Из отчета о работе Прокуратуры по надзору за органами ОГПУ за 1931 г.

20 декабря 1932 г.*

 

* Датируется по сопроводительному письму прокурора Верховного Суда СССР П.А. Красикова секретарю ЦИК А.С. Енукидзе.

** Опушен раздел 1 с кратким содержанием работы Прокуратуры по надзору за ОГПУ с выводами и предложениями.

Раздел II Глава 1

За 1931 г. Коллегией и Особым совещанием рассмотрено дел с количеством обвиняемых — 40 325 человек.

К этому надлежит еще добавить, что в течение 1931 г. в Прокуратуру ОГПУ поступило 28 953 жалобы и, кроме того, через приемную Прокуратуры ОГПУ прошло посетителей 39 623 чел. Если учесть, что состав работников Прокура­туры ОГПУ в течение года не превышал 7—8 чел. (прокуроров), то будет по­нятно, что Прокуратура ОГПУ работала с огромным напряжением.

Методы надзора Прокуратуры за делами ОГПУ в течение последнего года были значительно изменены.

Если раньше, следуя утвержденной 1 ноября 1922 г. НКЮ и ГПУ инструк­ции прокурорскому надзору по наблюдению за органами ОГПУ7, изданной на основе постановления Президиума ВЦИК от 10 октября 1932 г.8, — Прокуратура ограничивалась исключительно формальным наблюдением за производст­вом следствия, то в течение последних лет надзор этот осуществлялся, главным образом, по существу, а не только за формальным соблюдением правил расследования. В своей работе и в работе периферийных прокуроров, Прокурату­ра при ОГПУ требовала:

а) проверки материалов в процессе предварительного следствия с тем, чтобы до окончания дела дать необходимые указания по отдельным делам;

б) недопущения случаев неосновательного привлечения к уголовной ответ­ственности;

в) особо осторожного подхода к привлечению за контрреволюционные пре­ступления середняков, бедняков и др. социально-близких слоев с тем, чтобы ис­ключить случаи неосновательного возбуждения преследований в отношении этих категорий и тем более осуждения их по недостаточно проверенным материалам;

г) осуществления особо тщательного контроля по делам, возбуждаемым в отношении членов ВКП(б) и инженерно-технического персонала;

д) надзора за соблюдением сроков расследования и содержания подследст­венных под стражей, установленных законом и соблюдения порядка продле­ния сроков;

е) особо тщательной проверки обвинительных заключений в смысле соот­ветствия их следственным материалам перед постановкой законченных дел на внесудебное рассмотрение;

К тому же в силу массовости операций, произведенных органами ОГПУ в 1931 году, проверка Прокуратурой дел по существу приобретала особо актуаль­ное значение, так как массовость операций в ряде случаев вела к недостаточно полному расследованию и ряду упущений по делам, и надзор Прокуратуры в данном случае значительно обеспечивал соблюдение революционной закон­ности в работе органов ОГПУ по внесудебному рассмотрению дел.

Эти же обстоятельства выдвигали ряд дел разрешенных Коллегией ОГПУ впоследствии пересматривать, причем в результате пересмотра, которому пред­шествовала обычно предварительная проверка, предъявленного обвинения, не только сокращалась или изменялась мера социальной] защиты, но и вовсе дела прекращались.

Всего в течение 1931 года пересмотрены дела в отношении 3 602 человек.

Данные о характере контрреволюционных преступлений

Виды преступлений

Количество

осужденных

Повстанческие орга­низации и контрре­волюционные дела, связь с заграницей (ст. 58-2-5)

Контр революционнь группировки

(ст. 58-10-11)

Вредилъство и саботаж

(ст. 58-7-14 УК)

Контрреволюционна

агитация

(ст. 58-10 УК)

Террор (ст. 58-8 УК]

Диверсии (ст. 58-9 5

Шпионаж (ст. 58-6 УК)

Итого по этим преступлениям осуждено

 

2 006

7 581

3 640

7 366

186

130

2 110

23 019

В эти данные входят только те дела, которые были рассмотрены Коллегией ОГПУ, и в них не включаются дела по указанным преступлениям, рассмотренные на местах в тройках при ПП ОГПУ, так как последние до середины 1931 года имели право рассматривать все эти категории дел, за исключением дел о вреди­тельстве, исторической контрреволюции и дел о сотрудниках ОГПУ.

