Содержание материала

 

Глава третья
Великопатриотическое воодушевление среди верующих и духовенства

ФАШИСТЫ, напавшие на нашу родину, рассчитывали на разброд и междоусобицу. Но русский народ воспринял эту войну как войну священную, как войну за свою веру, как войну За свое православное отечество. И он сделал из ртого свои выводы. Публикуемые в этой главе письма священников и мирян с мест свидетельствуют о разнообразных формах, в которые вылилось это всенародное движение против фашизма, против оккупантов. Молебны о

даровании победы русскому оружию, патриотические проповеди, сбор средств в фонд обороны, на подарки бойцам Красной Армии, сбор теплых вещей — это вклады верующих в громадное общенародное патриотическое дело.

Не удалось фашистам обмануть русского человека лживыми обещаниями, криками о «крестовом походе». Видя единство русского народа, совсем остервенели фашисты, и циничная откровенность зазвучала в их приказах: «Здоровое чувство мести и отвращения ко всему русскому не должно подавляться у солдат, а, напротив, всячески поощряться» (из приказа генерала Хот за № 0973/41).

Здоровое чувство ненависти к фашизму, к угнетению человеческой совести — вот наш ответ на варварские приказы германских генералов. Крепость духа — залог нашей победы. Родина и Церковь, патриотизм и православие едины.

НА АЛТАРЬ РОДИНЫ

Беспредельно богата земля русская сокровищами народного духа, верою чистою — православною, сердцем, чутким к добру и правде, безгранично крепкой любовью к родине.

Любовь к родине русского народа доказана веками, засвидетельствована его кровью. Мужество, самоотвержение, храбрость русского народа признаны многочисленными врагами, дерзавшими поднимать оружие на отечество наше.

За что шел на бранный подвиг народ русский? За единоплеменных и единоверных нам христиан, за дома наши, за родную землю, которую сам Господь дал нам в обладание через наших предков; за свободу совести и веры; за жизнь матерей, старцев и детей наших; за отеческие обычаи и народность нашу.

Это и одушевляло предков наших, когда они ополчались на брань против своих врагов за веру православную, за землю русскую, это укрепляло их и творило непобедимыми.

Свою святую веру, как и любовь к земле русской, завещали они и нам, (как их прямым наследникам.

Став под святоотеческое, святорусское знамя, наш народ остается ему верен и до настоящего времени. Не дрогнул он, не распался в тяжелые дни испытаний, когда Промыслу Божьему угодно было допустить на землю русскую нападение многочисленных врагов — фашистов; наоборот, русский народ воспринял эту войну как войну священную, как войну за свою веру, за свое православное отечество. Ибо кто ополчился на землю русскую? Фашисты, заменившие крест Христов языческой свастикой; притеснители и поработители братий наших славян — христиан по вере; разорители нашего мирного отечества. В нашей русской истории повторились времена древних нашествий монгольских. Эти новые варвары-фашисты ничего не щадят на своем пути, они как будто умышленно своею жестокостью и зверством соревнуются с древними варварами.

Они вступили на нашу землю «во множестве укоризны и беззакония».

Разграблены и сожжены мирные города и деревни. Повсюду истребляются ими вековые достижения в области науки и искусства русского народа. Безоружные граждане, женщины, дети, старики убиваются. Святые храмы Господни подвергаются поруганию и осквернению.

Кровь убитых сородичей наших, пламя мирных наших жилищ, слезы ограбленных братий наших, оскорбленная честь нашей родины — все взывает к небу об отмщении, к великому и праведному гневу на врагов наших.

И для нас, русских людей, наступило время напомнить нашим врагам, что дух русского народа живет и действует, что потомки великих Минина, Димитрия Донского, Александра Невского живут на земле русской. Наступило время для русского народа не на словах, а на деле доказать варварам XX века, что если и можно вступить на нашу землю, то еще труднее сойти с нее безнаказанным, что каждое нанесенное оскорбление чести родины нашей жестоко отплачивается ее верными сынами.

И широкою волною поднялись русские люди в безграничной любви к православному отечеству, от пахаря до интеллигента, проникнутые единством желания напрячь свои могучие силы и разбить наголову иноземных врагов. От малого до великого встало православное население земли русской на защиту родного отечества, благословляемое на подвиг ратный небесным благословением, преподанным Первосвятителем Православной Русской Церкви Блаженнейшим Митрополитом Сергием.

