывают ли наказание приговоренные и т.д. и, приняв во внимание, что ни одного приговора не опубликовано в печати, то невольно приходишь к выводу, что эти данные не говорят о серьезности борьбы за паспортный режим как со стороны милиции, так и особенно со стороны судебно-следственных органов. К слову сказать, эти органы до последнего времени не придавали политического значения судебным делам по паспортизации и не занимались надлежащим надзором за проведением закона о паспортизации.

Во-вторых, из сопоставления данных: количество подписок о выезде (18 051), административных протоколов на проживающих без прописки и без паспортов (6225) и общей суммы штрафов (412 596) видно, что составление административных протоколов и наложение штрафов не соответствует количеству нарушителей паспортного режима, очень широко применяется мера подписок о выезде и слабо осуществляется штрафная политика как в отношении лиц, нарушающих паспортный режим, так и в отношении административнодолжностных лиц. (Средний размер штрафа составляет около 25 руб.)

К этому следует добавить, что точных сведений о сумме уже взысканных штрафов нет, а по обследованным нами районам как в городе, так и в области размеры колеблются от 20 до 30%.

Аналогичные данные по поддержанию паспортного режима по области рисуют не лучшую картину: произведено обходов домовладений — 4305, предприятий — 510, мест общественного пользования — 343; выявлено нарушителей — 12 178; отобрано подписок о выезде — 5604, направлено на тройку ПП ОГПУ — 2144; составлено протоколов: на проживающих без прописки и паспортов — 4430, ответственных по домам — 1152, руководителей предприятий и учреждений — 953, привлечено к уголовной ответственности — 12 чел.; сумма штрафа — 108 307 руб.

В-третьих, необходимо указывать на то, что система обходов домовладений, мест общественного пользования, а равно и проверка постановки дела по паспортизации на предприятиях и учреждениях проводится беспланово, без подготовки и привлечения общественности (партгруппы ЖАКТов, Осодмил и др.), в большинстве случаев эта работа выполняется участковыми надзирателями одновременно с многими другими видами их работ, а поэтому не всегда составляются ими протоколы или акты о результатах обследования, не устанавливается лица, виновные в нарушении паспортного режима и не проверяется выполнение в сроки распоряжения паспортных столов о выселении или выезде лиц, не имеющих права проживать в данной местности.

Значительную работу по поддержанию паспортного режима проделала тройка ПП ОГПУ. За время с 1 августа 1933 г. по 1 января 1934 г. ею разобраны дела на 24 396 арестованных, из которых освобождено — 16 809 чел. и осуждено — 6692 чел., из последних направлено в концлагерь — 1268, спецпо- селок — 887, трудпоселок —2511, минус 30 — 1884, колония — 132, лишение свободы — 6, отправлено этапным порядком —3 и ссылка — 1.

Социальный состав осужденных: незанятых общественно-полезным трудом — 3329, летуны — 239, лишенцы — 137, уголовный элемент — 2736, перебежчики — 7, иждивенцы — 47.

С 1 января 1934 г. по I апреля осуждено тройкой: концлагерь — 7166, минус 30 — 2020, колонии до исправления — 179, всего — 9365.

Социальный состав осужденных: занятых общественно-полезным трудом — 5446, кулаков — 227, летуны — 117, лишенцев — 102, уголовный элемент — 3463, перебежчиков — 5, иждивенцев — 5.

Анализируя работу тройки, необходимо обратить внимание на 2 группы осужденных, составляющих преобладающую массу всех проходящих через тройку.

Первая группа — незанятые общественно-полезным трудом, составляющая — 54,6% к общему числу осужденных, в известной части не представляет паразитического элемента и питается за счет членов семей единоличных крестьянских хозяйств, не нашедших применения своему труду вследствие паспортизации.

Вторая группа — уголовный элемент, составляющий 38,6%, также в известной своей части не представляет собой типа сложившихся уголовников и может быть скорее отнесена к первой категории.