 

Анализ этих данных свидетельствует о том, что наиболее распространенны­ми видами контрреволюционной преступности за 1931 г. являлись контрреволюционные группировки, ставившие себе целью срыв мероприятий партии и правительства и контрреволюционная агитация, направленная в основном к той же цели.

Как видно из этих цифр, процент осужденных за вредительство значителен. Объясняется это главным образом тем, что возникшие в 1930 г. и начале 1931 г. дела рассматривались в 1931 году и, если сравнивать количество дел, возник­ших в 1931 году, с количеством возникших в 1930 г., то можно констатировать значительное уменьшение этих дел теперь и особенно со второй половины 1931 года.

Дела о контрреволюционных группировках и контрреволюционной агита­ции в основной своей массе относятся к деревне.

Анализ характера дел по отдельным видам преступлений и карательной по­литики по отдельным видам преступлений и в отношении отдельных социаль­ных] категорий обвиняемых, см. ниже в соответствующих разделах.

* Опущена глава 2 о работе прокуратуры на местах и надзоре за ОГПУ.

Глава 3 Борьба с вредительством

(Надзор за ЭКУ ОГПУ)

Материалы следствия по делам о вредительских организациях, раскрытых органами ОГПУ еще в 1929 и 1930 гг. в центральных хозяйственных учрежде­ниях указывали на то, что вредительство, как метод классовой борьбы, охвати­ло значительные круги буржуазной интеллигенции и что руководители вреди­тельских организаций для проведения вредительства по всему фронту хозяйст­венного строительства вовлекли во вредительскую работу наиболее реакцион­ных и антисоветски настроенных специалистов на местах, давая им одновре­менно задания, в свою очередь, вести работу по расширению вредительских организаций, вовлечению специалистов непосредственно на производстве. На­ряду с этим имелись указания о том, что вредительские организации, действо­вавшие по различным отраслям промышленности, объединены в единую контрреволюционную политическую организацию — «Союз инженерных орга­низаций» (Промпартия).

Предварительным следствием ЭКУ ОГПУ и судебным следствием специ­ального присутствия Верховного Суда Союза ССР по делу руководящего цент­ра этой организации — ЦК Промпартии, раскрытого в 1930 году, было уста­новлено, что оформившиеся в Промпартию к концу 1927 года вредительские организации основной своей задачей ставили свержение Советской власти и реставрацию власти капиталистов и помещиков, возлагая все свои надежды на осуществление этих планов путем организации интервенции при помощи эми­грировавшей из России буржуазии, объединенной в так называемую организа­цию «Торгпром», связанную с правительством и генеральным штабом Фран­ции и контрреволюционными организациями, входившими во II Интер­национал] (меньшевик[ов]). В исполнение директив из-за границы для облег­чения интервенции, намеченной на 1930 г., ЦК Промпартии было дано указа­ние отраслевым и периферийным вредительским организациям помимо уже ранее проводившейся работы по искусственному ухудшению условий эконо­мической жизни страны, вести подготовку к созданию условий, обеспечиваю­щих наиболее успешное осуществление военных действий в случае интервенции, путем организации на местах диверсионных актов и повстанческих офицерских групп. Было установлено также, что помимо Промпартии на территории СССР одновременно вели работу эсеровско-кулацкие организации, идео­логи и руководители которых разделяли интервенционистские планы Про­мпартии и вступили с последней в организационную связь. В конце 1930 г. ЭКУ ОГПУ был вскрыт третий контрреволюционный центр, образовавшийся из остатков меньшевистских групп и вернувшихся к политической жизни от­дельных меньшевиков «Союзное бюро РСДРП». Эта организация, как и пер­вые две, свои антисоветские устремления, свои планы и действия базировала на интервенции и будучи этим самым по своим конечным целям близкой к ним, блокировалась с ними. Тактикой повседневной борьбы с Советской властью являлось и для этой организации вредительство, причем меньшевики основной упор своей вредительской деятельности сосредоточили на дезорганизации плановости народного хозяйства и расстройства снабжения населения страны, на расстройство денежного обращения и товарообращения.

