«. . . В эту великую историческую минуту поклянемся никогда не забывать той громадной роли, которую сыграл рабочий в нашем общем деле политического освобождения».

(Из речи адвоката Мандельштама на съезде адвокатов. 1905 г.)

Советы представляют собой новый тип государственного аппарата, который не только в корне отличен, но прямо противоположен государственному аппарату современной «демократии» и не только по классовой своей природе, но по принципам организации и методам своей работы.

Структура выборов и принцип работы низового аппарата Советов, от местных Советов до областных и республиканских уже описан в различных вариантах, поэтому в этой статье не затрагивается. Самое главное в работе Советов и вообще - Советской власти взаимодействие верхних эшелонов власти, которое почему-то обходят стороной, и все из-за того, что архивы во всех Республиках бывшего СССР тщательно охраняется и вряд ли они будут открыты для исследователя.

Способ участия советских республик, отдельных областей в федеральном правительстве, областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, равно как разграничение сферы деятельности федеральных и областных учреждений Российской Республики, определяется немедленно, по образовании областных советских республик Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Центральными Исполнительными Комитетами этих республик.

Все местные дела решаются исключительно местными советами. За высшими советами признается право «регулирования» отношений между низшими советами и «решение» возникающих между ними разногласий. Центральная Советская власть обязана следить за соблюдением основ федерации и представляет Российскую Федерацию Советов в ее целом. На Центральную власть возлагается также проведение мероприятий, осуществимых лишь в обще-государственном масштабе, причем, однако, не должны быть нарушаемы права отдельных, вступивших в федерацию, областей.

(Из резолюции Учредительного съезда СССР)

2 (15) ноября 1917 г. Лениным была подписана составленная товарищем Сталиным Декларация прав народов России, провозглашавшая равенство и суверенность народов России и подтверждавшая право их на самоопределение вплоть до отделения.

Эти акты советского правительства усилили желание всех трудящихся ранее угнетенных национальностей к автономии, были «организованы» независимые республики: Украина, Белоруссия, Закавказские республики, Среднеазиатские, в которых главенствую роль в управлении принадлежали Советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.

Поводом объединения независимых республик в единый Союз послужила Генуэзская конференция, состоявшая 22 февраля 1922 г., куда была приглашена только РСФСР, в лице ЦИКа большевиков. Республики, как: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Бухара. Грузия, Дальневосточная республика, Украина н Хорезм поручили, особым протоколом, правительству РСФСР представительство их интересов на Генуэзской конференции.

По инициативе Закавказской СФСР (Армения, Азербайджан и Грузия), Украинской Республики и Белоруссии все временные соглашения о военной, экономической помощи между Республиками были оформлены двусторонними договорами, но, с течением времени требовавшими более тесного и более постоянного объединения советских республик.

Прошедшие республиканские Съезды Советов: Закавказской федерации (13 /XII 1922 г.), Украинской республики (13/XII 1922 г.), Белорусской республики (16/XII 1922 г.) и РСФСР (26/XII 1922 г.) приняли, каждое в отдельности, постановление о создании единого государства СССР и о вхождении в него.

  • декабря того же года состоялся объединенный съезд, который положил начало существованию многонационального союзного советского социалистического государства, приняв декларацию и договор об образовании СССР. На съезде присутствовало 2.215 делегатов, в том числе 548 с совещательным голосом. Съезд избрал ЦИК СССР (центральный исполнительный комитет) в составе 371 члена и 138 кандидатов.
  • января 1924 года второй съезд СССР принял и утвердил Первую Союзную Конституцию, послужившую основой для Конституций всех Союзных и Автономных Республик. Так что, каждая из союзных и автономных республик имели свою Конституцию.

Так по Конституции Белорусской Республики государственными языками в Республике были четыре языка: белорусский, русский, польский и еврейский. В остальных Республиках Конституции разработаны в соответствии с местными и национальными условиями.

По Конституции СССР высшим органом власти является Съезд Советов Союза, в Республиках - Съезд Советов, как союзной Республики, так и автономной республики, в областях, районах съезды депутатов.