<Между тем, как по отношению к первой, гак и по отношению второй группы, тройка применяет методы заключения в лагеря наравне со сложившимися уголовниками и паразитами****.>

Объяснение этому лежит в методах борьбы органов милиции, стремящихся во что бы то ни стало очистить города и населенные местности от лиц, не имеющих права жительства и в полном отсутствии у них средств и возможностей организованного направления этих категорий людей на стройки, совхозы и другие виды производительного труда, где они могли бы получить право на паспорт. Необходимо сказать, что внимание местных органов власти к этой категории людей отсутствует, или правильнее говоря, проявляется в виде желания как можно скорее изгнать эти элементы (см. приложение)'. Сумма этих организационных недочетов свидетельствует о недостаточно развернутой и настойчивой борьбе за паспортный режим со стороны РК милиции и судебноследственных органов.

Одновременно необходимо указать, что борьба за строгий паспортный режим осложняется отношением к нему руководителей предприятий, строек, учреждений, совхозов, должностных лиц ЖАКТов домоуправлений и недостаточной помощью со стороны исполкомов и советских органов в работе органов РК милиции. В подтверждение этого мы приведем лишь несколько фактов.

Так, по г. Ленинграду на ряде предприятий нами установлено нарушение правил приема на работу с обязательными штампами с предшествующего места работы. На фабрике «Большевичка» обнаружены прогульщики, уволенные с других предприятий. На заводе «Пролетарий», как система, принимающие на работу совершенно не интересуются причинами увольнения с других предприятий и не обращают внимания на штампы. На некоторых предприятиях учет не отражает, по какому документу и на какой срок рабочий прописан, при проверке милиции приходится вызывать самих рабочих (Балтийский завод). Несмотря на запрещение милицией, на стройке Володарского моста (Лендорхоз) в январе было принято на работу 75 чел. без паспортов. Когда милиция потребовала немедленного увольнения, то зав. кадрами т. Урусов заявил: «Люди приняты по распоряжению начальника строительства». На попытки милиции выяснить этот вопрос у начальника строительства последний отказался разговаривать. На этой же стройке органами милиции выявлено 37 кулаков, проживающих по подложным документам, и несмотря на неоднократные штрафы ответственных работников стройки до сих пор продолжается прием рабочих без паспортов или с паспортами, но без наличия документов об отпуске на сезонные работы. Участковый инспектор Пригородного района 1 апреля с.г. доносит, что при вручении повестки о наложении штрафа директору военного совхоза Белянскому, последний не только отказался принять повестку и исправить упущение по приему рабочей силы, но публично оскорбил инспектора. В период нашего обследования в совхозе Ленсовета милицией обнаружены рабочие около 100 чел. без паспортов и прописки.

<Еще более характерные данные по Ораниенбаумскому району, где на Бен- зоскладстрое (нач. строит(ельства) Ильин В.Ф.) обнаружено проживающих рабочих без прописки 37 чел., не имеющих паспортов, но работающих с 1 сентября 1933 г. — 11 чел. О постановке учета на этом предприятии можно следить по следующему факту: из 70 карточек, взятых на проверку, в 46 нет отметок, имеется ли паспорт у рабочего>*\

На строительстве УНИ (Спецстрой) начальник строительства т. Кузьмин А.Н., сектор кадров Батун А.Н. — из 940 чел. занятых рабочих на стройке в конце 1933 г. было обнаружено без паспортов 50 чел., с просроченными паспортами 49 чел. и беспаспортных оказалось 27 кулаков. (Начальник кадров привлечен к административной ответственности.)

Немногим лучше и в ряде других организаций Ораниенбаумского района, в Совторгфлоте из 600 рабочих обнаружено без паспорта 1, с просроченными паспортами — 10, нет отметок в паспортах у 12 чел.

В совхозе «Лубки» Главвоенпорта из 338 рабочих без паспорта 2, просроченных паспортов 70. В деревне Пеньки Бронницкого сельсовета без паспорта живут 2 чел.

