Наверное каждый согласится с утверждением, что история общества отражена в любом источнике своего времени - в книгах, воспоминаниях, газетных статьях, школьных учебниках. Притом необязательно в качестве примеров должен приводиться учебник истории или литературы - арифметический задачник тоже может рассказать очень много.
Давайте для начала попробуем изучить быт дореволюционной России, той самой, где "хруст французской булки" и "которую мы потеряли".
Наш источник: Вишневский Г. "Арифметический задачник для начальных училищ и приготовительных классов гимназий и реальных училищ." Изд. 31-е. - М., изд. Башмаковых, 1911.
Хотя задачник издан в 1911 г., в нем отражена жизнь России более раннего времени, т. к. это 31-е издание. В задачах встречается 1889 г., как одна из самых поздних дат. Все задачи на прикладном материале: посчитать урожай, товар, расстояние и т. п.
Некоторые задачки потрясают своей страшной обыденностью:
«1123. Ребенок родился 12-го мая в 9 часов утра, а умер 11-го июня того же года в 1 час пополудни. Сколько времени жил ребенок?»
«Мальчик родился 17 января 1873 г. Когда он умер, если прожил 3 года 4 месяца».
«1174. 25 нищих получили 2 руб. 75 коп. Посколько коп. досталось каждому?»
Некоторые рисуют пропасть между разными слоями общества:
«1269. Продано имение, в котором было 6745 десятин пахотной земли, 2820 дес. лугов и 1392 десятины леса. Пахотную землю продавали по 241 руб. за десятину, а луга по 136 руб. за десятину. Почем продавали десятину леса, если все имение продано за 2 422 489 руб.?». - Это имение площадью 125 кв.км, примерно 12,5 км на 10 км. Т. е. вполне рядовое помещичье имение.
«1289. На фабрике работали мужчины, женщины и дети, всего 651 человек; дети составляли 7-ю часть, а женщины 3-ю часть всего числа рабочих; остальные были мужчины. Сколько нужно уплатить рабочим за неделю, если поденная плата для детей 30 копеек, женщина получает на 15 копеек больше, а мужчина получает вдвое более, чем женщина? - отв.: 3 027 руб. 15 коп.»
Легко подсчитать, что все 651 работников фабрики зарабатывают за год при непрерывном цикле 157 411 руб. Таким образом, они все вместе, не тратя ни копейки смогут заработать на рядовое помещичье имение из верхней задачи за 15 с лишком лет.
Следом идет задачка на цены:
«1290. куплено 25 пуд. гречневой крупы, 15 пуд. пшена и 46 пуд. рису и за все это заплачено столько рублей, сколько получится в частном от деления 20099 на 101. Во сколько рублей ценился пуд рису, если пуд гречневой крупы стоит 1 руб.60 коп., а пуд пшена 1 руб. 40 коп.? - Отв.: 3 руб.»
Как видим, цена вроде дешевая с точки зрения наших цен, - 1,4 рубля за пуд пшена, только вот на свою дневную зарплату из верхней задачи ребенок купит 3,5 кг пшена. Женщина — 5.1 кг, а мужчина — 10,6 кг. Риса же более, чем в два раза меньше, поэтому и рис народ не ел, ведь кроме питания еще надо платить за жилье, одежду и прочее.
Еще задачка на тему зарплат рабочих:
«1421. На фабрике работали мужчины и женщины; мужчин было вчетверо больше, чем женщин; мужчина получал по 12 руб. в месяц, а женщина по 8 руб. В год всем рабочим уплачено 26 880 рублей. Сколько на фабрике мужчин и сколько женщин? - Отв.: 765; 89».
Дополнительно небольшое ассорти:
«1137. Учительница получает 16 руб. 66 коп. жалованья в месяц. Сколько жалованья она получит в 7 месяцев?»
«1060. Урок чтения продолжался 1 час 10 минут, урок чистописания 55 минут и урок Закона Божия 1 час 30 минут минут. Сколько времени продолжались все 3 урока?»
«389. В деревне было 75 домов. Во время пожара 36 домов сгорело. Сколько стало домов в деревне после того, как погорельцы поставили 22 новых дома?»
«427. Поденщица получает в день 25 копеек. Сколько получает она в 4 дня?»
«428.За теленка заплатили 3 руб., а за корову в 14 раз дороже. Что стоит корова?»
Ну и напоследок про французскую булку!
«503. Хозяйка сделала покупок в булочной на 91 коп.; она купила 11 трехкопеечных булок, 19 двухкопеечных кренделей, а на остальные деньги взяла французских хлебов, ценою по 5 коп. Сколько хлебов купила она?»
А теперь предлагаю посмотреть по аналогии на математические задачи 1932 г., года самого начала сталинской индустриализации и коллективизации.
Наш источник: "Юным строителям Нижне-Волжского края. Рабочая книга по математике. Четвертый год обучения." Саратов: ГИЗ, 1932.
Сразу обращаю внимание, что учебник региональный, в то время считалось важным знакомить учеников с особенностями своего региона.
Сталинский учебник готовит гражданина. Сталинский учебник расширяет кругозор ученика до общегосударственных дел и более того, дел всего мира. Скажете пропаганда, но она и готовила гражданина, который гордился своей страной и был готов всемерно помочь ей.
Впрочем, и чисто практические задачи тоже даны в большом объеме:
Но давайте также посмотрим на преломление в математических задачах обыденной жизни людей:
«В колхозах доход распределяется между колхозниками не поровну, а по количеству и по качеству труда. В колхозе им. Ст.Разина Нижневолжского края в 1931 г. ударники получили на каждое хозяйство по 10 ц хлеба, колхозники неударники — 4,1 ц меньше, а те, кто отлынивал от работы — еще на 2 33/50 ц меньше. По сколько хлеба получено на хозяйство колхозниками неударниками и по сколько — отлынивавшими от работы?»
Между прочим, эта задача предсказывает голод следующего года — попробуйте прожить семьей на количество хлеба, которое получили лодыри.
Как видим учебник отличается от учебника 1911 г. принципиально. Царский учебник готовил обывателя, которому грамота нужна для простейших жизненных ситуаций типа купи-продай, учти в своем хозяйстве. Автор учебника знал, что ничего более интересного его ученикам делать не придется. Вот сегодня часто самонадеянно утверждают, мол, если бы не большевики, то царь всем показал бы свой хитрый план... Задачник по математике доказывает, что ничего не показал бы: готовили детей крутить хвосты коровам и торговать молоком, не более того. Россия была бы чем-то вроде Турции.
Таким образом, учебники математики 1911 и 1932 гг. для одного и того же 4 класса отражают революционные перемены в жизни страны всего лишь за 21 год.
По материалам http://historian30h.livejournal.com