Сталин и Жуков

События, которые произошли в период с 1946г. по 1950г. в нашей истории, на протяжении длительного периода времени стыдливо замалчивались. Высвечивать неприглядную сторону некоторых представителей советского генералитета и интеллектуалов от искусства после Победы Красной Армии над гитлеровской Германией никто не хотел...

Всем известно, что захватническая война развязанная в 1941г. гитлеровской Германией привела к неисчислимым жертвам советского народа, к громадным потерям кадровой Красной Армии, к уничтожению городов и сел, к разрушению экономики. Только к 1943г. советский народ, под руководством ГКО Союза ССР, благодаря героическим усилиям Красной армии, смог коренным образом переломить ход Великой Отечественной войны в свою пользу, нанеся  немецкой армии ощутимый удар вначале под Москвой, затем - сокрушительный под Сталинградом.

 

Трофейный комитет при ГКО СССР.

 

5 января 1943г. Председатель ГКО И.В.Сталин подписывает Постановление ГКО "О СБОРЕ И ВЫВОЗЕ ТРОФЕЙНОГО ИМУЩЕСТВА И ОБЕСПЕЧЕНИИ ЕГО ХРАНЕНИЯ."

В соответствии этого постановления с февраля 1943г. начала свою работу Центральная комиссия по сбору трофейного имущества. Председателем комиссии был назначен маршал Советского Союза Буденный. Начальником трофейного управления был назначен генерал-лейтенант Вахитов. Думаю всем понятно, что и до 1943г. КА занималась сбором трофейного имущества, однако в период 1941-42гг.сбор трофеев не был централизовано организован, а отдельные трофейные команды подчиненные начальникам  тыла фронтов руководствовались в своей работе исходя из соответствующих приказов НКО.

Только весной 1942г. ГКО обратит пристальное внимание на  сбор и вывоз трофейного имущества, лома черных и цветных металлов.(см.Приказ ГКО № 0214 от 25 марта 1942г.). В течении второй половины 1942г. и  1943г.ГКО издаст 15 приказов относительно организации сбора, учета, хранения и вывоза трофейного имущества и металлолома. Помимо организационных приказов,в 1943г.ГКО утвердит план по сдаче лома и отходов цветных металлов. Трофейному управлению будут переданы базы  Управления материальных фондов НКО СССР, а представители трофейного управления которые были направлены на все фронты получат четкие инструкции, в которых оговаривались задачи по  учету, сбору, местах временного хранения и вывоза трофейного  и поврежденного отечественного оружия, а также металлолома и ценного имущества с армейских тылов и освобожденных территорий. Интересно отметить, что помимо военных, к сбору трофейного оружия и имущества привлекалось и гражданское население проживающее на освобожденной территории. Так  например, в "ПАМЯТКЕ по сбору трофейного вооружения и имущества." отдельная графа касалась:

"ПРИВЛЕЧЕНИЕ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ К СБОРУ ТРОФЕЙНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ВООРУЖЕНИЯ И ИМУЩЕСТВА".

"Большую и ценную помощь в сборе с полей сражений трофейного и отечественного вооружения и имущества может оказать местное население. В сельских местностях население, наблюдавшее отход немцев, часто знает, где противник бросил или спрятал вооружение и имущество, которое он не смог вывезти. В особенности хорошо осведомлёнными об этом бывают дети лет 10—13; со свойственной советским детям наблюдательностью они замечают, где, что оставил или спрятал враг, и часто могут сообщить исключительно ценные сведения. Сельсоветы и райисполкомы должны организовать сбор населением находящегося в поле и лесах мелкого вооружения и имущества. Нужно провести соответствующую работу среди населения, разъясняя важность сбора трофейного имущества для нужд Краснея Армии.

Местные жители, активно включившиеся в сбор трофейного и отечественного вооружения и имущества, получают денежное вознаграждение. Например, за сбор наших стальных шлемов лицу, сдавшему шлем, выплачивается.

