14 мая 1941 г.
Товарищи, Центральный Комитет решил созвать совещание творческих работников советской кинематографии, чтобы вместе с вами обсудить наиболее назревшие и наболевшие вопросы творческой работы кинематографических работников. Я не буду здесь распространяться, ибо считаю, сама аудитория говорит о том, что не нужно распространяться о том, какое значение имеет кино, как важнейшее из видов искусства и наиболее острое орудие политического воспитания и просвещения масс. Я расскажу только в этой связи о том, что каждый фильм в нашей стране представляет из себя общественное и политическое событие, и так ЦК к этому и относится; к выпуску каждого фильма мы и вся страна относимся как к важнейшему общественно-политическому событию, и с этой точки зрения ЦК хотел поставить на обсуждение, посоветоваться с работниками кинематографии по вопросу о том, что опыт показывает, что у нас имеется значительное неблагополучие с качеством, я имею в виду и идейное, и художественное качество довольно значительного количества наших фильмов.
У нас в качестве выпускаемых фильмов большая неровность. Бывает так, что после удачной и талантливой картины, которая вызывает вполне заслуженное одобрение у советского зрителя, следует провал, фильм не только средний и ниже среднего, иногда вовсе негодный. С этой точки зрения нет такого постоянного и непрерывно повышающегося уровня подавляющего большинства выпускаемых на экран фильмов. То, что эти провалы имеют место в нашей кинематографии, об этом свидетельствует факт запрещения к постановке на экране целого ряда фильмов за последнее время. Если взять, допустим, последний факт, начиная с пресловутого кинофильма "Закон жизни", который представляет собой клевету на советскую молодежь, на советскую действительность, то за это время не были выпущены в свет такие фильмы, как "На дальней заставе", " Гость", "Преступление и наказание", Рубиновые звезды" Ташкентской киностудии, "Старый наездник" о нашем ипподроме, затем фильм "Танкер Дербент" Галя Ленинградской студии и некоторые другие. В самое последнее время мы вынуждены были не пустить на экран фильм "Сердца четырех", автор[ы] сценария Файко, Трайсберг*, режиссер Юдин. Но нельзя сказать, что фильмы, выпущенные на экран за исключением ряда известных нам, - я имею в виду такие фильмы, как "Суворов", "Свердлов", "Богдан Хмельницкий" и ряд других, они известны, - ряд фильмов, которые выпущены на экран, они с идейной и художественной стороны не блещут и вышли на экран с большой натяжкой, я имею в виду фильм[ы] "Случай в вулкане", "Пятый океан", "Дружба", "Брат героя" и др., а некоторые фильмы подвергались, в связи с указаниями ЦК, многочисленным переделкам, это такие фильмы, как "Девушка с того берега", носивший ранее название "На заставе", "Весенний поток" из жизни нашей школы и некоторые другие.
Если взять фильмы, не выпущенные на экран или пропущенные с большим количеством переделок, то надо сказать, что все эти фильмы страдают довольно низким уровнем с точки зрения идейного содержания, иногда протаскиванием чуждых нам идеологических тенденций и моральных тенденций. Это особенно неприятно и неправильно с точки зрения того, что современная эпоха, современный период, он налагает на наш экран, на наше кино, как наиболее острый вид нашего искусства с точки зрения политической пропаганды и воспитания масс, особые обязанности в связи с войной, в связи с нашими задачами в области строительства коммунистического общества, в связи с задачами, которые поставлены XVIII партийной конференцией. Все задачи воспитания масс, они становятся сейчас наиболее остро и с этой точки зрения хотелось бы посоветоваться, выяснить и проверить, каковы причины этих провалов, каковы причины того, что идейное содержание и художественная ценность многих из наших фильмов находятся не на должной высоте.