Разница между Советами и Съездами заключается в том, что депутаты Советов избираются на определенный срок (1 год), в течение которого они собираются на заседания, сессии; делегаты же съезда избираются только на каждый съезд, т. е. на одну сессию и, расходясь, теряют свое звание, оставляя после Съезда, лишь избранный ими Исполком. Ни те, ни другие депутаты и делегаты не в праве передавать кому-либо свои полномочия и каждый из них подотчетен своим избирателям.

Кроме очередных съездов, допускаются и внеочередные, созываемые по предложению выше стоящих съездов или их исполкомов, или соответственным исполнительным органом Советской власти, как по собственному почину, так и по требованию Советов.

В истории умалчиваются Республиканские съезды и съезды автономных Республик. Так 8-й Чрезвычайный съезд СССР принял 5 декабря 1936 г. новую Конституцию СССР. С января по апрель 1937 г. состоялись съезды Советов: 17-й - Всероссийский, 11-й - Украинской ССР, 12-й - Белорусской ССР, 9-й - Азербайджанской ССР, 8-й - Грузинской ССР, 9-й Армянской ССР, 5-й Туркменской ССР, 6-й Узбекской ССР, 6-й Таджикской ССР, 10-й Казахской ССР, 5-й Киргизской ССР.

Республиканские съезды выбирали свои Исполнительные органы управления, формировали самостоятельно органы правопорядка и прокуратуры, контролировали выборы судейского корпуса. 99% налоговых сборов оставались в распоряжении местных Совнаркомов, руководители которых выбирались из национальных кадров.

Рассмотрим в отдельности съезд СССР. Союзный съезд избирает ЦИК Союза, состоящий из двух равноправных Советов: Союзного Совета и Совета Национальностей, о которых речь будет дальше.

Верховными этапами власти Союза признаются: Съезды Советов Союза, а в период между Съездами - Центральный Исполнительный Комитет Союза (ЦИК) и его Президиум, состоящий из Союзного Совета и Совета Национальностей и, как высший орган управления - Совнарком. Так вопрос и решается конституцией.

ЦИК Союза является новым учреждением и состоит из Союзного Совета и Совета Национальностей. Это введение национального момента вызвало много толков и недоумений, ибо в нем видели подражание буржуазной двухпалатной системе. Но это сходство чисто внешнее, и нечто подобное, но иного классового содержания, мы видим лишь в буржуазных федеративных республиках. Но и внешнее сходство далеко не полное:

а)      Союзный Совет состоит из представителей союзных республик пропорционально населению каждой из них. Их всех избирает Съезд Союза.

б)      Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных советских социалистических республик, по 5 представителей от каждой, и из представителей (по 1 представителю) автономных областей РСФСР и прочих союзных республик. Он в целом утверждается тем же Съездом Советов Союза.

Значит, оба Совета, какого бы различного происхождения они ни были, свои полномочия получают от единого источника - Съезда Союза, пред которым они оба и ответственны.

В своей работе они равноправны. Они, под общим названием ЦИКа Союза, издают кодексы, декреты, постановления и распоряжения, объединяют работу по законодательству и управлению Союза и определяют круг деятельности Президиума ЦИКа и Совнаркома Союза. Все декреты, постановления и распоряжения ЦИКа Союза обязательны к исполнению по всей территории Союза. Так как ЦИК Союза собирается лишь на сессии, то в период между сессиями высшим законодательным, исполнительным и распорядительным органом власти Союза является Президиум ЦИКа. Но все декреты и постановления, определяющие общие нормы политической и экономической жизни Союза, а также вносящие коренные изменения в существующую практику государственных органов Союза ССР, обязательно должны восходить на рассмотрение и утверждение самого ЦИКа Союза.

Итак, ЦИК Союза, это — Совет Союзный и Совет Национальностей, вместе взятые; заседают они хотя и одновременно, но отдельно, и также отдельно обсуждают и решают все вопросы. Но по особому постановлению, как это ввела практика, они могут выслушивать доклады совместно и даже прения вести совместно. Но голосуют они всегда отдельно.

