30 августа 1940 г.
Секретарю ЦК ВКП(б) Жданову А. А.
Председатель Комитета по делам искусств при СНК СССР тов. Храпчен- ко разрешил к постановке в театрах идеологически вредную пьесу Леонова "Метель". Тема пьесы - превращение бывшего врага советской власти в друга народа. Основой ее является фальшивая идейка о мужестве и благородстве некоторых бывших врагов, способных, не в пример мелким людям советской действительности, стать подлинными патриотами отечества. Положительным героем пьесы, утверждающим благородные человеческие качества, является бывший белогвардейский офицер-эмигрант Порфирий Сыроваров. В качестве отрицательного персонажа ему противостоит родной брат, командир партизанского отряда, коммунист, директор завода - Степан Сыроваров. Первый - образец мужества и благородства, человек ясной цели, сильной воли; второй - подленький человек, готовый продать себя во имя мелких шкурных интересов.
Пьеса заканчивается тем, что белогвардеец старается искупить свою вину перед родиной участием в революционных боях в Испании на стороне республики и возвращается в СССР, а его брат, проживающий в СССР, окончательно запутывается в подлостях, добивается заграничного паспорта, чтобы удрать от ответа, но разоблачается.
По Леонову выходит, что капиталистическая действительность даже явных врагов революции перевоспитывает в друзей социализма. Другое дело советская действительность. Здесь нет возможности для исправления и перевоспитания людей, они поставлены в такие условия, что вынуждены скрывать свои пороки и для очищения совести бежать за пределы своей страны. В образе Степана Сыроварова автор пьесы обобщает это как типическое явление, как норму нашей жизни.
"Метель" - клевета на советскую действительность. Изобилующие в пьесе, подозрительные намеки и темные места, видимо для того и служат, чтобы все показать в извращенном виде, очернить. Дело, видите ли, обстоит так, что люди друг другу не верят, подглядывают в щели и подслушивают, здесь "каждая дверь - это большое ухо", а "самое важное... мелким почерком печатают", настоящему человеку "корешки пустить некуда". Даже положительные персонажи говорят: "Нет правды на земле, но есть она выше", что "клад с золотыми монетами легче найти, чем нужного человека".
Советская действительность - это улей, "который безопаснее любить издали , люди здесь проходят великий университет неверия .
Откуда только все это взял Леонов? В пьесе нет ни одного нормального советского человека. Или это люди с нравственным изъяном, или физические калеки, или просто недотепы. Единственный человек без изъяна - старый большевик Поташов, но и он не человек, а схема. Издевательски выведены передовые люди колхозов. Это какие-то комические персонажи, ничего общего не имеющие с людьми колхозной деревни.
Появление такой пьесы в театрах принесет только вред. Вместо того, чтобы запретить постановку фальшивой пьесы, тов. Храпченко разрешил ее. Пьеса уже принята в 20 театрах, в том числе и в таком театре, как Государственный Малый академический театр .
Считаем необходимым отметить, что тов. Храпченко разрешил к постановке, несмотря на возражение реперткома, и другие фальшивые пьесы, как, например, пьесу Глебова "Начистоту", "Когда я один" - Казакова, "Домик" - Катаева.
В связи с этим возникает вопрос о правах и роли реперткома. В настоящее время органы репертуарного контроля подчинены Комитету по делам искусств. При этом они поставлены в такое положение, что слово реперткома о пьесе не имеет решающего значения.
Обращает на себя внимание поведение газеты "Советское искусство". Более или менее приемлемые пьесы Леонова газета встретила резко отрицательной критикой, а фальшивую пьесу расхвалила, объявила ее значительным явлением в драматургии .
Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) просит Вашей санкции на запрещение пьесы "Метель", а также разрешить вопрос о передаче в ведение Главлита контроля за репертуаром.
Зам[еститель] начальника
Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) П.Поспелов
Зав[едующий] отделом
культурно-просветительных учреждений
Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) Д.Поликарпов
РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 160. Л. 131-132. Подлинник. Машинопись.