за 1 исправный шлем - 3 руб

>> 10 исправных шлемов - 40 >>

>> 50 >> - 250 >>

>> 100 >> - 600 >>

и за каждый шлем свыше 100 штук по 6 руб. за штуку. За немецкие шлемы вознаграждение уменьшается на 25%.При быстром продвижении наших войск, когда не удаётся одновременно со сбором трофеев организовать вывоз их на армейский трофейный склад, можно, как исключение, для охраны собранных трофеев привлекать местное население. В этом случае собранное трофейное вооружение и имущество сдаётся председателю сельсовета или колхоза под расписку с выдачей охранной грамоты (далее подробная форма охранной грамоты). Корешок охранной грамоты остаётся у лица, выдавшего её. О выдаче охранной грамоты ставится в известность, с приложением копии охранной грамоты и описи, отдел трофейного вооружения армии

При получении трофейными органами армии вооружения и имущества, оставленного на хранении у органов местной власти, последним выдаётся соответствующая расписка в получении."

Некоторая организационная неразбериха первых месяцев работы Центральной комиссии Буденного-Шверника, была устранена в апреле 1943г.когда Центральная комиссия была реорганизована в постоянно действующий Трофейный Комитет при ГКО с последующей организацией трофейных команд в составе фронтовых отделов. Руководителем Трофейного Комитета был назначен маршал Советского Союза Ворошилов. В армейских частях были сформированы трофейные бригады, батальоны и роты, личный состав которых представляли в основном бойцы старшей возрастной группы. Все задачи трофейных команд оговаривались "Положением о трофейных органах, частях и учреждениях Красной Армии" от 28 апреля 1943г.  "...Трофейные органы, части и учреждения Красной Армии обеспечивают сбор, охрану, учет, вывоз и сдачу трофейного вооружения, боеприпасов, боевой техники, продфуража, горючего и других военных и народнохозяйственных ценностей, захваченных Красной Армией у противника..."

 

Летом 1943г "вырисовалась" четкая структура трофейных органов Красной Армии:

- Трофейный Комитет при ГКО

- Управление трофейного вооружения КА

- Фронтовые управления трофейного вооружения КА (с 1945г.Отдельные трофейные управления подчиненные командующим фронтов)

- армейские отделы трофейного вооружения КА

Контроль за работой трофейных частей был возложен на ГУКР СМЕРШ.

К началу 1944г. на вооружение трофейных частей поступило 5 специализированных железнодорожных экакопоезда, большое количество танковых тягачей с подъемными механизмами и множество ПРМ на автомобильном шасси оборудованных необходимым инструментом. Согласно отчетам Трофейного Комитета за период с 1943 по 1945 гг. трофейные части собрали 24615 разбитых немецких танков и САУ; более 68 тысяч арторудий,30 тысяч минометов,257 тысяч пулеметов,3 млн. винтовок; более 114 млн. снарядов, 16 млн. мин, более 2 млрд.. различных патронов и около 50 тысяч автомобилей. Общий вес "вторсырья"  черного металла составил 10 млн. тонн. в том числе 165 605 т. цветного.

Начиная с 1944г. Управление трофейного вооружения не раз устраивало в г.Москве выставки трофейной техники.Неизменным начальником выставок с трофейным вооружением с 1944 по 1946гг. был генерал-лейтенант Рафаил Петрович Хмельницкий. Помимо организации выставок на Хмельницкого были возложены задачи по ремонту пригодной трофейной техники.Так например,в период 1943-1945гг автомобильный парк КА пополнился на 60626 ед. за счет различных трофейных транспортных средств,что составило 9% к общему числу всего автомобильного парка КА.

 

Право СССР получать репарации с побежденной Германии никто и никогда не ставил под сомнение. Каковы бы ни были, по мнению ряда современных исследователей, предвоенные планы Сталина, факт налицо: нацисты первыми напали на СССР, а не наоборот, и натворили на советской земле такое, чего не возместить никакими репарациями.

 Артем Кречетников,обозреватель    BBCRussian.com. май 2007г

 

Великая Отечественная война закончилась крахом нацистской Германии и капитуляций гитлеровской армии в мае 1945г.

2 мая 1945г. Сталин подписывает Постановление ГКО № 8377сс о  заместителях командующих фронтами по  управлению гражданскими делами на территории оккупированной КА.