Инженерные вредительские организации были построены в целях макси­мальной конспирации, по принципу обособленных цепочных связей. Благода­ря такой организации члены различных цепочек не знали друг друга и даже верховые и низовые звенья одной и той же цепочки не находились в непосред­ственном контакте. Меньшевики для организации вредительства создавали ячейки в советских учреждениях из так называемых ответственных советских работников, причем связь между ячейками организована была не по террито­риальному принципу, а по принципу общих моментов во вредительской рабо­те. Контрреволюционные организации по линии сельского хозяйства создава­лись преимущественно из агроперсонала и ветперсонала, объединявшегося в практической работе на платформе КОНДРАТЬЕВО-ЧАЯНОВСКИХ установок, для срыва проводимой партией и правительством реконструкции сельского хозяйства на социалистических началах, а также инженеров, работавших по линии мелиорации и ирригации, строивших свои вредительские организации по принципу инженерных вредительских организаций в промышленности.

Вербовка в члены всех перечисленных контрреволюционных организаций проводилась самыми разнообразными методами, начиная от агитации и де­нежных выдач за выполнение вредительских директив и кончая угрозами ухуд­шения служебного, имущественного или общественного положения вербуемо­го при свержении Соввласти.

Для иллюстрации метода вербовки можно привести показания втянутого в диверсионную организацию на Штеровском динамитном заводе инженера Никитина, получившего образование при Советской власти, бывшего рабочего, мать которого является общественной работницей, который говорит:

«В организацию меня втянул МЕЛИХОВ. Обработка шла методами уговора и запугивания. Так он говорил, что в случае войны мне не поздоровится за мое добровольное участие в гражданской войне на стороне Красной гвардии и армии, за моих родных (он знал от меня, что моя мать общественная работни­ца)... и что будет лучше, если я застрахую себя теперь некоторыми заслугами перед будущими властями и хозяевами».

Такое построение контрреволюционных организаций, строгая конспиративность в передаче центрами местам вредительских установок для исполне­ния и, наконец, тот факт, что наряду с вредительскими организациями, являв­шимися звеньями вышеперечисленных политических организаций, вредительство проводилось также и отдельными специалистами или группами их, не входящими ни в одну из этих политических организаций. Все это чрезвычайно затрудняло органы следствия в части установления, во-первых: характера орга­низации, во-вторых — участников последних и в-третьих — порядка организа­ционно-политической связи низовых звеньев с руководящими центрами. Выявление всех этих моментов обосновывалось преимущественно на сознании арестованных лиц. Отсюда следственные органы свою задачу при расследова­нии дел определили задачей «добиться сознания у арестованных по подозре­нию в принадлежности к организации лиц» и не только о своем участии в той или иной организации, но и указания других членов организации. Кроме того, ставилась задача выявить конкретные вредительские действия, учиненные ор­ганизацией, а также методы исправления тех последствий, которые имели место благодаря вредительству.

Прокуратура по надзору за ОГПУ в этих условиях следствия как в своей ра­боте, так и в руководстве своими периферийными органами, требовала стро­жайшего наблюдения за тем, чтобы задача добиться «сознания» не сопровож­далась применением в отношении арестованных незаконных мер как физического, так и психического воздействия, чтобы следственные органы наряду с признанием обвиняемыми своей виновности, собирали точно проверенные объективные доказательства об учиненных ими вредительских действиях.

Прокуратура тщательно следила за заявлениями и жалобами арестованных лиц не только письменными, но и словесными, и при даче заключения по за­конченным делам анализировала ход следствия, в целях выявления условий, приведших арестованных к сознанию и настаивала на подтверждении таких показаний фактами, приведенными из практической работы вредителей, а в известных случаях проверяла эти условия путем личного участия прокурора при допросе.

По делам, поступившим с мест на рассмотрение Коллегии Прокуратуры по надзору за ОГПУ, несмотря на положительные заключения местных прокуро­ров, тщательным образом проверяла материалы следствия прежде постановки этих дел на рассмотрение Коллегии. Итоги этой работы Прокуратуры ОГПУ по делам вредительства характеризуются следующими данными:

1). Прекращено без постановки на рассмотрение Коллегии за отсутствием данных для обвинения — 21 дело в отношении 59 чел.

