Александр Елисеев
Категория: Сталин и современность
Просмотров: 10752

Хотел было начать статью со слов – «страну потрясают коррупционные скандалы». Однако понял, что это будет просто красивая фраза, абсолютно не выражающая сути дела. Никого они уже не потрясают, причем давно. Все воспринимают тотальную коррумпированность, как нечто привычное. И вряд ли в нынешних условиях можно надеяться на какие-то серьезные подвижки. Хотя, какая-то, наиболее здравомыслящая часть бюрократии, наверное, понимает (ну, должна хотя бы понимать), что всё это ведёт к обрушению держащих опор. Как очевидно, коррумпированность аппарата уже чревата хаосом, который может воспрепятствовать исполнению обычных управленческих функций. Причем, данный хаос грозит особыми разрушениями в случае наступления новой волны мирового Кризиса. Встраивание в глобальный рынок делает экономику страны зависимой от разнообразных внешних влияний. И крупномасштабная коррупция данное влияние только усиливает, переводя его в некий антигосударственный формат.

В один «прекрасный» момент всё просто может обрушиться, федеральная вертикаль «треснет», и центр управления переместится в регионы. А этому процессу могут поспособствовать те силы вовне страны, что заинтересованы в конфедерализации России, в установлении контроля над ее сырьевыми ресурсам, в дестабилизации обширных регионов. Но всё даже гораздо сложнее - реальное противодействие коррупции, пусть даже и не ставящее целью ее окончательное её искоренение, может обернуться серьезной внутриаппаратной борьбой. Если уголовному преследованию подвергнутся высокопоставленные чиновники самого высокого ранга, то это вызовет ожесточенное сопротивление части бюрократии, которая способна соорганизоваться в некий «коррупционный фронт». Не исключено и создание легальной политической силы, выступающей в качестве лоббиста коррупционеров. И такая сила может подпитываться теми региональными кланами, которые сделают ставку на радикальный или «умеренный» сепаратизм.

Но как бы то ни было, а настоящей антикоррупционной зачистки в бюрократических кругах боятся, всегда памятуя тот самый, «кровавый», «тридцать седьмой год». И в связи с этим было бы весьма интересным обратиться к предвоенному сталинскому опыту. «Коррупция при Сталине и борьба с ней» – это очень интересная и многогранная тема. Существует даже версия, согласно которой репрессии 1937-1938 годов были направлены именно против коррупционеров, а политика служила неким прикрытием.

Накануне войны Сталин создаёт новую мощную структуру – Народный комиссариат государственного контроля (НКГК). Возглавляет её Л. З. Мехлис, которого у нас успели демонизировать и очернить донельзя, вспоминая про его провалы во время Великой Отечественной войны. Что и говорить, полководцем Лев Захарович был не слишком сильным, а вот управленцем – вполне себе даже талантливым. Сталин использовал его хватку для того, чтобы основательно почистить тогдашнюю армейскую верхушку. Характерно, что НКГК создавался на базе двух структур — Комиссии советского контроля при Совете народных комиссаров (СНК) и Главного военного контроля при СНК. Уже одно это указывало на основное направление удара. Бить собирались по армейским чиновникам. Не случайно же в центральный аппарат НКГК назначили 130 военнослужащих.

Ретивый Мехлис, как и ожидал вождь, взялся за дело всерьёз. «В целом за первую половину 1941 года было осуществлено около 400 ревизий и проверок, прежде всего в тех отраслях народного хозяйства, от которых непосредственно зависела готовность страны к обороне, - сообщает историк Ю. В. Рубцов. - Нередко Мехлис, ощущая полную поддержку вождя, выдвигал и прямые обвинения против крупных хозяйственников и управленцев. Вот лишь некоторые факты. Благодаря проведенной в ноябре 1940 года проверке Наркомата морского флота Льву Захаровичу стало известно об имевшей там место «антигосударственной практике двойного финансового планирования». Нарком С. С. Дукельский испросил в правительстве дотацию в 63 млн рублей, скрыв при этом, что в наркомате составлен и второй, реальный финплан, по которому не только требовалась дотация, но и ожидалась прибыль» («Мехлис. Тень вождя»).

А теперь представим (вспомнив неудачи первых дней войны), что было бы со страной без этих масштабных предвоенных чисток.