Заколыхалась, ожила мощь русского государства, неся на алтарь родины свои жизни, свое имущество.

В многочисленных храмах Божьих верующие с глубокою верою, с горячею, как пламень, любовью молятся за землю русскую:

«Господи Боже сил, Боже спасения нашего. Се враг, смущаяй землю Твою и хотяй положити вселенную всю пусту, восста на ны; се люди беззаконнии собрашася, еже погубити достояние Твое, разорити честный Иерусалим Твой, возлюбленную Твою Россию».

И слова святых молитв, проникая в раскрытое верующее сердце русского народа, наполнили его безграничным благоговейным воодушевлением на ратный подвиг, на защиту своей родины. Верные сыны православной русской земли, оставив свои дома и семьи, добровольно идут в ополченские отряды. В местах, захваченных врагами, появляются целые ряды народных героев, готовых проливать свою кровь за отечество, за его жизнь, предания, веру. Они выявляют высокий дух самоотвержения и самопожертвования, дух высшей христианской любви. Кто они, эти отдельные народные герои-партизаны, как не те ли христианские подвижники, в полной мере воплощающие в своем подвиге евангельские слова: «Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан., 15, 13).

Церковь в селе Корижа Малоярославецкого района Московской области

 

О! Могучим и грозным становится русский народ православный для врагов-поработителей!

Жители Орла, Тамбова, Пензы, Кузнецка, Бессарабии в едином порыве веры и любви к родине со всем остальным русским народом нашей необъятной земли, объединились вокруг своей могущественной армии, победоносно отражающей натиск врагов-фашистов.

Бесчисленные молебны в православных храмах о победе над врагом православного русского воинства, призывы-проповеди православных архипастырей и пастырей к защите родного отечества, непрекращающийся поток пожертвований на нужды обороны страны, твердая решимость до последней капли крови защищать родную землю, непоколебимая вера в победу — вот какими чертами знаменуется в настоящее время; настроение русского верующего народа.

Нам памятен тихий осенний вечер в одном юго-западном нашем городе. Лучи заходящего солнца еще не успели скрыться с крестов одиноко стоявшей кладбищенской церкви, расположенной неподалеку от густо населенного мирными жителями квартала города. Казалось, что ничто не может и не посмеет нарушить — так даже хотелось многим верить — торжественную тишину вечера накануне праздника Воздвижения Креста Господня, празднуемого всем христианским миром. ... Но так только казалось.

Еще не успели умолкнуть звуки торжественных молитв кануна праздника в сердцах у верующих. А русский человек не может, придя из храма домой, не сказать: «Бог милости прислал» и так немного, без слов, посидеть в кругу семьи, как бы еще сильнее стараясь запечатлеть в своей религиозной душе молитвенное настроение только что покинутого храма. И вдруг эта торжественная тишина была нарушена. Налетевшие самолеты врага с черными фашистскими крестами, будто намеренно выбирая себе цели, обрушили свои смертоносные бомбы на мирные жилища. Раздались взрывы, пламя охватило дома; крики раненых женщин, детей, стариков, треск горящего дерева и падающих построек — все смешалось в один стонущий гул.

Церковь в селе Читирине Кырчанского района Кировской области

 

Но и среди этого разгрома, пожаров и смертей не дрогнули души верующего населения.

Ктитор церкви, семи десяти летний Иосиф Михайлович Пчелкин, мужественно, невзирая на опасность для своей жизни, успокаивал население:

— Да что вы, право, детки мои! Или испугались антихриста этого? Да ведь мы же с вами православные. Сам Господь защитник нам. Не страшны нам его бомбы!

И потом, на призыв архипастыря сохранить в душе спокойствие и в мирной христианской молитве предать суду Божьему обидчиков и разорителей земли русской, верующие, не сдержав праведного гнева, в едином порыве восклицали: «Антихрист идет на нашу землю! Все, все, как один, будем защищать свою родину!»

Одна из присутствовавших женщин, держа высоко над головой гробик своего младенца, убитого накануне осколком фашистской бомбы, призывала верующих отомстить фашистам.