2). Направлено на доследование — 19 дел в отношении — 51 чел.

3). Направлено в суд с переквалификацией обвинения на должностные преступления — 25 дел в отношении — 75 чел. и

4). По предложению Прокуратуры на заседаниях Коллегии прекращены дела за отсутствием достаточных улик в принадлежности к вредительским ор­ганизациям в отношении — 100 чел.

Помимо проверки материалов следствия по периферийным делам Проку­ратура практиковала также проверку самой следственной работы периферий­ных органов ГПУ в случаях возникновения сомнений в правильности рассле­дования дел или в случае поступления жалоб на незаконные методы следствия путем вызова обвиняемых в Москву и передопросом их аппаратом ЭКУ ОГПУ в присутствии представителей Прокуратуры (дело Дальсельбанка, Дальсель- склада, Далькрайплана, Областного центра инженерных организаций НВК и др.)

При обнаружении в результате ознакомления с делами недостатков, как формального порядка, так и по существу, Прокуратура ОГПУ делала соответ­ствующие указания наблюдающим за этими делами местным прокурорам, сиг­нализируя одновременно о них и Коллегии ОГПУ.

Общий недостаток, характерный для всех вредительских дел, — продолжи­тельность сроков ведения следствия, зачастую несоблюдение условий о разре­шении Президиума ЦИК СССР на продление срока.

За отчетный 1931 г. Прокуратурой ОГПУ (центра) было дано согласие на рассмотрение во внесудебном порядке Коллегии ОГПУ дел по 58-7 в отноше­нии — 2490 лиц, из них: профессоров — 85, инженерно-технического персона­ла — 1152, экономистов — 249, агрономов — 310, ветврачей — 22 и прочих служащих (как-то бухгалтеров, ответственных работников по меньшевистским делам) — 666.

Социальный состав привлеченных по данным, имеющимся в Прокуратуре, характеризуется следующими цифрами:

1) бывших собственников — 138, или [...]* процент общего числа обвиняе­мых;

2) бывших управляющих и др. ответственных] служащих капиталистичес­ких предприятий — 54, или [...] процент общего числа обвиняемых;

3) дворян — 241, или [,..] процент общего числа обвиняемых;

4) быв. белых офицеров — 182, или [...] процент общего числа обвиняемых;

5) быв. офицеров — 125, или (...) процент общего числа обвиняемых;

Средний процент социально-чуждых, не считая не учтенных особо сыно­вей кулаков, торговцев, а также лиц, в дореволюционное время принадлежа­щих к монархическо-кадетским партиям, составляет около 20% общего числа привлеченных.

При определении мер социальной защиты по вредительским делам на за­седании Коллегии ОГПУ, решающими методами для Прокуратуры при даче заключений являлись: активная роль того или иного обвиняемого во вреди­тельской организации, размер того ущерба, который нанесен конкретным об­виняемым государству и, наконец, социальным происхождением его, а также политическим прошлым.

Избранные меры соцзащиты характеризуются следующими данными:

 

1) приговорено к расстрелу — 70 чел., или 3% общего числа;

2) к ВМН с заменой 10-ю годами

- 238, '*

или 9,7%;

3) к 10 годам лишения свободы

- 666, "

или 27%;

4) к 5 годам

- 748 "

30%;

5) к 3 годам

- 308 "

" 12%;

6) к ссылке

- 177 "

" 7,1%;

7) к высылке

- 114 "

около 5%;

8) к условному осуждению

- 79 "

" 3,2%

Из общего числа осужденных — осуждено:

а) по вредительским инженерным организациям

в промышленности                        — 1474 чел.

б)             организациям сел[ьского] хозяйства] — 567 чел.

в)        меньшевистск[им] ячейкам      —    242     чел.

ПРИМЕЧАНИЕ: Охват отдельных отраслей промышленности и народного хозяйства в целом вредительством характеризуется прилагаемой к этому отчету таблицей**.

