7 августе 1944 г.
Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Маленкову ГМ.
В работе литературно-художественного журнала "Знамя" имеются серьезные недостатки. Указания ЦК ВКП(б) об улучшении работы литературно-художественных журналов плохо выполняются редакцией журнала "Знамя".
Созданная в 1940 г. редколлегия журнала "Знамя" не работает. Члены редколлегии: Ал.Исбах, В.Лебедев-Кумач, В.Луговской, М.Соколовский не принимают никакого участия в работе журнала. За время войны они не опубликовали на страницах журнала "Знамя" ни одного своего произведения,
Ответственный секретарь журнала т. Михайлова, как показывает опыт, не в состоянии обеспечить ведение журнала на должном идейном и литературно-художественном уровне.
Управление пропаганды вынуждено было в процессе подготовки и выпуска очередных номеров журнала исправлять грубые ошибки, допускаемые редакцией журнала. Так были задержаны, подписанные редакцией к печати, политически неправильные статьи Юзовского и Усиевич. Юзовский в своем "Критическом дневнике" по существу выступает против идейности в искусстве, издевается над положительным освещением в литературе советской действительности:
"Самодовольная, какая-то мистическая "предопределенность" обязательного успеха, раз за дело берется герой, о котором известно, что он за, а не против советской власти, рождали в нашей литературе лакировку и самоуспокоенность".
В своей статье Юзовский утверждает, что наше довоенное искусство не вооружало сознание народа для предстоящей войны. Он пишет:
"Помилуйте, зритель в восторге, зритель мобилизуется для будущей борьбы с фашистской Германией. Неправде- Мы свидетели. Зритель не мобилизовался, а демобилизовался. Десятки тысяч людей вышли из театра в шапкозакидательном настроении, и это называлось воспитывать для будущей войны".
В своих рассуждениях о пьесе Мдивани "Батальон идет на Запад" Юзовский допускает такие злобные выпады:
"Спектакль нужен был дозарезу - началась война. Пьеса имела показательно-результативное название "Батальон идет на Запад". Мы должны сказать, пусть это обидно, но поучительно, что в то время как пьеса "Батальон идет на Запад" пошла на сцену, автор ее вместе с актерами эвакуировался на Восток".
Усиевич в статье о "Непокоренных" Горбатова возлагает на советскую власть ответственность за страдания наших людей, оказавшихся под господством немцев:
"Оставшимся приходится самим, в одиночестве, пережить этот первый страшный момент, момент трагического недоумения: как же так, как это могло случиться, что наша армия, наша надежда и любовь, не могла отстоять, защитить наши жизни, наш труд, всю нашу, столько лет и с таким трудом и напряжением строившуюся жизнь... Отступили не чужие, не стоящие нсд ним сверху и отвечающие за него люди. Нет, свои, его сыны, его дети, за которых и он отвечает. Он (Тарас) одинок в этот момент самым страшным одиночеством, но он знает, что и за этот период жизни надо будет дать отчет. Перед своими людьми, перед своими детьми, перед своей, им, Тарасом, когда-то завоеванной, на него опирающейся властью, перед всеми теми, перед кем он всю жизнь отвечал и с кого он требовал и потребует ответа . Тарас чувствует себя хозяином всего существующего на родной земле, чувствует, что он, мастер Тарас, за все отвечает, но и перед ним должны отвечать. Это и есть основная черта в патриотизме Тараса".
Редакция подготовила к опубликованию в № 5-6 журнала (майско-июньском) поэму Евг. Долматовского "Вождь", в которой неверно изображалось отступление Красной Армии в первые месяцы войны. Судя по этой поэме, Красная Армия беспрерывно отступала, не оказывая сопротивления немцам, начиная от наших границ почти до Москвы.
В журнале продолжают появляться слабые, серые в художественном отношении очерки, рассказы и повести. Так, в № 11-12 за 1943 год опубликованы пустые, манерные рассказы В.Шкловского "О разлуках и потерях", в № 11-12 журнала за 1943 год напечатаны пошлые, антихудожественные рассказы. Я.Киселева ("Равный среди равных", "Его долг', "В госпитале ночью").