Каждый из них имеет свой президиум в числе 9 человек. Они созываются одновременно на сессии, не менее трех раз в год, и одновременно разъезжаются по домам. Они рассматривают все декреты, кодексы и постановления, поступающие к ним от Президиума ЦИКа и Совнаркома Союза, наркоматов Союза, ЦИКов союзных республик, а также возникающие по собственной их инициативе. Законопроекты получают силу закона лишь при условии принятия их как Союзным Советом, так и Советом Национальностей и публикуются от имени ЦИКа Союза ССР. В случае разногласия между обоими Советами вопрос передается в создаваемую ими согласительную комиссию, а при недостижении соглашения в согласительной комиссии вопрос передается на рассмотрение совместного заседания Союзного Совета и Совета Национальностей. Но если и тут, при отдельном голосовании, не будет большинства в том или другом Совете, вопрос, по требованию одного из них, может быть передан на разрешение очередного или чрезвычайного Съезда Советов Союза.

В период между сессиями ЦИКа Союза высшим органом власти является Президиум ЦИКа, образуемый ЦИКом в составе 27 членов, в том числе 18 человек от двух президиумов — Союзного Совета и Совета Национальностей. Выборы остальных 9 членов Президиума происходят на совместном заседании Союзного Совета и Совета Национальностей, причем каждый Совет голосует в отдельности. Тем же путем выбираются ЦИКом Союза из состава его Президиума председатели ЦИКа Союза, по количеству союзных республик, которые свои обязанности исполняют по очереди. До 1936 года их 6 по числу Республик.

Исполнительным и распорядительным органом ЦИКа Союза является СНК Союза (Совнарком). СНК Союза состоит из председателя Совнаркома Союза, его заместителей (число их зависит от ЦИК) и десяти наркомов, а именно: пяти общесоюзных — по иностранным делам, по военным и морским делам, по внешней и внутренней торговле, путей сообщения и почт и телеграфов, причем Наркомторг относительно регулирования внутренней торговли пользуется лишь правами объединенного Комиссариата, — и пяти объединенных— РабочеКрестьянской инспекции (Рабкрин), Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ), труда, финансов и управляющий центральным статистическим управлением. Кроме этих членов, имеющих решающий голос, в СНК Союза участвует с совещательным голосом председатель ОГПУ (Объединенного Государственного Политического Управления).

Совнарком Союза на первый взгляд как будто только исполнительная власть, но, поясняет конституция, в пределах, предоставленных ему ЦИКом Союза, он издает и декреты, обязательные к исполнению на всей территории Союза. Проекты декретов и постановлений на рассмотрение СНК Союза поступают как от отдельных наркомов Союза, так и от ЦИКов союзных республик и их президиумов.

Одного перечня наркоматов достаточно, чтобы убедиться, насколько преобладающею должна быть роль этого центрального правительства. Пять комиссариатов общесоюзных, пять общереспубликанских и шесть союзных и автономных республик. Власть Народных Комиссаров очень велика, однако же их нельзя и сравнивать с министрами. Во-первых, Народные Комиссары—избранники самого народа, рабочих и крестьян, которые выбирают ЦИКи союзные, республиканские, во-вторых - Народные Комиссары действуют на местах не через каких-нибудь чиновников, а через местные Советы депутатов или Исполнительные Комитеты, которые сами избираются рабочим населением из своей среды; наконец, в-третьих - Народные Комиссары дают постоянно отчеты в своей работе и деятельности не только перед ЦИКами и Съездами, но также прямо перед рабочим населением столицы, где они выступают с публичными отчетами на открытых для всех митингах- собраниях, где всякий может задавать им вопросы и высказывать свое недовольство.

Каждый гражданин может обжаловать в суд любого из Комиссаров, членов Исполнительного Комитета, членов Советов, и депутатов любого уровня. Должность не освобождает от ответственности, а, наоборот, чем выше должность, тем больше и ответственность. Было уже несколько случаев, что судили без всяких стеснений и Народных Комиссаров, когда они нарушали долг своей службы и звания.