Никогда не забудешь того чувства сплоченности и единодушия, с которым молились жители Орла в те тяжелые для них дни. Да, так у нас, русских людей, искони ведется: хоть горе у одного, а чувствуют его все.

У нас и молитва всенародная, общая, и когда мы молимся, то молимся за весь народ, потому что мы, весь народ, составляем одно.

Нельзя было слушать без умиления беседы русского патриота, ктитора орловской церкви Пчелкина, с его сыном — машинистом Орловской железной дороги.

—    Ишь тебя как разукрасили антихристы, - обнимая и целуя израненное лицо сына, произносит отец.— А ты их не бойся. Силы-то у них настоящей нет. Это он запугивает нас.

—    Да нет, папаша, как-то о себе и не думаешь. Вот в прошлую ночь немец поджег мой поезд. Но не удалось — во-время расцепили вагоны. Ни одной жертвы не было. Всех в сохранности доставил до места.

—    Вот так-то, сынок, хорошо, не посрамил старика! Помни только: спасай чужих, если желаешь счастья родным своим. Тогда и Бог тебе помощником будет!

А сколько таких незаметных, неизвестных героев на земле русской, не щадящих своей жизни ради блага других, ради своего отечества! Имена их Ты веси, Господи. Их нам и не перечесть.

Со слезами оставлял русский православный народ город Орел.

Внутренний вид церкви в селе Чигирине Кырчанского района Кировской области

Расставаясь с глубокими старцами или тяжелобольными, которые не могли сами выйти из города, верующие и здесь нашли в себе твердость и мужество, свойственные только, как нам кажется, одним русским; не впадая в панику, вселить в оставшихся надежду и уверенность, что недалеко то время, когда они вновь соединятся, когда ненавистный враг со стыдом изгнан будет из пределов орловской земли, уверить их в том, что Бог не допустит, чтобы грязный сапог чужеземных ворогов топтал святую русскую землю.

И мы глубоко верим, что Господь услышит их молитвы. Земля русская будет принадлежать только русским. Залогом нашей уверенности в этом служит неподкупная преданность русского народа Православной Русской Церкви, ее святителям Божиим, твердая, несгибаемая любовь к воспитавшей и взрастившей его русской земле.

Всем жертвует, кто чем может, русский народ для защиты своей родины!

Все проникнуто и освящено в русском народе святой молитвой и верой во Христа, и эта вера сожжет дерзнувших вступить на нашу священную землю.

Не отстала в общем народном подъеме патриотического духа народов земли русской и наша далекая окраина — Бессарабия.

Очутившись с первых же дней войны лицом к врагу, верующие сыны бессарабской Церкви грудью стали на защиту своего отечества, своей веры.

Как ни стремились в продолжение многих лет враги русской земли искоренить в молдавском православном народе все церковное, православно-русское, воспринятое им как свое родное и близкое, молдавский народ остался верным Православной Русской Церкви. Благодарным и признательным всему русскому он был и остается, ненавидя и глубоко презирая своих поработителей,— сначала румынских правителей, а затем и немцев.

С какою змеиною, диавольскою хитростью и лестью стремились враги русской земли подменить в насильно захваченной ими бессарабской стране чистоту святого православия — эту жизненную, основную связь молдавского народа с остальными народами земли русской!

Из богослужебных книг вычеркивали имена святых, в земле русской просиявших, не разрешая молдавскому народу молиться перед святыми иконами русских угодников Божиих; преследовали принятый в Русской Православной Церкви богослужебный славянский язык. Да и не перечесть всех тех хитростей и уловок, коими враги стремились в молдавском народе подавить любовь и преданность к Русской Церкви, к русской земле.

Группа духовенства т. Кишинева, подписавшая патриотическое обращение к верующим Бессарабии по случаю отечественной войны. В центре — архиепископ Алексий (Сергеев)

Ничто не поколебало молдавский народ в его верности и любви к родным ему по духу русским братьям. Наоборот, он еще задолго до этой войны становится в первые ряды Защитников русского православия. Под пулеметным огнем, расстрелявшим отцов, женщин и детей, молдавский народ требует от румынской власти ничего не изменять в святых уставках бессарабской Церкви, принятых как драгоценный дар от русского православия.