Это армия, но, может быть, от коррупции были свободны доблестные органы госбезопасности, являющие собой «карающий меч революции» и «вооруженный отряд партии»? Нет, и здесь тоже хватало высокопоставленных коррупционеров. Взять, к примеру, хотя бы наркома внутренних дел Украинской ССР А. В. Балицкого, который подвергся пресловутым «кровавым репрессиям». Ему вменяли в вину не только «контрреволюцию», но и содержание роскошного особняка в центре Киева, которое обходилось в 35 тысяч рублей в год. Кроме того, в распоряжении наркома находился пароход «Днепр», на котором проводились увеселительные прогулки, изымавшие из госбюджета 250 тысяч рублей. Ну, и конечно, воровали в наркомате по страшному. «Так, еще в 1934 г. был снят с должности начальника финансового отдела НКВД УССР и отправлен на север начальником одного из лагерей некий Яншевский, которому вменялось в вину «нецелевое использование из оперативного фонда 1 млн. рублей» - сообщает исследователь А. В. Коллонтаев. - В феврале 1938 г. в Москве перед судом предстал бывший заместитель наркома внутренних дел УССР З. Б. Кацнельсон по обвинению в «систематическом разбазаривании средств, выделяемых на оперативные нужды». Только за 1936 г. сумма растрат составила 200 тысяч рублей». («1937-й: чистка от «ленинцев» или от коррупции»)

Таких фактов можно приводить множество. И они свидетельствуют о том, что коррупционеров в те времена чистили на всех уровнях, не останавливаясь перед министерским рангом. Неприкасаемых тогда, вообще, не было, вычищали даже и членов Политбюро, правда тут уже на первом месте стояла политика. Но всё равно, высшая бюрократия ни на минуту не чувствовала себя в покое – в отличие, от 1950-1980-х годов, когда она банально выродилась и сдала страну с потрохами, естественно, не забыв получить за это солиднейшие дивиденды. Ну уж, о нынешних временах даже и говорить не стоит.

Могут возразить, что ничего хорошего в самих репрессиях нет, что государственный аппарат должен функционировать в спокойном режиме, без постоянных встрясок. В принципе, с этим можно согласиться, но тут надо иметь в виду, что бюрократия сама задала этот жуткий темп. Сегодня известно, что Сталин планировал «чистку» через альтернативные выборы, в ходе которых кандидаты от партии власти вынуждены были бы конкурировать с кандидатами от общественных организаций и трудовых коллективов (Подробнее об этом в исследовании Ю. Н. Жукова «Иной Сталин»). Уже даже и образцы бюллетеней были заготовлены, они хранятся в архивах, а их фотокопии давно опубликованы. Однако, партократия требовала репрессий, явно не желая включаться в полноценный избирательный процесс. Ну что ж, они получили того, чего хотели сами.

Руководящих работников постоянно приходилось чистить, и данные чистки носили систематический характер, а не сводились к преследованию отдельных людей, которым «не повезло». И здесь любопытным было бы обратиться к ситуации, сложившейся на селе в послевоенный период. Считается, что сталинское село было бесправным, а крестьяне во всем зависели от местного начальства разных уровней. Между тем, власть тогда сильно почистила ряды от зарвавшихся начальников, успевших изрядно погрязнуть в разных злоупотреблениях. (Подробнее в исследовании К. З. Романенко «Последние годы Сталина. Эпоха возрождения».)

Перечень этих злоупотреблений приведен в постановлении Совмина и ЦК «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» (от 19 сентября 1946 года). Они выражались в «неправильном расходовании трудодней, расхищении общественных земель колхозов, в растаскивании колхозной собственности… нарушении демократических основ управления делами сельскохозяйственной артели…» «Как сообщалось, на ненужных и надуманных должностях в колхозах нередко укрываются рвачи и дармоеды, уклоняющиеся от производственной работы…». За словами следовали и дела - только в 1946 году за должностные преступления к уголовной ответственности привлекли 9 551 руководящих работника.

Но тут нужно разобраться с причиной и следствием. Считается, что Сталин побеждал коррупцию благодаря жёстким мерам. Однако, сами эти меры были возможны только благодаря социализму, пусть даже и «бюрократическому», «половинчатому». В стране не было питательной среды для коррупции, а именно – рыночной стихии. Именно она, с её культом купли-продажи, предполагает продажность чиновников всех уровней и рангов. Это же, кстати, касается и национального суверенитета, который при капитализме - такой же товар. Поэтому и подрываются национальные экономики, поэтому и вывозятся западные производства в страны третьего мира с их минимальными налогами и дешевой рабочей силой. И эта дешевая рабочая сила ввозится в развитые страны, размывая их национальную идентичность.