Коллегиальность принятия решений наглядно демонстрирует Высший Совет Народного Хозяйства (ВСНХ), который регулирует и организует все производство и распределение и управляет всеми предприятиями Республики. Пленум ВСНХ формируется в следующем составе:

а)  от Республиканского Центрального Исполнительного Комитета Советов - 10;

б)  от Республиканского Профессионального Производственного Объединения - 30,

(в том числе от Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов 1):

в)  от областных Советов Народного Хозяйства (2 X 10) - 20;

г)   от Республиканского Совета Союзов Рабочей Кооперации - 2;

д)  от Народного Комиссариата Продовольствия - I;

е)  от Народного Комиссариата Путей Сообщения - 1:

к) от Народного Комиссариата Труда - 1;

в)  от Народного Комиссариата Земледелия - 1;

и)  от Народного Комиссариата по Финансовым Делам - 1;

к)   от Народного Комиссариата Торговли и Промышленности - I;

л)  от Народного Комиссариата по Внутренним Делам - 1;

Итого .                                                                                 .       . 69.человек.

Примечание. Народные Комиссариаты, не поименованные выше, имеют право посылать на заседание Пленума Высшего Совета Народного Хозяйства своих представителей с правом совещательного голоса.

Все члены Пленума Высшего Совета Народного Хозяйства получают свои полномочия на полугодичный срок и привлекаются к регулярной работе по постановлению Президиума.

Пленум собирается не реже 1 раза в месяц.

Руководство работой Высшего Совета Народного Хозяйства возлагается на Президиум в количестве 9 лиц, из коих 8 избираются Пленумом Высшего Совета Народного Хозяйства н утверждаются Советом Народных Комиссаров, а Председатель избирается Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов н пользуется правами Народного Комиссара,

Основные законы автономных советских социалистических республик принимаются их съездами Советов и представляются на утверждение ВЦИК, а окончательно утверждаются Всероссийским Съездом Советов.

Конституция 1925 г. определяет и законодательную власть каждой автономной республики. По общему правилу, на территории ее обязательны: общесоюзные законы, а равно и кодексы РСФСР с изменениями, вносимыми с разрешения ВЦИК (ст. 3 вводного закона к Земельному Кодексу, ст. 9 вводи, закона к Граждайскому Кодексу, ст. 4 вводи, закона к Угоновн. Кодексу и т. д.). Наконец, в области ведения самостоятельных наркоматов допускаются местные обязательные постановления, не противоречащие общереспубликанским законам.

Для автономных областей конституция заменяется «Положением об автономной области», принимаемым ее съездом Советов и утверждаемым окончательно ВЦИК.

Прокуратура является организацией в пределах союзной республики, общесоюзного прокурора до 1934 года не было, а есть лишь прокурор при Верховном Суде Союза для надзора за законностью конституционной.

Прокурором Республики по закону состоял Наркомюст, его заместитель и помощники. На местах - местные губернские (областные) прокуроры и их помощники, назначаемые Прокурором Республики, т. е. из центра.

Автономные республики имеют своих прокуроров республики, не подчиненных Прокурору Республики. Так что все судебные дела, описываемые в современной историографии, были внутренним делом автономных Республик, где роль следователей, прокуроров и судей исполняли лица выбранные и подчиненные местной власти (городским или районным) Исполкомом, им же формировался также штат милиции.

В работу советов массы втягиваются в различных формах: путем избрания своих депутатов в советы; отозвания депутатов, не оправдавших доверия своих избирателей, и замены их новыми, выборами депутатами членов исполнительной власти. Избиратель участвует в обсуждения отчетов об работе депутатов и работе совета в целом, совместно с депутатами выслушивают отчеты членов Совнаркома и другие категории выборных должностей.

Обсуждает через посредство заседаний пленумов советов, через организацию секций при советах и депутатских групп на предприятиях, созданием актива из трудящихся, не состоящих членами совета, но работающих в секциях и депутатских группах. Но в работу советов, в работу всего государственного аппарата в целом вовлекаются и все другие массовые организации трудящихся: профсоюзы, комсомол, кооперация, добровольные общества и т. и. Все они под руководством партии осуществляют работу по управлению государством, по перестройке общества, по строительству социализма.