Отдел литературной критики журнала "Знамя" находится в запущенном состоянии. Многие литературно-критические статьи не представляют ни публицистической, ни научной ценности, к тому же некоторые из них являются явно ошибочными. В № 9-10 журнала "Знамя" за 1943 г. была опубликована статья Л.Поляк "О лирическом эпосе Великой Отечественной войны", в которой автор протаскивает неправильные утверждения об особенностях и условиях развития советской поэзии в довоенное время. Поляк пишет: "В трудные годы начавшегося строительства существовал неписаный, никем не сформулированный, но всеми молчаливо признанный поэтический устав, накладывающий свое вето на интимно-лирические темы". И далее: "Советские поэты наших дней освободились от аскетических пут, от железных вериг, которыми они стесняли себя в недавнем прошлом". Затем Л.Поляк утверждает: "Великая Отечественная война усилила, заострила, наполнила новым содержанием патриотические чувства советского человека и тем окончательно сняла противоречия между личными, "своими" интересами и интересами нации, родины". Выходит, что до войны существовали серьезные противоречия между личными интересами советских людей и интересами общества и что противоречия эти окончательно сняла лишь война. Работникам журнала, видимо, было ясно, что эти утверждения Л. Поляка являются неприемлемыми. Поэтому редакция прикрылась оговоркой о несогласии с некоторыми положениями статьи, не сказав, однако, какие же положения она не разделяет. После опубликования статьи Л. Поляк вышли три книжки журнала, но редакция до сих пор не высказала своего отношения к ошибочным положениям статьи. В той же статье Поляк восхваляется И. Сельвинский как поэт, который "ищет новых, но простых, настоящих полноценных слов". Писалось это уже после того, как ЦК ВКП(б) осудил ошибки И. Сельвинского и редакции журнала, опубликовавшей политически вредное стихотворение И. Сельвинского "Кого баюкала Россия". Обращает на себя внимание и восторженная статья П. Антокольского о Борисе Пастернаке ("Знамя" № 9-10, 1943 г. П. Антокольский, всячески преувеличивая и раздувая место и значение Пастернака в советской поэзии, пишет: "Пастернак, всю жизнь имея дело с "естественностью", добиваясь ее крайнего напряжения, поэт потрясающе искренний, поражал нас молниями своих догадок... Таким он живет среди нас, изумительный лирик, для которого каждая весна - мировое событие, как в ранней юности". И далее: "...Все в нем интригует, очаровывает, не дает последнего ответа, и опять и опять обещает очаровать".
Редакция журнала "Знамя" охотно публикует "критические" статьи В. Шкловского, представляющие безответственную болтовню по поводу литературы.
Редакция журнала "Знамя" не имеет плана работы, не объединяет вокруг себя писателей и не содействует появлению нужных художественных произведений на современные темы, которые бы отвечали достигнутым нашим народом успехам в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Рукописи публикуемых произведений в редакции не обсуждаются.
В результате безответственной и неряшливой работы редакции значительная часть материала сдается в типографию в недоработанном виде, что влечет за собой дополнительную правку в процессе верстки номера, дезорганизует работу типографии и срывает сроки выхода журнала. За последние месяцы наблюдается совершенно недопустимое запаздывание журнала: сигнальные экземпляры № 1-2 (январско-февральского) вышли 9 мая, тираж 12 июня; сигнальные экземпляры № 4 (апрельского) вышли 8 июля, тираж 20 июля.
В целях улучшения работы журнала "Знамя" Управление пропаганды считает целесообразным создать новую редколлегию в следующем составе: Тихонов, Вишневский, Симонов, Эренбург, Тимофеев, Твардовский, Тол- ченов, Орлова.
Писатели Тихонов, Симонов, Эренбург и Твардовский поместили в этом журнале ряд своих произведений: Тихонов печатал здесь свои стихи, Симонов печатал стихи, очерки и повесть "Дни и ночи", Эренбург также давно связан с журналом "Знамя", до войны он напечатал здесь ' Падение Парижа", а во время войны - ряд очерков, Твардовский - стихи, поэмы, Толченов может быть консультантом журнала по военным вопросам. Ответственным редактором журнала "Знамя" утвердить Вишневского В.В.
Ввиду того, что т. Михайлова не справилась с возложенными на нее задачами, освободить ее от работы в журнале. Назначить ответственным секретарем редакции журнала т. Орлову, работающую ныне в качестве инструктора отдела художественной литературы Управления пропаганды
Так как литературно-художественные журналы являются органами Правления Союза советских писателей, передать издание журнала "Знамя" из Гослитиздата в издательство "Советский писатель".
Основной задачей журнала "Знамя" должно явиться объединение литераторов, пишущих о КрОсной Армии и Военно-Морском флоте. "Знамя" должно содействовать появлению художественных произведений об Отечественной войне и военной истории нашего народа, печатать публицистические статьи по вопросам военного воспитания.
Проект решения ЦК ВКП(б) прилагается.
Г.Александров
П.Федосеев
Д.Поликарпов
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 438. Л. 12-17. Подлинник. Машинопись.