Позорным пятном ляжет это время и на румынскую православную Церковь, не сумевшую сохранить чистоту Вселенской Православной Церкви и допустившую целый ряд нарушений постановлений святых вселенских и поместных соборов, обязательных для всех автокефальных церквей.

Молдавский народ вычеркнет из памяти и тех, кто был пастырем лишь по имени, кто в эту войну своими лживыми речами разжигал низменные страсти людей. В данном случае мы имеем в виду личность митрополита Гурия Гроссе, героя романа «Тайны митрополичьего дома», печатавшегося в румынских бессарабских газетах, а в настоящее время именующего себя митрополитом всея Бессарабии.

Гурий известен нам как беженец из Советской страны, запрещенный Русскою Православною Церковью в священнослужении.

А бессарабскому молдавскому народу Гурий известен как вор общественно-церковных денежных вкладов. В 1936 году митрополит Гурий был изгнан из Бессарабии и предан гражданскому уголовному румынскому суду по обвинению в хищении полутора миллиона лей, принадлежавших Кишиневскому епархиальному управлению.

Преступная и ничтожная личность!

Нет, трудно обмануть православный молдавский народ. Он за такими «вождями» не пойдет.

Вместе с тем мы не можем не отдать должной чести протоиерею села Пересечены, Оргеевского уезда, Андрею Гроссе, родному брату митрополита Гурия, нашедшему в себе мужество отказаться от какого-либо общения с Гурием и занявшему у нас должность окружного благочинного Кишиневской епархии.

Обращение Блаженнейшего Митрополита Сергия от 22 июня 1941 года к пастырям и пасомым Русской Православной Церкви, которое, кстати сказать, разошлось в Бессарабии в большом количестве экземпляров, с предельной ясностью показало, что истинной Христовой Церкви не по пути с фашизмом, что надлежит сделать выбор: или служить Богу и быть в общении с Русской Православной Церковью, или служить мамоне — фашизму, отказавшись и от Бога и от Его Церкви.

Молдавский народ Бессарабии не пошел за фашизмом. Среди его лучшего, прогрессивного духовенства возникло твердое решение осудить фашизм, как не имеющий ничего общего с возвышенными идеями христианства, осудить войну, поднятую Гитлером против русского народа, как ничем не оправдываемую, как войну несправедливую, захватническую. По инициативе кишиневского духовенства, было написано обращение к пастве бессарабской Церкви, призывающее молдавский народ твердо стоять за Русскую Православную Церковь, за русское отечество, в пределах которого Церковь пользуется мирным и безмятежным житием.

Отрадно отметить, что это обращение исходило от лиц, которые в продолжение многих лет воспитывались вне русской Земли, в атмосфере вражды и политической ненависти к Советской России.

Это обращение было подписано, в числе других, протоиереем Владимиром Поляковым. Эмигрировав из России в 1930 году, Владимир Поляков занимал в продолжение ряда лет должность благочинного бессарабских церквей, признававших своим главою митрополита Серафима Ладе, запрещенного в свое время в священнослужении за уклонение в обновленческий раскол, а ныне именующего себя управляющим православными церквами всей Германии. Отказаться от фашистских идей протоиерею Полякову, видимо, помогли его образованность и добрая религиозная настроенность. Протоиерей Поляков получил высшее духовное образование в Киевской духовной академии.

Обращение было подписано протоиереем Владимиром Буржаковским.

Этот протоиерей занимал в продолжение долгих лет должность консельера — советника при румынском Кишиневском епархиальном совете. Признанный официальными румынскими духовными властями как человек, преданный румынской Церкви, протоиерей Буржаковский был одним из самых деятельных среди бессарабского духовенства. Являясь руководителем ряда религиозно-нравственных учреждений, Буржаковский и среди молдаванского населения Бессарабии пользовался доверием и авторитетом.

Однако и он — ставленник митрополита Гурия Гроссе,— поняв всю отвратительную изнанку фашизма, вместе с протоиереем Владимиром Поляковым подписался под обращением к бессарабской пастве.