Я хочу сказать только несколько слов, почему ЦК ВКП(б) вынужден был запрещать некоторые фильмы из-за несколько чуждых нам идеологических тенденций. О Законе жизни" распространяться я не буду, потому что об этом достаточно писалось; я скажу о таком фильме, как "На дальней заставе", почему он не попал. Этот фильм не попал потому, что в нем совершенно неверно и извращенно распространены светотени между нашими людьми - пограничниками, ведущими борьбу с перебежчиками, шпионами, в частности, с английскими шпионами и этой фигурой врага - английского шпиона. Наши пограничники - красноармейцы показаны как последние вахлаки, как последние простаки, которых и надуть не грех. Шпион показан сильным человеком, наделенным сильными волевыми достоинствами и качествами. И в конечном счете резюме этого фильма, квадратный корень этого фильма сводится к тому, что этот шпион был изловлен, потому что счастливый конец вроде полагается. Это изловление не мотивировано, оно совершенно не вытекает из всей внутренней динамики событий и обстоятельств, которые сопровождают фильм.
В связи с "Законом жизни" товарищ Сталин на совещании писателей указывал, что порок Авдеенко заключается не в том, что он врага рисует как великого человека, а порок заключается в том, что Авдеенко показывал наших людей как замухрышек и, следовательно, с этой точки зрения совершенно не понимал и извращал нашу советскую действительность в угоду врагам. Изображал большевиков как замухрышек, а врагов, как людей дела и очень сильных людей. По этому же пути пошли и в более смягченной форме авторы немалого количества фильмов, о которых я уже говорил. Например, в фильме "На дальней заставе" протаскивание всякого рода пошлятины, принижение идейного уровня наших советских граждан, протаскивание теории и практики, тенденции дон-жуанства, которые в "Законе жизни" имеются, протаскивание арцыбашевщины.
И затем много фильмов, выпущенных на экран, страдает легким и маломотивированным объяснением нашей советской действительности. Когда наши люди изображаются в фильме, они превращаются в героев, в знатных людей без всякого труда. Вот такого рода привитие нашим советским людям делается без всякой трудности, без всякой затраты силы воли, энергии, настойчивости и прочих качеств человеческого характера. Они не могут не размагничивать людей и порождают среди молодежи легкое отношение к нашей советской действительности, представляют дело очень легким с точки зрения выхода в люди и создания жизненной картины.
Поэтому мы с вами должны обсудить вопрос, как улучшить идейное содержание и художественное качество наших фильмов, как избежать провалов на этом фронте, как избавиться от брака, как поднять на новый уровень нашу кинематографию, чтобы брак был сведен к минимуму, если не окончательно ликвидирован.
Вот вопрос, по которому Центральный Комитет считает необходимым посоветоваться с товарищами.
Пару слов в порядке постановки вопроса - это в отношении комедий. Если в области художественных фильмов мы имеем немало провалов, то в отношении комедий это положение еще более усиливается. Мы давно не имеем советских комедий, за исключением некоторых фильмов. И тут получается, что достигнувши определенного уровня в создании нашей советской кинокомедии, последние фильмы, они как-будто этот уровень достигают и вновь возвращаются к начальной ступени. Хочу сказать о свежей новинке "Сердца четырех". Мы видели на днях этот фильм. Всего сюжета на десять минут, но когда размазывается это дело на полтора часа, то динамика комедийная, сам комедийный метод превращается в свою собственную противоположность, в нудную вещь. Эти попытки смешить публику всякого рода попаданием в воду, плесканием в лицо из бокалов и т.д., все эти незатейливые приемы очень тривиальны, они не могут поднять, привить энтузиазм не могут. Затем общий фон комедии - там любит один и другой, потом перемена ролями - один любит другую, затем двое влюблены в сестер, затем меняются ролями, - тема довольно знакомая и известная, и порядочно избитая. Причем, даются все эти романы на фоне безделья, фон такого сладкого ничегонеделания, на базе лагерной жизни и вокации, музы, из которых все происходит. Красные командиры изображены на подобие душек военных, которые занимаются ухаживанием, затем всякого рода услуги делают, - безделье кругом.
Разве это соответствует советской жизни? О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о некотором опасном отрыве от действительности.
А в то же время возьмите решения XVIII Всесоюзной партийной конференции и недостатки, вскрытые там. Разве там не наберешь материала и тем для хорошей советской комедии, хотя бы по вопросам чистоты, учета и т.д.? Разве здесь нельзя создать действенную, бьющую в цель комедию? Нет, берут такие пошлящие материалы и создают полуторачасовые комедии, а потом ждут успеха. Поэтому с советской комедией явно не везет.