Установлено, что жактовская общественность, домоуправления г. Ораниенбаума слабо проводит паспортный режим, мер к выселению беспаспортных и живущих без прописки не принимают. Так например, в кусту № 5, дом № 5 обнаружены проживающими без прописки 2 чел., в ЖАКТе № 41 проживает жена сбежавшего кулака Николаева, там же без паспорта в течение десяти дней проживают гр-не Зверев и Тимофеева. Паспортный режим нарушают даже ответственные политические работники, как например, зам. секретаря райкома ВКП(б) т. Николаев несколько месяцев жил в Ораниенбауме без прописки.

Не менее яркие примеры мы видим по г. Пскову и Псковскому району. Бригадой при проверке на месте целого ряда ЖАКТов, предприятий, общежитий, совхозов, колхозов и селений установлено, что как в городе, так и на селе проживает значительная часть населения по временным удостоверениям, срок которых давно истек, но их никто не беспокоит. Например, по 5 районам проверенных кустовых объединений ЖАКТов обнаружено 59 чел., у которых срок временных удостоверений истек еще в 1933 г., управдомы за этим не следят, участковые милиционеры также бездействуют.

При проверке общежития Коммунстроя обнаружено 18 чел., проживающих по временным удостоверениям, срок коим давно истек, по совхозу «Диктатура» 22 чел. и т.д. Там же значительное количество лиц, подлежащих выселению, спокойно проживают. В подтверждение приводится ряд конкретных фактов, которые за очень короткий срок им удалось выявить. Так, в совхозе «Диктатура» из 500 рабочих имеют паспорта всего лишь 90 чел. и временных удостоверений 22 чел., <остальные, по заявлению самого директора т. Елкина и нач. паспортного стола Васильева, не имеют ни паспортов, ни временных удостоверений >*****.

По совхозу им. Ворошилова не имеют паспортов и временных удостоверений 21 чел. На производственном участке акционерного общества «Продукт» из 3-х оказавшихся на месте рабочих — двое без паспортов, необходимо полагать, что и на других участках положение то же, так при приеме на работу не спрашивается никаких документов, а рабочих в этой организации до 150 чел., даже сам руководитель этой организации шесть месяцев проживает без паспорта, ссылаясь на то, что его паспорт на родине.

При проверке 5 кустовых объединений ЖАКТов выявлено 22 чел., проживающих без паспортов, вернее говоря, скрывающихся, так как большинству из них в выдаче паспортов отказано и все сроки выездов прошли. Выявлены случаи, когда скрывающиеся находят себе приют у управдома, — у управдома гр. Ивановой проживает уже несколько месяцев неизвестный гражданин без прописки и паспорта.

Не лучше обстоит дело и на предприятиях. Так, на заводе «Металлист» администрация не знает, все ли рабочие имеют паспорта. Взятые на выдержку 22 чел. из принятых после окончания массовой паспортизации 405 рабочих оказалось, что 3 человека не имеют паспортов******.

Несколько лучше соблюдается паспортный режим в Детскосельском районе, однако и там наблюдается довольно значительное количество аналогичных нарушений. Так, на заводе «Кооператор» обнаружены работающие без прописки и с просроченными паспортными документами.

На этом же заводе было сменено руководство заводом и зав. паспортным столом за проникновение на завод чуждых элементов 22 чел., из них на должность коменданта был назначен быв. торговец Лялин.

В совхозе ЛСПО на общее количество 365 чел. рабочих живут без прописки 105 чел., хотя некоторые из них имеют паспорта, выданные в Ленинграде и 100-километровой полосе.

В Тярлесском сельсовете в колхозе «Новая деревня» проживает без паспорта Вайнонин Николай и Ремнев с дочерью, отказавшиеся от получения паспорта. По этому сельсовету и по Кузьминскому наблюдались случаи проживания без паспортов лиц, дела в отношении которых направлялись на тройку ПП ОГПУ и возвращались обратно без указаний, следует ли им выдать паспорт или нет.