Не менее видный и известный в Бессарабии церковный деятель, протоиерей г. Кишинева Василий Гума, подписывая обращение, воскликнул: «Видит Бог, что не могу итти против своей совести, хотя и знаю, что фашисты, прочтя мою подпись под этим обращением, повесят меня, не пощадят моей старости».

Здесь нельзя не помянуть добрым словом и многочисленных православных молдаван. При возникшем от фашистской бомбы пожаре Чуфлинской кишиневской церкви святыня была спасена руками верующих молдаван и протоиерея Мисаила Кирицы.

Особенно отличились среди верующего населения Кишинева в подвиге христианского милосердия и сострадания Карастоянов Давид Федорович, Гловач Евгения Вячеславовна, Зименко, Борисова. Они со Христом в сердце, с молитвою на устах, среди рвущихся бомб и разрушаемых зданий, ежедневно обходили пострадавшие семьи, внося, кроме попечения и ухода за ними, нравственное ободрение и утеху. Эти простые и незаметные ранее люди творили чудеса.

27 марта 1942 года,

Пятница 6-й седмицы Великого поста.

 

ХВАЛА ТЕБЕ, СВЯЩЕННАЯ МОСКВА!

С ИМЕНЕМ Москвы тесно связана вся история Русского государства. Москва объединила русские княжества, Москва расширила наше государство, Москва перенесла все испытания, выпадавшие на долю нашей родины. Она гордость и слава нашего народа.

Москва всегда стояла на страже своего отечества. Когда хищные орды монголов опустошили нашу землю, именно в ней раздался первый голос ко всей русской земле. В нее стекалось, в ней строилось ополчение из многих городов русских, из нее оно пошло, по благословению преподобного Сергия Радонежского, во главе с великим князем Димитрием Донским на Куликово поле. Московская армия Иоанна Грозного сбросила в море немецкую свинью, пытавшуюся загородить Москве доступ к великим водам.

Внутренний вид московского кафедрального Богоявленского в Елохове собора

 

В начале XVII столетия иноземные оккупанты ворвались в сердце нашей родины — Москву. Нижегородцы, рязанцы, самарцы, москвичи, весь русский народ, под предводительством Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, вышвырнули всех чужеземцев, очистили от них священную столицу.

Через двести лет Москва покрыла себя неувядаемой славой во время нашествия Наполеона.

И теперь, в переживаемое нами тяжелое время, предстояло нам, русским людям, снова защитить свою Москву от озверелого врага — немецких фашистов, которые с остервенением рвались к нашей столице.

На подступах к Москве решалась судьба всех народов. На подступах к Москве сражались две армии — армия насильников, грабителей, фашистских извергов и армия героев-патриотов, которая защищает свою родину и несет освобождение всем угнетенным народам.

Справедливые войны всегда рождали героизм самоотверженно борющегося народа, замечательные подвиги, воспетые в народных сказаниях. Вот почему вся наша страна горит великим патриотическим чувством, воодушевлена одной мыслью — как можно скорее победить врага, освободить родные земли от иноземных захватчиков. Вот почему, во имя спасения своей родины, народ наш отдает и жизнь, и труд, и имущество. Высокие патриотические подвиги проявили в дни Защиты Москвы духовенство и миряне. Воодушевленные призывом первоиерарха нашей Церкви Блаженнейшего Сергия, Митрополита Московского, никто из них в самые тяжелые моменты для Москвы не дрогнул, не ушел с своего поста, но все с небывалым энтузиазмом выполнили свой долг. Духовенство и верующие миряне, по примеру своих древних предков, усилили молитву в храмах к Богу о даровании победы воинству нашему над врагом, безропотно провожали детей, мужей и братьев на передовые линии, рыли окопы, строили баррикады, готовили оружие для фронта, несли свои сбережения в фонд обороны.

Иконостас московского кафедрального Богоявленского в Елохове собора

 

Когда враг был разгромлен под Москвой, столичное духовенство и верующие с таким же неослабным энтузиазмом все думы, все мысли обратили на запад,— туда, где славные сыны родины, не жалея своей жизни, кровью защищают свое отечество. В день 24-й годовщины славной нашей армии духовенство и миряне Москвы внесли на подарки дорогим защитникам родины большие денежные суммы. В Москве все священнослужители, все храмы откликнулись на это патриотическое дело: 1500 тысяч рублей внесено духовенством и мирянами Москвы в подарок бойцам Красной Армии.

