7 августа 1946 г.

Литературно-художественные журналы "Звезда" и "Ленинград" ведутся совершенно неудовлетворительно. В этих журналах за последние 2 года опубликован ряд идеологически вредных и в художественном отношении очень слабых произведений.

В 1945 году в "Звезде" помещались, главным образом, исторические романы. О жизни советского народа в журнале напечатано очень мало про­изведений. На страницах "Звезды" культивируются упаднические, ущерб­ные настроения. Особенно ярко это выражено в стихах А.Ахматовой, И.Са- дофьева, М.Комиссаровой (№ 1 за 1946 г.).

Стихотворение А.Ахматовой "Вроде монолога" полно пессимизма, ра­зочарования в жизни. Действительность представляется Ахматовой мрач­ной, зловещей, напоминающей "черный сад", "осенний пейзаж". Звуки го­рода воспринимаются поэтессой, как услышанные "с того света"... "чуж­дые навеки". Симпатии и привязанность Ахматовой на стороне прошлого.

Ахматова пишет:

"Мой городок игрушечный сожгли,

И в прошлое мне больше нет лазейки,

Там был фонтан, зеленые скамейки,

Громада парка царского вдали,

На масляной - блины, ухабы, вейки,

В апреле - запах прели и земли.

И первый поцелуй..."

Стихи И.Садофьева насыщены тем же чувством безысходной тоски, как и стихи Ахматовой. В стихах М. Комиссаровой "Голосом сердца" основны­ми мотивами являются скорбь о прошлом, предчувствие смерти. Комисса­рова пишет:

"Уснет печаль, пройдет любовь,

Цветы уснут в лугу туманном...

Мой сад снегами заметет,

В нем все уснет и станет тихо...

Зароют в землю голос мой, -

И ничего я не услышу..."

В поэме "Всадник" С.Спасского (№ 2-3 за 1946 год) советский патрио­тизм характеризуется неправильно. Из содержания поэмы следует, что любовь советских людей к своей Родине ничем не отличается от патриоти­ческих чувств русского человека в прошлом. Эта ошибочная точка зрения привела автора к идеализации образа Петра Iи даже к превращению его в символ советской страны. Автор поэмы пишет о Петре I:

"Навек он сросся с Ленинградом,

Стал сердцем бронзовым его...

Я вижу: он - сама Россия,

Ее он воплощеньем стал".

В ряде произведений тема Отечественной войны, героической обороны Ленинграда дается безответственно, на низком художественном уровне. Круг людей, показанных в этих произведениях, крайне узок, он ограничен изображением преимущественно эстетствующей интеллигенции, не явля­ющейся типичной для советской действительности. Авторы наделяют на­шу интеллигенцию нехарактерными для нее чертами, показывают ее ото­рванной от жизни страны.

Так, в повести Г.Гора "Дом на Моховой" главным героем является ху­дожник, которого в дни войны тревожит только судьба его картин. Другой герой этой повести - ученый садовод озабочен лишь сохранением своих кактусов. В рассказе А.Штейна "Лебединое озеро" выведен летчик, инте­ресующийся не столько авиацией, сколько балетом, о котором он непрес­танно вспоминает.

Подлинные герои обороны Ленинграда на страницах журнала не пока­заны.

В повести В.Кнехта "На Невской позиции" (№ 2 за 1945 г.) борьба ле­нинградцев с фашистами в условиях блокады является только фоном для авантюрного сюжета. Центральное место в повести занимают не бойцы и офицеры Красной Армии, а образы фотографа-художника и коллекционе­ра икон. Георгий Победоносец в этой повести провозглашен символом русского воинства. Герой повести говорит так: 'Георгий Победоносец - излюбленная русская тема"; "в Георгии Победоносце черты легендарного русского воина".

К произведениям, посвященным военной теме, относится и пьеса Л.Ма­люгина "Старые друзья" (№ 5-6 за 1946 г.). Действующими лицами в ней являются советские юноши и девушки, пережившие блокаду в Ленингра­де. Созданные Л. Малюгиным образы не являются типичными, характерны­ми для нашей молодежи. В этой пьесе молодежь показана идейно обед­ненной. Некоторые из девушек работают в госпиталях, юноши были на фронте, но судьба родины мало волнует их, война не оставила в их созна­нии почти никаких следов. Они продолжают жить бездумно, легкомыслен­но относиться к жизни. Юноша Владимир Дорохин, как он сам заявляет, на войне только нравственно огрубел. Одному из товарищей по школе Доро­хин рассказывает:

"...были не только огонь и земля, было много и хорошего. И романы были, черт побери! Вернее не романы, а новеллы. Тебе могу сказать - бы­ли. Только я тебя прошу - Тоне ни гу-гу. Бабы этого не понимают и не про­щают. Я, например, не ревнивый. А женщину скорее встретишь лысую, чем не ревнивую. Было всякое... Знаешь, Шурка, жизнь тяжелая, солдатская. Радостей - никаких. Сегодня - здесь, завтра - там, а может, на том свете, да еще выпьешь с тоски и думаешь, - пропади все пропадом... Тут одна чудачка привязалась - просто жалко было расставаться... "

В рассказах Дострова "Мир" и "Побег" (№ 1 за 1946 г.) подчеркивается стойкость немецких офицеров и солдат. В рассказе "Побег" описывается упорное сопротивление немецких частей, окруженных войсками Красной Армии. Стойкость немцев объясняется тем, что они имели у себя большой запас вина и им регулярно на самолетах доставляли... проституток.