В общежитии ЛИМП паспортный режим нарушается директором института, коим производится прием на работу и на учебу лиц без штампа в паспортном документе об уходе или увольнении с прежнего места работы. Им же разрешается проживание членов семей студентов без прописки и т.д.

Приведенные нами факты далеко не исчерпывают всех нарушений паспортного режима, наблюдающихся как в г. Ленинграде, так и особенно в области, и свидетельствуют <об игнорировании в ряде случаев постановлений правительства со стороны администрации предприятий, учреждений, совхозов и т.д. при наборе рабочей силы и о бездействии управдомов и правлений ЖАКТов>*******.

Этими же причинами объясняется отсутствие четкой работы по прописке. Так по кустовому объединению ЖАКТа «Дзержинского» в г. Пскове 46 человек, сдавшие паспорта на прописку еще в декабре 1933 г. и январе 1934 г. до сих пор не прописаны по той причине, что председатель правления ЖАКТа Лаврентьев растратил полученные с них деньги за прописку. Дело это до последнего времени мариновалось в следственных органах, и Лаврентьев наказания не несет.

Администрация завода «Металлист» возбуждает письменное ходатайство перед милицией о прописке гр. Анукидьева с указанием, что он работает на заводе в качестве кузнеца с октября 1933 г. В прописке милиция отказала. Проходит значительный период времени, человек с работы не снимается, администрация завода в надежде на то, что паспортный стол забыл про ранее возбужденное ходатайство, вновь просит прописать, при этом ходатайство подписывается теми же лицами и в ходатайстве говорится, что Анукидьев только что принят на работу в качестве чернорабочего. На этом же заводе из взятых на проверку 22 чел. оказалось, [что] 8 чел. работают без прописки.

Несколько замечаний о злоупотреблениях и небрежном отношении к паспорту со стороны владельцев. Материалы проведенных проверок не позволяют сделать вывод о массовом злоупотреблении. Однако, установлено значительное количество случаев подделки, смывки, продажи и сбрасывания паспортов летунами. Например, вскрыты такие случаи. В Мартышкинском сельсовете один гражданин проиграл паспорт в карты. Работница хлебозавода ЛСПО Романовская переменила свою фамилию в паспорте на Петрову, а год рождения с 1915 на 1916. Объясняет это желанием после развода с мужем показать себя моложе. Учащаяся Алексеева переписала год рождения с 1918 на 1917 с целью поступить на работу. Работница Богданова (Ораниенбаум) переписала свою фамилию на фамилию мужа Калиновская с целью получить алименты после развода. Работница «Госзнака» Иванова после увольнения, переменившая пять мест работы в течение года, заявляет, что паспорт утеряла, на самом деле сбросила, так как по отметке в нем можно было установить летунство и т.д.

Переходя к вопросу, насколько существующая система порядка выдачи паспортов, хранения и учета исключает возможность злоупотреблений, мы, главным образом, считаем необходимым остановиться на порядке хранения и учета паспортных бланков.

В ряде мест помещения паспортных столов не приспособлены, нет несгораемых ящиков и особенно плохо обстоит дело с хранением паспортных бланков в с/советах, в которых, как правило, отсутствуют несгораемые шкафы и бланки хранятся в простых деревянных, а нередко и просто в столах безо всякой охраны.

Неудовлетворительно поставлено дело и с учетом паспортных документов, за редким исключением (паспортный стол Центрального района г. Ленинграда) в паспортных столах не производится ежедневной проверки и записей в книгу выданных документов, вследствие чего в большинстве обследованных нами паспортных столов без длительных подсчетов и пересчетов не могли сказать, какое у них количество паспортных документов и имеются ли они все налицо. В результате такой постановки с учетом и отчетностью при обследовании были такие случаи. Подсчет давал в итоге излишек 844 паспортов, а при вторичном подсчете по ведомостям обнаруживался недостаток 15 паспортов (Псков). Пришлось создать специальную комиссию для проверки. То же самое установлено в Куйвозовском районе, где недоставало 5 паспортов.

