Циркулярное письмо Прокуратуры РСФСР № 37/с о применении судебных репрессий к должностным лицам советского аппарата
27 июня 1931 г.
Секретно
Краевым и областным прокурорам
Копия: прокурорам автономных республик
Статистические сводки о количестве привлеченных к уголовной ответственности по хозяйственно-политическим кампаниям показывают чрезмерное применение судебных репрессий к должностным лицам низового советского аппарата4. Так, общее количество привлеченных должностных лиц по РСФСР без автономных республик характеризуется следующими данными: январь — 3541, февраль — 3609, март — 5621. В некоторых краях и областях репрессия по отношению к должностным лицам низового советского аппарата применяется с не меньшей силой, чем по отношению к кулакам. Например, в Московской области в феврале количество осужденных кулаков по отношению ко всем осужденным по хозяйственно-политическим кампаниям составляет 40,5% и должностных лиц — 37,7%. В марте в Уральской области осуждено кулаков 33,5%, должностных лиц — 22,0%.
Если же сопоставить количество осужденных середняков, бедняков, колхозников и должностных лиц с общим количеством осужденных по хозяйственно-политическим кампаниям, то в ряде мест указанные выше категории подвергаются репрессиям в значительно большей степени, чем кулаки. В доказательство этого положения можно привести ту же Уральскую область, где кулацкая часть в делах по хозяйственно-политическим кампаниям занимает всего лишь 33,5%, Ленинградскую область — 34,1%, Дальневосточный край — 33,2%, Средневолжский край — 35,4% и т.д. Следовательно, значительная часть репрессии ложится на советский аппарат и социально близкие советской власти прослойки населения. Увлечение судебной репрессией в отношении должностных лиц подтверждается не только статистическими данными, но и другими материалами, проходящими через прокуратуру республики. Так, например, из информационной сводки орготдела Президиума ВЦИК. видно, что по данным 53 районов Средневолжского края в течение 3—4 месяцев после избирательной кампании советов снято с работы 32% всех предсельсоветов, из них 11,3% с преданием суду. В отдельных районах состав предсельсоветов подвергся изменению на 50—70—90%. Аналогичное положение наблюдается в Западной области, где только за один месяц (с 20 февраля по 20 марта) было снято с работы предсельсоветов: в Великолуцком районе — 9 чел., или 28,1%, в Смоленском районе — 8 чел., или 14,3%, в Стадолишинском районе — 6 чел., или 20% и т.д. Этот последний исполком только на одном заседании Пленума снял с работы 4 председателей сельсоветов, с отдачей 2 из них под суд и вынес выговор 11-ти председателям.
Все это дает нам основание предполагать, что в ряде мест вместо подготовки недавно избранных председателей и членов сельсоветов, оказания им живой и действительной помощи в проведении хозяйственно-политических кампаний и в налаживании организованной массовой работы, все ярче и резче выявляется линия административного нажима и голой репрессии. Прокурорские органы, видимо, так же предпочитают идти по линии наименьшего сопротивления. В результате получается дергание аппарата по мелочным поводам, по таким поводам, которые сплошь и рядом не дают достаточных оснований для применения судебной репрессии. Этот вывод подтверждается и результатами рассмотренных дел. В феврале из 3609 чел., привлеченных к уголовной ответственности, осуждены к лишению свободы только 412 чел., или 11,11%; в марте из 5621 чел. — к лишению свободы приговорено всего лишь 605 чел., или 11%. Оправдательные приговоры составляют 13—14%. Остальные приговорены к принудительным работам или к более легким мерам социальной защиты — выговор, предостережение и т.п.
Задачей органов прокуратуры является не только борьба с расхлябанностью, разгильдяйством и злоупотреблениями в низовом советском аппарате, но и всемерное укрепление его, придание ему должного авторитета и силы, как органу диктатуры пролетариата, призванному к осуществлению ответственных мероприятий партии и правительства по социалистической реконструкции промышленности сельского хозяйства.
Ввиду этого Прокуратура республики предлагает:
1) Вменить в обязанность районным прокурорам установить твердое и систематическое наблюдение за привлечением к ответственности должностных лиц низового советского аппарата (с/советы, колхозы, кооперативные организации, РИКи и т.п.).
2) Наблюдение это должно выражаться в систематической проверке этих дел в органах дознания и у следователей.
3) Привлечение к уголовной ответственности должностных лиц при отсутствии корыстной или личной заинтересованности должно иметь место только в тех случаях, когда налицо такое действие или бездействие должностного лица, которое повлекло существенное нарушение интересов советского государства, рабоче-крестьянской общественности или прав и интересов отдельных граждан, или, которое, во всяком случае, могло повлечь за собой указанные последствия. <При отсутствии этих последствий дела должны направляться в дисциплинарном порядке>*.
Особое внимание необходимо уделять делам, связанным с корыстной и личной заинтересованностью должностного лица. В этих случаях обязательно привлечение к уголовной ответственности.
4) Наряду с этим органы прокуратуры должны в своей работе иметь в виду необходимость максимального содействия делу укрепления низового советского аппарата путем реальной и действительной ему помощи.
Прокурор республики Вышинский
* Часть текста, заключенная в угловые скобки, вписана от руки.
ГА РФ. Ф. А-353. On. 16. Д. 10. J1. 90—91. Подлинник.