2. БОРЬБА С КОСМОПОЛИТИЗМОМ

 

А теперь рассмотрим аргументы еврейской стороны, обвиняющей Сталина в антисемитизме. Для доказательства антисемитизма Сталина обычно ссылаются на кампанию по борьбе с космополитизмом, дело ЕАК и дело врачей. Проверим, есть ли основания считать, что в этих делах Сталин каким-то образом дискриминировал евреев по отношению к другим нациям СССР.

 

Началось все с того, что из-за периферизма советской науки и в культуре в них процветало преклонение перед Западом. Это было связано с тем, что после войны офицеры побывавшие в Германии и Австрии увидели, что там промышленность развита гораздо лучше, что не соответствовало марксистскому агитпропу. 14 августа 1946 г. появилось постановление ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград"", в котором, в частности, подверглись критике А. Ахматова и М. Зощенко (см.: Известия ЦК КПСС. 1989. ? 1). Особенно усилилась борьба с низкопоклонством после публикации на Западе в 1946 году книги о раке двух ленинградских ученых Н.Г.Клюевой и Г.И.Роскиным. В СССР кампания борьбы с "антипатриотизмом" стала очевидной 28 марта 1947 года, когда при министерствах и ведомствах были учреждены "суды чести", долженствующие, согласно их уставу, "повести непримиримую борьбу с низкопоклонством и раболепием перед западной культурой, ликвидировать недооценку значения деятелей русской науки и культуры в развитии мировой цивилизации". В дальнейшем термин "антипатриотизм" был заменён на термин "космополитизм" .

 

Широкий размах кампания борьбы с влиянием Запада приобретает летом 1947 года после появления закрытого письма ЦК ВКП(б) О деле профессоров Клюевой и Роскина от 16 июля 1947 года. Первый суд чести состоялся в Минздраве СССР с 5 по 7 июня 1947 года и вынес решение за антипатриотические и антигосударственные поступки объявить профессорам Н.Г.Клюевой и Г.И.Роскину общественный выговор.

 

В ноябре 1947 года в минвузе СССР состоялся суд чести над профессором Сельскохозяйственной академии им Тимирязева А.П.Жербаком, известным советским генетиком и оппонентом Лысенко. Поводом для обвинения Жербака в антипатриотических поступках послужила публикация его статьи Советская биология в американском журнале Наука (Science) в 1945 году, где он отстаивал позиции вавиловской школы и критиковал взгляды Лысенко. Акад. Дубинин пытался защищать Жербака, но безуспешно.

 

На смену обвинениям в низкопоклонстве перед Западом пришли обвинения в космополитизме. Космополитизм как бы конкретизировал низкопоклонство. Под космополитами, а точнее безродными космополитами, обычно имелись в виду евреи. Сталин, ведя борьбу с засильем евреев в верхних эшелонах власти, культуре и науке, с процветающими там групповщиной, коррупцией и кумовством, не мог назвать вещи своими именами и вынужден был пользоваться иносказаниями.

 

Выражение "безродный космополит" появилось в 1948 году. Его автор - А. А. Жданов, советский государственный и партийный деятель, член Политбюро (один из критиков творчества А. Ахматовой и М. Зощенко), который в январе 1948 года, выступая на совещании деятелей советской музыки в ЦК КПСС, говорил: "Интернационализм рождается там, где расцветает национальное искусство. Забыть эту истину означает потерять своё лицо, стать безродным космополитом".

 

В данный период история науки и техники подавалась с точки зрения безусловного приоритета советских и дореволюционных русских учёных во всех областях знаний. Достижения иностранных учёных и изобретателей замалчивались. Нередко такая установка приводила к прямым фальсификациям (были изобретены якобы "первый в мире полёт на воздушном шаре" рязанского подьячего Крякутного, средневековые документы об открытии новгородцами Шпицбергена и т. д.).

 

Понимавшийся таким образом "патриотизм" с содержательной стороны наиболее ярко проявлялся в гуманитарных науках, прежде всего в истории и литературоведении. Говорилось об "исконно русских землях", о безоговорочно прогрессивной роли завоеваний русских царей и проч.

 

28 января 1949 года, в центральном органе ЦК ВКП(б) "Правда" появилась редакционная статья "Об одной антипатриотической группе театральных критиков", отредактированная лично Сталиным. Знаменитую статью писал коллектив авторов. Помимо сотрудников "Правды" Вадима Кожевникова и Давида Заславского, к работе привлекли весь цвет руководства Союза писателей - Александра Фадеева, Константина Симонова, Анатолия Софронова и других видных советских литераторов. Статья стала первой программной публикацией, призывавшей общество к борьбе с "безродными космополитами". Публикации предшествовало заседание Оргбюро ЦК ВКП(б) 24 января того же года, на котором было решено развернуть широкую пропагандистскую кампанию "против безродного космополитизма и антипатриотических сил". При этом космополитизм подразделялся на "ура-космополитизм", "оголтелый космополитизм" и "безродный космополитизм", но, в дальнейшем, в официальной советской пропаганде прижился лишь последний термин.

 

Данная кампания направлялась против "очернения" русского народа, в котором преимущественно обвинялись писатели и критики еврейского происхождения. Была организована дискуссия в центральной печати "Нужны ли нам литературные псевдонимы?". Были осуждены как космополитические и/или очернительные также некоторые ставшие классикой произведения покойных авторов, причем не только евреев ("Дума об Опанасе" Э. Г. Багрицкого, "Двенадцать стульев" Ильфа и Петрова, произведения Александра Грина)

 

Кампания по борьбе с космополитизмом была ни чем иным, как попыткой Сталина заставить советских ученых и деятелей культуры вырваться из научного и культурного периферизма. Например, несмотря на огромный вклад советских ученых в генетику, все же основные открытие были сделаны западными учеными. Это вело к тому, что советские ученые начинали во всех вопросах оглядываться на Запад. В 1947 Сталин писал - "у нас все еще не хватает достоинства, патриотизма, понимания той роли, которую играет Россия" . Хорошо это или плохо . другой вопрос, но с точки зрения Сталина, космополитизм мешал самостоятельному мышлению. Огромные успехи советской науки в 1950-1960 годы доказали, что он был прав. О прозорливости Сталина говорит и деградация отечественной культуры под напором американского массового искусства в нынешней России.

 

Как видим, никаких намерений специально дискредитировать евреев у советского государства и Сталина не было. Обычная борьба с недостатками на культурном фронте, каких в те годы было множество.