Обращают на себя внимание растраты паспортных работников в отдельных районах, так, например, н Ораниенбауме в течение 1933 г. и нескольких месяцев 1934 г. произведено 4 растраты: паспортист Кульвизов растратил 1954 руб., Тарасова — 212 руб., Голубева — 300 руб., инспектор Березинов — 1002 руб.

Из всего приведенного приходится сделать вывод, что постановка хранения паспортов и особенно учет и отчетность не исключают возможностей всякого рода злоупотреблений. Всего с июня месяца 1933 г. по апрель 1934 г. было вскрыто преступлений со стороны работников паспортных столов милиции по г. Ленинграду — 17 случаев и по области 14. Большая часть преступлений падает на пьянство и злоупотребление служебным положением, но как указывалось выше, есть случаи растрат и даже взяточничества.

Изложенные недостатки в деле поддержания паспортного режима мы отчасти склонны объяснить недостаточно контактной работой паспортных столов и наружной милиции, так как работники последней нередко считают работу по поддержанию паспортного режима не своей и, главным образом, <отсутствием подчиненных паспортным столам работников на предприятиях, стройках и учреждениях>********. Правда, постановлением Ленсовета от 7 февраля 1934 г. запрещено снимать без согласия паспортных органов лиц, выделенных на предприятиях и других местах на работу по паспортизации и прописке, однако, работники, добросовестно относящиеся к работе, снимаются, как мешающие администрации принимать на работу в обход постановлений правительства.

Переходя к вопросу обеспеченности паспортного отдела и паспортных столов кадрами, прежде всего бросается в глаза повсеместное незаполнение штатов. Так, например, в паспортном отделе не заполнены 3 штатные должности, в паспортных столах отделений городской милиции Ленинграда не заполнено 17 штатных единиц, паспортных органов 100-километровой зоны 17 единиц, пограничной зоны — 39 единиц, нережимных районов — 26 и т.д. О качественном составе кадров говорят следующие цифры: из 150 сотрудников областного паспортного отдела членов и кандидатов ВКП(б) — 29, ВЛКСМ — 19, беспартийных — 102, из всего количества б[ывших] работников ОГПУ — 10 и со стажем работы в рядах РК милиции свыше 1 года — 98 чел.; из 256 работников паспортных столов отделений городской милиции — членов и кандидатов ВКП(б) 173, ВЛКСМ — 30, беспартийных — 56, б[ывших] работников ОГПУ — 52 и со стажем работы в милиции свыше одного года — 118; из 75 работников п(аспортных) органов в 100-километровой зоне членов и кандидатов ВКП(б) — 43, BJ1KCM — 7, беспартийных — 25, быв. работников ОГПУ — 3 и со стажем работы в милиции свыше года — 22.

Примерно такое же положение и в других местах области.

Необходимо остановиться на недостаточном материальном обеспечении работников паспортных столов области. Если сравнить зарплату однородных работников паспортных] столов г. Ленинграда и области, то мы обнаруживаем следующий разрыв: нач. паспортного] стола в Ленинграде — 225 руб., в области — 170 руб., паспортист (в том же порядке) 180 и 140, участковый инспектор 165 и 105, делопроизводитель 105 и 80, но этим сравнение не исчерпывается. К этому следует добавить, что снабжение в городе несраненно лучше, нежели в районах, этими причинами мы и объясняем более крепкие по подготовленности кадры в городе и слабые в районах и довольно значительную текучесть начсостава паспортных органов по области и г. Ленинграду (с 1 июня 1933 г. по 1 августа 1934 г. принято на работу 80 чел., выбыло 35 чел.)