А так, при капитализме чиновники пользуются своим положением – на полную катушку. Взять, хотя бы, пример бывшего вице-президента США Д. Чейни. Наряду с политикой, он успешно занимался и бизнесом, будучи президентом кампании Halliburton Company, производящей оборудование для добычи нефти и газа. Одно из ответвлений HC - Brown & Roon – занималась строительством армейских казарм и чисткой сортиров. Так вот, как только Чейни занял свой видный пост, его кампания моментально подписала выгоднейший договор с Пентагоном на сумму в несколько миллиардов долларов – на разнообразные поставки в американские военные части, действующие в районе Персидского залива.

Или вот еще один, более свежий, хотя и менее масштабный, пример – недавно министр обороны США Л. Панетта понизил в звании главу Африканского командования вооруженных сил США (АФРИКОМ) У. Уорда. Наказали его за то, что он тратил огромные средства на роскошные путешествия и другие мероприятия, никак не предусмотренные бюджетом. Показательно, что никакому уголовному преследованию Уорд не подвергся – его понизили в звании и урезали пенсию с 236 тысяч долларов до 209 тысяч долларов в год. Наказание, что и говорить, ужасное.

Многое тут можно сказать и о передовой Европе, чьи коррупционные расходы, по официальным данным СЕ, составляют 120 миллиардов евро в год. И это только верхушка айсберга - то, что удалось измерить. А согласно исследованию «Евробарометра», 74 % европейцев констатируют роль коррупции. Да что уж там говорить, если коррупционные скандалы сопровождали таких известнейших европейских политиков, как Ф. Миттеран, Ж. Ширак, Н. Саркози, Г. Коль. Там было много чего занятного. Так, один из подельников Ширака премьер-министр Ален Жюппе получил за свои коррупционные художества отложенное тюремное заключение, что совсем не помешало ему стать министром иностранных дел в период правления Саркози.

Ну, и для полноты картины коснёмся еще одной передовой капиталистической страны – Японии. Здесь аудит осуществил проверку того, как выделялись средства, потраченные на ликвидацию последствий цунами и аварии на Фукусимской АЭС. Так вот выяснилось, что более четверти из 11, 7 триллиона иен (а это 148 миллиардов долларов) оказались потраченными на проекты, которые не имели никакого отношения к восстановлению разрушенного.

А как нас убеждали и пытаются убедить, что в условиях западной демократии коррупции практически нет! Но и там распил идёт такой, что мама не горюй. И дело здесь не в «демократии» или «диктатуре», дело в капитализме. Вообще же, всё это «ля-ля» по поводу коррупции, и «всенародной» с ней борьбы, скрывает главную необходимость - борьбы за национализацию собственности. В СССР (даже и в самые «застойные» времена), как известно, воровали меньше. И это потому, что и супербогатых было сравнительно немного, да и масштабы богатств (легальных и нелегальных) были намного меньше. Ведь, собственно говоря, и взять можно больше именно с супербогатых. Ну, а чтобы себя обезопасить, так надо и другим дать покормиться, ведь не ровен час и впрямь поднимутся «на борьбу». Вот так, собственно говоря, и складывается пресловутая «вертикаль коррупции».

Конечно, всё это вовсе не означает, что необходимо вернуться к «бюрократической» модели социализма. Кстати, сам Сталин приложил много усилий для реформирования раннего социализма в СССР, который просто вынужден был использовать рычаги государственного регулирования не на сто даже, а на все двести процентов. Любопытно, что проект новой партийной программы, разрабатывавшийся после войны под руководством А. А. Жданова, предполагал обязательную выборность чиновников любого ранга, проведение всенародного голосования, предоставление права запроса общественным организациям и отдельным гражданам. (Подробнее об этом в исследовании Данилова А. А., Пыжиковой А. В «Рождение сверхдержавы. СССР в первые послевоенные годы».) Но обстановка, прямо скажем, этому не благоприятствовала – начиналась холодная война. Нужно было думать о сохранении того, что уже было. Впрочем, как принято говорить, это уже тема для отдельного разговора.