19 августа 1939 г.
Просмотр ряда литературно-художественных журналов за 1939 год показывает, что руководство журналами поставлено неудовлетворительно.
По своему содержанию журналы явно отстают от жизни, от запросов советского читателя. Журналы "Красная новь", "Октябрь", "Звезда", "Литературная учеба" и др., являющиеся органами Союза советских писателей СССР и периодикой современной художественной литературы, в течение шести месяцев не дали ни одного более или менее крупного художественного произведения, изображающего современную действительность советской страны. Называясь журналами художественной, общественно-политической литературы, критики и публицистики, эти журналы в течение полгода не дали ни одной серьезной статьи, освещающей основные вопросы нашей общественной жизни.
Характерно, что литературно-художественные журналы не откликнулись на такое крупное событие в жизни советской литературы и советского народа, как награждение писателей. Журналы обходят молчанием вопросы, вытекающие из решений XVIII съезда для нашей советской художественной литературы.
На страницах журналов почти отсутствует освещение вопросов коммунистического воспитания, коммунистической морали, борьбы против пережитков капитализма в сознании людей, вопросы советского патриотизма, не освещаются в публицистических статьях такие проблемы, как задачи догнать и перегнать передовые капиталистические страны и в экономическом отношении и другие проблемы, выдвинутые в исторических решениях XVIII съезда ВКП(б).
Так, например, в журнале "Красная новь" почти нет статей, посвященных решениям XVIII съезда партии, о задачах в области литературы и культуры, вытекающих из решений съезда. Художественные произведения, печатаемые в этом журнале, главным образом, посвящены прошлому. Журнал редактируется небрежно. В № 5-6 журнала "Красная новь" допущена серьезная политическая ошибка в редакционном примечании о поэте Низами. Как известно, поэт Низами является поэтом азербайджанского народа, который широко празднует его юбилей. Несомненно, это известно редактору журнала "Красная новь" и секретарю Союза советских писателей тов. Фадееву, который вносил в ЦК проект о праздновании юбилея Низами24. Между тем, в № 5-6 журнала "Красная новь" (стр. 22), в редакционном примечании Низами характеризуется как иранский поэт.
Журнал "Октябрь" допустил серьезный идеологический провал, напечатав на своих страницах антихудожественные и вредные стихотворения И.Сельвинского, оценка которых уже дана в решении Оргбюро ЦК ВКп(б)25.
Просмотр журнала "Литературная учеба" за 1939 год показывает, что в настоящее время журнал оторван от читателей и от жизни советской литературы. Журнал делается не лучшими мастерами писательского труда, а случайными людьми. Поэтому страницы журнала изобилуют странными, антинаучными положениями, вроде того, что: "Основной предпосылкой к писательской профессии является специальная биологическая одсрен- ность", что "искусство писать - это, прежде всего, искусство жить", или:
"невежество имеет все преимущества перед "полузнанием", "у нас нет по сие время подлинной для писателя пригодной теории литературы"
и т.д. и т.п.
Чем объясняются эти идеологические провалы журналов и их отставание?
Дело в том, что редакционные коллегии журналов не выполняют своих обязанностей и по существу нередко превращаются в пустую вывеску. Пребывание в составе редакционной коллегии рассматривается писателями, как некая почетная, но не обязывающая работать должность. Некоторые писатели состоят в нескольких редакциях (напр., тов. Панферов, являющийся редактором "Октября", одновременно состоит в редакционной коллегии журнала "Красная новь"; тов. Шолохов числится членом редакционной коллегии "Октября" и "Нового мира"). В руководстве журналами при бездеятельности редколлегий нет должного порядка и ответственности, фактически многими журналами руководятбеспартийные сотрудники, зачастую политически непроверенные.
Для примера, возьмем журнал "Красная новь". Членами редколлегии этого журнала являются: Вл.Бахметьев, Ф.Березовский, Вс.Иванов, И. Луп- пол, Ф.Панферов, А.Фадеев, М.Шагинян. Но за полгода ни один из этих товарищей не написал для "Красной нови" ни одной строчки: ни художе- ственныхпроизведений, ни критических заметок, ни статей по общественно-политическим вопросам. За исключением т. Фадеева, который официально подписывает журнал к печати, хотя, как показывает история с редакционным примечанием о поэте Низами, т. Фадеев, видимо, прочитывает не весь материал, - другие члены редколлегии мало участвуют в редакционной работе.
В результате получилось так, что фактически главную роль в редакции журнала "Красная новь" играет беспартийный сотрудник Ступникер, секретарь журнала, который и является фактическим хозяином журнала. Ступникер ведет все дела "Красной нови": он подбирает материалы для каждого номера (т.е. решает вопрос о том, что печатать и что отклонить), ведет переговоры с авторами и т.д.
Кто же такой Ступникер? Вот некоторые сведения из его автобиографии. Родился 1902 г. в г. Лодзи (Польша), еврей. Отец - коммивояжер, продолжавший свою профессию коммивояжера вплоть до 1924 года, в "частных предприятиях, возникших в начале НЭПа". Ступникер вступал в коммунистическую партию, но через год, пишет Ступникер, "резко ощущая свою неподготовленность к партийной работе, вышел из партии". Ступникер является по своему прошлому явно подозрительным человеком по своим связям с троцкистами. Он работал в свое время в секретариате Склянского.
Затем Ступникер пошел работать секретарем журнала "Комсомольская летопись", где редактором был другой активный троцкист Л.Шацкин. С тех пор Ступникер стал "журналистом". Работал в "На лит[ературном] посту", в "Росте", где редактором был Киршон, и т.д. В настоящее время этот политически сомнительный человек является фактическим хозяином одного [из] 113 крупнейших центральных литературных журналов СССР - "Красной нови". Следует добавить, что Ступникер не имеет никакого политического и литературного образования.
Все дела другого крупнейшего журнала "Октябрь" ведет т. Маковский, который лишь недавно подал заявление о вступлении в партию. Чаковский в качестве секретаря редакции стал подписывать журнал к печати, хотя на это имеют право только члены редколлегии. Недавно при выпуске № 5-6 "Октября", когда у работников Главлита возникло сомнение относительно печатания стихотворений Сельвинского ("Лирика" и "Монолог диверсанта"), Чаковский мобилизовал все для воздействия на работников Главлита. Чаковский вместе с Сельвинским поехал в Главлит и добился опубликования в журнале вредных и пошлых стихотворений.
Чтобы ликвидировать существующие в настоящее время беспорядок и безответственность в руководстве литературно-художественными журналами, необходимо в первую очередь провести ряд организационных мероприятий (установление должности ответственного секретаря редакции, утверждение нового состава редколлегий и др.).
Проект постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) по этому вопросу прилагается.
Заместитель] нач[альника]
Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) П.Поспелов
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 19. Л. 54-58. Подлинник. Машинопись.