В заключение мы считаем необходимым остановиться на ряде вопросов, требующих на наш взгляд, разрешения в центральных органах. К таким вопросам следует отнести:

Прежде всего вопрос о сезонной рабочей силе. Например, в текущем году на промышленное и жилищное строительство необходимо около 200 тысяч человек, имеется немногим более 100 тысяч; водному транспорту необходимо 6 тысяч человек, завербовано всего лишь 800 человек; на торфоразработки необходимо свыше 27 тысяч человек, а имеется всего лишь 15 тыс.; Дорводмосту необходимо 5 тыс. человек, сейчас не имеет ничего и т.д. Совершенно естественно, что обеспеченность строек и других работ менее, нежели на 50% рабочей силой, у местных органов и хозяйственников вызывает опасение за выполнение планов и программ. Как выход из положения, они принимают на работу прибывающих самотеком из деревни без паспортов, но имеющих все документы, дающие право на получение паспорта, а также имеющих паспорта, выданные на месте жительства, но [крестьяне] не имеют документов от колхозов или сельсоветов, подтверждающих разрешение выезда на заработки. Органы милиции на основании циркуляра № 55/с совершенно правильно поступают, отказывая в выдаче паспортов и в прописке. Вследствие этого областные органы ищут выход в разрешении этого вопроса путем указаний паспортному отделу о выдаче временных удостоверений и паспортов, а также прописке всей этой массы сезонников.

Мы считаем, что эти указания областных органов следовало бы в порядке изъятия, для текущего сезона, санкционировать, так как в противном случае создается угроза срыва строительных и производственных планов.

Одновременно с этим необходимо разработать вопрос о порядке привлечения сезонной рабочей силы и оформления паспортных документов на так называемых сезонников, работающих длительное время на стройках, водном транспорте, торфоразработках и др.

Затем вопрос о специалистах дефицитных и недефицитных квалификаций.

Так, например, прибывают в Ленинград специалисты остродефицитной специальности (инженеры, экономисты и др.) с паспортными документами других местностей. Милиция их не прописывает, так как они приехали без приглашения, а нужда в таких работниках на предприятиях большая.

Нам представляется, что выселение в таких случаях для дела не полезно.

Говоря о другой группе специалистов, прибывающих в Ленинград (врачи, бухгалтера и др.), которых в самом Ленинграде избыток, нам представляется, что оставлять их в Ленинграде и прописывать на жительство, несмотря на наличие специальных приглашений учреждений и предприятий, вряд ли целесообразно.

Отсюда, на наш взгляд, возникает необходимость проработки вопроса о порядке приглашения специалистов во всем объеме.

И, наконец, вопрос о так называемых нищих, бесприютных и незанятых общественно-полезным в значительной своей части проходящих через тройку ПП ОГПУ.

Мы уже говорили, что методы работы милиции и подход местных органов власти к этой группе лиц не является правильным с точки зрения организованной борьбы по ликвидации этих групп населения в СССР.

Нам представляется, что это этот вопрос, имеющий значение не только с точки зрения проведения закона о паспортизации, но и общественно-политического, необходимо серьезно проработать в направлении организованного государственными органами (хозорганы, профсоюзы, милиция и др.) вовлечения их в общественно-полезный труд и распространения на них правовых норм на жительство.


ГА РФ. Ф. Р-1325. On. 141. Д. 1650. Л. 6-26. Копия.

*Датируется по содержанию документа.

** Число «26 928» подчеркнуто, на полях помета «Ок[оло] 25% восстановлено]».

*** Часть текста, заключенная в угловые скобки, отчеркнута на полях и отмечена знаком N11.

**** Приложение в деле отсутствует.

” Напротив абзаца, заключенного в угловые скобки, стоит помета «учет». Часть текста:

«из 70 карточек, взятых на проверку, в 46 нет отметок, имеется ли паспорт у рабочего» подчеркнута и отмечена на полях знаком NB.

****** Часть текста, заключенная в угловые скобки, подчернута и отмечена на полях знаком ЛЯ

****** Так в документе.

 

******* Часть текста, заключенная в угловые скобки, подчеркнута и отчеркнута на полях.

 

******** Часть текста, заключенная в угловые скобки, подчеркнута в тексте и отмечена на полях знаком №.

Joomla templates by a4joomla