Не останавливаясь особо на характере и методах вредительской работы, по­скольку таковые в достаточной степени освещены процессами Промпартии и Союзного бюро РСДРП и на диверсионной работе, которую проводили вреди­тели на предприятиях в форме порчи энерго-силовых установок и другого обо­рудования в целях задержки производства, необходимо отметить, что Про- мпартия, в частности, организовала специальные диверсионные и военные ячейки, которые начали диверсионную работу в 1930 г.

Такие ячейки органами ЭКУ ОГПУ были вскрыты: 1) ячейка на Штеров- ском динамитном заводе, состоявшая из инженеров в количестве 18-ти человек, которая, помимо руководства со стороны Промпартии, получала также директивы, и в конце концов в октябре месяце 1930 г., перед процессом Про­мпартии, реализовала таковые — от УРКВАРТА. Уполномоченным последне­го, находящимся за границей, ИВАНОВЫМ Ф.А. через представителя герман­ской фирмы по продаже заводу импортного оборудования «Гессер» гр. ЛИБАУ Вальтера Густавовича, было дано задание взорвать завод. Это задание было вы­полнено.

* В пунктах 1 —5, характеризующих социальный состав репрессированных по ст. 58-7, не приведены данные о процентном соотношении привлеченных по ст. 58-7 к общему числу обвиняемых.

** Таблицу см.: ГА РФ. Ф. Р-3316. Оп. 64. Д. 1074. Л. 22.

 

 

2) Ячейка на Кадиевском коксо-бензольном заводе, состоявшая из 17-ти чел., завербованных из числа проникших на завод кулацких элементов, каковой ячейкой в марте месяце 1930 г. был организован в диверсионных целях пожар на заводе.

3) В аппарате Донтопа была вскрыта организация, состоявшая из бывших белых офицеров, офицеров старой армии и кулацких элементов, задача которой являлось подготовка широкого фронта диверсионных актов в Донбассе и организация боевых выступлений к началу интервенции совместно с войсками интервентов.

4) Крупнейшая диверсионная организация на ряде предприятий Союза и, главным образом, на электростанциях Москвы и Ленинграда, а также на Грозненских и Бакинских нефтепромыслах, созданная представителями английской фирмы «Метрополитен Виккерс» (прибывшая в СССР для монтажных работ) по заданию «Интеллежанс-Сервиз» в количестве 105 человек. Для объ­единения диверсионных ячеек этой организации была создана специальная резидентура.

Практически реализовавшиеся вредителями диверсионные акты на пред­приятиях путем порчи оборудования, взрывов и устройства пожаров выдвинули перед органами ОГПУ задачу проверки состояния противопожарной охраны заводов. Эта проверка констатировала, что несмотря на реальную угрозу предприятиям со стороны активизировавшегося классового врага, несмотря на ряд указаний хозяйственникам и притом практических, о принятии соответственных мер противопожарной охраны, хозяйственники, а также лица, специ­ально ведающие противопожарным делом, этих указаний в должной мере в жизнь не проводили. Согласно предложений директивных органов в отноше­нии виновных были возбуждены дела по III ст. УК, которые подлежали рассмотрению во внесудебном порядке.

Прокуратура при ОГПУ по этого рода делам проводила линию жестких репрессий, применяя, как правило, максимальную санкцию, предусмотренную III ст. УК в отношении наиболее головотяпствующих руководителей независи­мо от их служебного и партийного положения, в целях не только частной, но и общей превенции (предупреждения).

 

Прокурор Верховного Суда СССР          П.Красиков

Ст. помощник прокурора Верхсуда СССР —

прокурор при ОГПУ                         Катанян


ГА РФ. Ф. Р-3316. On. 64. Д. 1074. Л. 12—21. Подлинник.

* Опущены: часть главы 3 о репрессиях против руководителей, допустивших перерасход топлива, фальшивомонетчиков, мошенников и спекулянтов; глава 4 о надзоре за Особым отделом ОГПУ; глава 5 о надзоре за Секретно-политическим отделом; глава 6 о борьбе с бандитизмом и социально-опасным элементом, глава 7 о борьбе с контрабандой, глава 8 о борьбе с контрреволюцией на транспорте, глава 9 о должностных преступлениях сотрудни­ков органов ОГПУ, глава 10 о надзоре за лагерями ОГПУ и спецпоселками.

 

 

Joomla templates by a4joomla