Герой этого рассказа полковник Саулин говорит об окруженных немцах: "Если вы подумаете, что они трясутся от страха, вы глубоко ошибетесь. Им сейчас горы по пояс, а море по колено. Представьте себе, что у этих обре­ченных три тысячи бочек французского вина, и не какого-то там дерьма собачьего, а настоящего, выдержанного вина. Попробуйте выпить его не­сколько бокалов и вы запоете песню даже в могиле... Потом, говорю, я бы не стал церемониться и с проститутками. Вам ведь хорошо известно, что из организованного в Пскове публичного дома немцы ежедневно сбра­сывают на парашютах по двадцать девиц для поддержания духа окружен­ных своих соотечественников. Почему мы с ними церемонимся? Почему, говорю, наша зенитная артиллерия бьет только по самолетам, а не по этим крылатым кралям?"

Задачу советского командования, руководящего разгромом окруженной вражеской группировки, автор сводит к уничтожению немецких винных складов и проституток, обслуживающих немецких солдат.

В № 5-6 журнала "Звезда' под рубрикой "Новинки детской литературы" напечатан рассказ М. Зощенко "Приключения обезьяны". События, описан­ные Зощенко, происходят в тыловом городе в период войны. Во время бомбардировки города обезьяна убежала из зоопарка и, попав на город­ские улицы, переживает ряд приключений. Описание похождений обезья­ны автору понадобилось только для того, чтобы издевательски подчерк­нуть трудности жизни нашего народа в дни войны (недостаток продоволь­ствия, очереди и т.д.). Обезьяна проголодалась и начинает искать пищу. Зощенко это описывает так:

"В городе, где она может покушать? На улицах ничего такого съестного нет. Не может же она со своим хвостом в столовую зайти. Или в коопера­тив. Тем более - денег у нее нет. Скидки нет. Продуктовых карточек она не имеет. Кошмар... Заскочила она в... магазин. Видит - большая очередь. Нет, в очереди она не стала стоять. И не стала расталкивать людей, чтобы пробиться к прилавку. Она прямо по головам покупателей добежала до продавщицы. Вскочила на прилавок. Не спросила, почем стоит кило мор­ковки, а просто схватила целый пучок морковки и, как говорится, была такова. Выбежала из магазина довольная своей покупкой. Ну - обезьяна. Не понимает что к чему. Не видит смысла оставаться без продовольствия".

В конце рассказа автор цинично заявляет, что обезьяна, обученная и быстро привыкшая вытирать нос платком, чужих вещей не брать, кашу есть ложкой, может быть примером для людей.

Рассказ Зощенко является порочным, надуманным произведением. В изображении Зощенко советские люди очень примитивны, ограничены. Автор оглупляет наших людей.

На страницах "Звезды" ведется пропаганда идеалистических взглядов на искусство. Повесть Л.Борисова "Волшебник из Гель-Гью" (№ 4, 5-6 за 1946 г.) сплошь заполнена призывами уйти от действительности в область "сладостных легенд", "в мир фантастики и чистой выдумки". Оброз писате­ля Грина, являющегося героем этой повести, идеализируется как образ мечтателя, человека "не от мира сего", погруженного в свои бесконечные фантазии. Той же пропаганде идеалистической эстетики объективно слу­жат многие критические статьи "Звезды". С.Спасский в статье "Письмо о поэзии", говоря о ряде советских поэтов, обходит полным молчанием идей­ное содержание их творчества и рассматривает художественные произве­дения исключительно с формальной стороны. Формалистическая тенден­ция этой статьи очевидна.

* * *

Литературно-художественный журнал "Ленинград" заполняется случай­но подобранным материалом. За последние годы в журнале не было опуб­ликовано ни одного полноценного художественного произведения. Неред­ко печатаются отрывки из романов, не представляющие, вследствие своей разрозненности, никакого интереса для читателей.

В "Ленинграде" печатаются малохудожественные и идейно порочные произведения. В журнале помещено немало произведений об Отечествен­ной войне, но мужественная борьба советского народа с фашистами не нашла на его страницах достойного художественного изображения. Ряд рассказов на эту тему, напечатанных в "Ленинграде" за последние два года, являются надуманными, искажающими и опошляющими образы бойцов Красной Армии.

В рассказе С.Варшавского и Б .Реста "Случай над Берлином" ("Ленин­град" № 3-4 за 1946 г.) показан сержант Короткое, который, вылетая на самолете для выполнения боевого задания, берет с собой бутылку пива. Затем описывается, как эта бутылка пива, спрятанная Коротковым в ком­бинезоне, во время полета лопается и осколки стекла впиваются ему в ногу. Перепуганный сержант, думая, что он ранен, сообщает об этом ко­мандиру. Когда самолет возвратился на аэродром, "раненого" отвезли в госпиталь и лишь там разъясняется все недоразумение.