Николо-Курнецкая церковь г. Москвы

 

Внося лепту в общенародное дело, представительница церковного совета Успенской церкви на Гончарах, Анна Митрофановна Цывина, заявила:

— Для армии, которая защищает нашу родину, мы не должны ничего жалеть.

Представительница церковного совета кафедрального собора, что в Елохове, Селиванова Татьяна Алексеевна, собрала в подарок Красной Армии 215 тысяч рублей. Сдавая эти деньги в Патриархию, Селиванова от лица верующих заявила:

— Спасибо Блаженнейшему Митрополиту Сергию, который своими патриотическими проповедями зажег в наших сердцах глубокую любовь к родине и священную ненависть к врагу.

По инициативе председателя церковного совета Даниловского кладбища Василия Леонтьевича Крылова сравнительно небольшая церковная община Даниловского кладбища пожертвовала на подарки армии 75 тысяч рублей. Сам он почти ежедневно является в Патриархию с предложением услуг для патриотических дел.

Щедрые пожертвования внесли церковные общины Москвы: 1) церковь св. Иоанна Предтечи на Красной Пресне — 150 тысяч рублей, 2) храм Николо-Хамовники — 60 тысяч рублей, 3) церковь Нечаянной Радости в Марьиной Роще — 50 тысяч рублей, 4) Никольская на Кузнецах — 50 тысяч рублей, 5) церковь св. Илии Обыденного — 50 тысяч рублей, 6) церковь св. Петра и Павла у Яузских ворот — 45 тысяч рублей, 7) церковь св. Петра и Павла на Преображенской площади — 40 тысяч рублей.




 

Крупные суммы внесли священники: старейший московский протоиерей о. Петр Сахаров—настоятель церкви Иоанна Воина; о. протоиерей Николай Ренский, настоятель Воскресенской

церкви в Филипповском переулке, объединяющий вокруг себя обширную семью прихожан-патриотов; о. протоиерей Александр Толгекий, настоятель Илии-Обыденской церкви, привлекающий верующих особо торжественным совершением молебнов о даровании победы; о. протоиерей Павел Лепехин, настоятель Николо-Хамовнической церкви, горячий патриот, неустанно зовущий прихожан к труду на оборону родины; о. протоиерей Сергий Даев, настоятель Ризоположенской церкви, отдающий все свое свободное от пастырской работы время службе секретарем Московской Патриархии; о. протоиерей Петр Филонов, настоятель церкви Нечаянной Радости, перенесший бомбардировку в Кишиневе в начале войны, в бытность его там в качестве секретаря епархиального управления; о. протоиерей Николай Бажанов, настоятель Воскресенской церкви в Брюсовском переулке, энергично призывающий свою паству к жертвам на нужды обороны, и другие.

Хвала тебе, дорогая Москва, что ты, верная славным традициям, как и встарь, твердо и непоколебимо стоишь в первых рядах защитников родины.

Хвала тебе, дорогая Москва, что ты своим мужеством и отвагой, своим примером воспламеняешь сердца русских людей горячей любовью к родине, готовностью умереть за ее свободу и независимость.

Пусть враги наши знают, что непобедим русский народ. Пусть знают фашисты, что не поколебать им его богатырского духа: глубокой священной ненавистью к исчадиям ада горят сердца русского народа. Пусть запомнит Гитлер, что русский народ, грозный в своем гневе, не простит никогда ему и его фашистским приспешникам разрушения наших храмов и осквернения наших святынь, зверского издевательства «ад мирными жителями, надругательства над женской честью и избиения наших младенцев.

Мы, русские люди, ясно сознаем, что немецкая армия ведет войну несправедливую.

Наша армия борется за правду общечеловеческую, за правду Божию, правду вечную. Господь Бог, который ниспослал нам великое испытание,— видя нашу готовность грудью защищать свою родину, видя наши устремления к благородным и возвышенным целям войны, которую мы ведем, дарует нам и победу над врагом. В этом мы уверены, и это свершится.

28 марта 1942 года. Лазарева Суббота.

 

 

Joomla templates by a4joomla