«Буржуазный государственный аппарат стоит над массами, в виду чего он отделен от населения непроходимым барьером и, по самому своему духу, чужд народным массам. Между тем как советский государственный аппарат сливается с массами,... ибо он не может быть чужд этим массам, если он действительно хочет охватить миллионные массы трудящихся. В этом одно из принципиальных отличий советского государственного аппарата от аппарата буржуазного государства» (Сталин, Вопросы и ответы, см. Вопросы ленинизма, 9 изд., стр. 148).

Чрезвычайно важным принципиальным отличием советской государственной системы от буржуазной является полное уничтожение разделения властей законодательной и исполнительной. Это разделение было «символом веры» европейской теории государства в период роста капитализма. Оно представляет собой теоретическую основу парламентского

строя, который долгое время пропагандировался буржуазными теоретиками как одно из важнейших условий «свободы».

Эта теория возникла в начале XVIII века, когда средняя буржуазия потребовала от короля участия в управлении государством. Это был период реформации в церкви, опасаясь революции, король отдал управление среднему классу буржуазии: - «Я пишу законы, вы их исполняете». Немного упрощено, но точно. Теорию разделения властей развил Монтескье (на законодательную, исполнительную и судебную), на которую главным образом опираются все демократы.

Известно, что Монтескье был противником революции бедноты, он сторонник короля. Он и теорию разделения властей выдвинул в целях спасения хотя бы частицы королевской власти. Он не строит теории мирного развития; он, напротив, исходит от «всеобщей, как внутренней, так и внешней, войны людей», ибо, по его теории, «соединение людей в общество и порождает войну». Напугав своего читателя этой общей войной, Монтескье и объясняет, что важен не вопрос о том, в чьих руках власть, всех ли, некоторых или одного, но в том, как она организована и обставлена. А демократы, впоследствии, из нее создали средство примирения всех классов.

А народ как был в феодальной зависимости, крепостничестве, так и остался у корыта, ведь законы пишутся для власти. Первая французская революция 1795 г. наглядно продемонстрировала всю эволюция разделения власти.

Советская власть писала законы для Гражданина своего государства, невзирая ни на должности и звания и сама же контролировала исполнение этих законов. Наша действительность: освободив нас от коммунистического «ига», сразу ограничили манифестации и выражение чувств. C'est la vie. Такова... демократия!

Второй вопрос, который всегда на слуху: одно партийность или многопартийность? Вернемся опять к XVIII веку, когда землевладельцы и промышленники боролись за первенство в парламенте, мелкобуржуазная возня, а народ опять остался за пределами внимания. С тех пор "идея" многопартийности остается как способ отвлечения масс от основной задачи депутата: "Защита избирателя".

Упрекают в одно партийности Советскую Власть и мне захотелось закончить первую часть статьи, словами Владимира Ильича Ленина:

«Когда нас упрекают в диктатуре одной партии... мы говорим: «Да, диктатура одной партии! Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем... Эта партия слилась с рабочим классом, и она одна только могла его вести на глубокое и коренное изменение старого общества» (Ленин, XVI, стр. 296).

Но, — прибавляет Ленин в другом месте: «В народной массе мы все же капля в море, и мы можем управлять только тогда, когда правильно выражаем то, что народ сознает. Без этого Коммунистическая Партия не будет вести пролетариата, а пролетариат не будет вести за собою масс, и вся машина развалится» (Ленин, XVIII, 2, стр. 56).

«Политика большевиков в вопросах местного самоуправления и национальных меньшинств - это шедевр изобретательности и изящества. Никто из талантливых государственных деятелей современности в других странах не может соперничать с ними в методах удовлетворения притязаний национальных меньшинств» (Э. Д. Диллон, Россия сегодня и завтра, 1928, стр. 228, на англ, языке).

17 мая 2018 г. Г.Ибраев

Joomla templates by a4joomla