В рассказе "На заставе" М.Слонимского (№ 3-4 за 1946 г.) образ советс­кого офицера дан чрезвычайно обыденным. Описан такой случай. Покидая в 1941 году вместе с отходящими войсками пограничную заставу, офицер спрятал в подвале здания бутылку вина, надеясь распить ее по возвраще­нии. Как сообщает автор, надежды эти не осуществились - офицер вер­нулся по окончании войны на заставу, но бутылка оказалась разбитой. К чему все это рассказано - неизвестно.

В журнале печатается много стихов, но художественный уровень боль­шинства их очень низкий. В стихотворении "Севастополь" (№ 1-2 за 1946 г.) И.Сельвинский описывает свои впечатления от посещения города-героя после освобождения его Красной Армией. Но поэт ничего не говорит о мужественных защитниках города; он вспоминает лишь о том, как когда-то в дореволюционные годы он встретил на улице девушку. В пошлом тоне описывается внешность этой девушки:

"Вам нравятся ли девушки с

загаром

Темнее их оранжевых волос?

С глазами, точно две морские

бухты

В полнейшую бунацию?

С плечами Пошире бедер? а?

И востроносость?"

В № 1-2 за 1946 г. помещена пародия А.Флита "Мой Некрасов", в кото­рой автор пытается высмеять повесть Е. Хатерли о Некрасове, опублико­ванную в журнале "Звезда". Однако, пародия сама является ничем иным, как глумлением над великим поэтом. "Некрасов, - пишет А.Флит, - про­снулся с отрыжкой и поздно. Мучила изжога и царская цензура. Всю ночь снились моченые яблоки и цензор Никитенко. Ныло под ложечкой. На ду­ше было кисло. Икалось с вечера. - Что мне сказать мужику!? - мрачно подумал Николай Алексеевич, затягиваясь дорогой душистой папиросой. Мучила совесть и помещики-крепостники. Некрасов вяло сунул изможден­ные желтые пятки в стоптанные туфли и поплелся к окну. Мутило от созна­ния бессилия перед царем и его приспешниками и от выпитого накануне французского коньяка. Некрасов увидел в окно парадный подъезд и толпу мужиков, вздохнул, желтой рукой обмакнул вставочку в чернила и, нехотя позевывая и почесываясь, написал: "Размышления у парСдного подъез­да". Захотелось к Тургеневу, но он был за границей. Некрасов лег на диван и повернулся помятым лицом к облезлой стене. Уснуть он не мог. Давило крепостное право".

В десятом номере журнала за 1946 год в отделе пародий помещены стихи, сочиненные А.Хазиным под названием "Возвращение Онегина. Гла­ва одиннадцатая. Фрагменты". В этих стихах с злой издевкой и зубоскаль­ством описан быт современного Ленинграда. Хазин пишет о Евгении Оне­гине, будто бы посетившем Ленинград

"В трамвай садится наш Евгений.

О, бедный, милый человек!

Не знал таких передвижений Его непросвещенный век.

Судьба Евгения хранила,

Ему лишь ногу отдавило,

И только раз, толкнув в живот,

Ему сказали: "Идиот!"

Он, вспомнив древние порядки,

Решил дуэлью кончить спор,

Полез в карман... но кто-то спер Уже давно его перчатки..."

Совершенно неудовлетворительно поставлен в журнале отдел критики. Рецензии на произведения ленинградских писателей носят почти исклю­чительно хвалебный характер.

В номерах журнала за 1946 год произведения В.Рождесгвенского, И.Ав- раменко, Рахманова всячески расхваливаются и поднимаются на щит, и в то же время такое произведение, как "Ленинградский дневник" В.Инбер, подверглось грубому осмеянию (№ 13-14 за 1945 год, пародия А.Флита).

О недостатках в журналах "Звезда" и "Ленинград" было в печати опубли­ковано несколько критических статей (журн[ал] 'Знамя" № 11 за 1945 г., № 2-3 за 1946 г., "Литгазета" за 8 сентября 1945 г.). Однако, и после этих сигналов качество журналов не улучшилось, что указывает на неспо­собность редакций "Звезды" и "Ленинграда" справиться с возложенными на них задачами.

Правление Союза советских писателей СССР и Ленинградское отделе­ние ССП отдали журналы на откуп группе литераторов, не руководили их работой и не оказывали им никакой помощи.

Ленинградский горком ВКП(б) не уделяет достаточного внимания ли­тературно-художественным журналам, не замечает крупных идейных оши­бок в содержании произведений, опубликованных в ' Звезде" и "Ленингра­де", не руководит работой редакций.

Необходимо утвердить новый состав редакционной коллегии журнала "Звезда", способной коренным образом улучшить работу журнала.

Что же касается журнала "Ленинград", то дальнейшее его существова­ние следует признать нецелесообразным.

Проект постановления ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" прилагается.

Г.Александров А.Еголин

 

РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 628. Л. 10-17. Подлинник. Машинопись.

Joomla templates by a4joomla