     

                        Государственный Комитет Обороны постановляет:

        1. В целях обеспечения успешного проведения в жизнь мероприятий советского военного       командования по управлению территорией Германии, занятой войсками Красной Армии,  ввести при командующих 1-го Белорусского, 2-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов должности Заместителя Командующего фронтов по управлению гражданскими делами.

      2. Назначить: комиссара госбезопасности 2 ранга Серова И.А. — Заместителем Командующего 1-го Белорусского фронта, комиссара госбезопасности 3 ранга Цанава Л.С. — Заместителем Командующего 2-го Белорусского фронта, генерал-лейтенанта Мешика П.Я. — Заместителем Командующего 1-го Украинского фронта

      3. Установить, что Заместители Командующих фронтов по управлению гражданскими делами:

      а) оказывают населению содействие в деле организации на территории Германии, занятой Красной Армией, — органов местной власти, прежде всего, принимают меры к  подбору и назначению из местного немецкого населения бургомистров, начальников полиции, старост, судебных прокурорских органов;

      б) осуществляют контроль за деятельностью германских местных органов власти,  в том числе в области соблюдения общественного порядка и за выполнением  этими органами всех распоряжений и заданий советского военного  командования. Эту работу Заместители Командующих фронтов выполняют как  через военных комендантов Красной Армии, так и через специально выделяемых  ими уполномоченных;

      в) проводят необходимую работу по выявлению и аресту на территории Германии, занятой частями Красной Армии, шпионов, диверсантов, террористов, сотрудников гитлеровских карательных органов, руководящих участников фашистских организаций и иного активного враждебного элемента. Для выполнения этой работы в распоряжение  Заместителей Командующих фронтов выделяются группы оперативных работников  НКВД—НКГБ СССР, используется оперативный состав органов «СМЕРША» НКО и   войск НКВД СССР. Для содержания под стражей арестованных Заместителям   Командующих фронтов по гражданским делам разрешается организовать на  месте, согласно утвержденной НКВД СССР дислокации, необходимое количество  тюрем и лагерей.

      4. Установить, что Заместители Командующих фронтов по  управлению гражданскими делами одновременно являются уполномоченными НКВД  СССР по борьбе с шпионско-диверсионными и другими вражескими элементами на территории Германии. Председатель Комитета Обороны

     И. СТАЛИН

      (АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 8. Л. 48—49. Копия. Машинопись.)

---------------------------------------------------------------------------------

 

6 июня 1945г.вышло Постановление СНК СССР №1325/301 "Об организации Советской военной администрации по управлению советской зоной оккупации в Германии".Главнокомандующим СВАГ согласно Постановления был назначен маршал Советского Союза Г.К.Жуков,его первым заместителем генерал армии В.Д.Соколовский,заместителем главкома по делам гражданской администрации комиссар ГБ 2-го ранга И.А.Серов, начштаба генерал-полковник В.В.Курасов.

В августе 1945г.начальником УКР СМЕРШ СВАГ был назначен генерал-лейтенант Зеленин Павел Васильевич.

 

Советский Союз, понеся колоссальные потери в войне, с учетом размера своих потерь, рассчитывал не понимание союзников в вопросе победных репараций. Как известно,созданная при ГКО, Государственная комиссия определила сумму материальных потерь СССР от войны с гитлеровской Германией в 674 млрд. рублей. Эти же данные фигурировали позднее и на Нюрнбергском процессе. Вопрос о  репарации оговаривался в ходе работы "большой тройки" на ялтинской конференции.

В советских предложениях под названием “Основные принципы взимания репараций с Германии”, которые Молотов (7 февраля 1945г.)вручил Стеттиниусу и Идену, общая сумма германских репараций определялась в 20 млрд. долларов. При этом СССР полагалось - 10 миллиардов, Великобритании  и США с учетом их  жертв и важного вклада в победу - 8 миллиардов, всем остальным странам -2 миллиарда. Однако, как известно  Черчилль стал возражать против фиксирования точной цифры репарационных обязательств, после чего британская сторона заявила о прекращении обсуждения вопроса о суммах репараций и предложила передать этот  вопрос на изучение будущей репарационной комиссии.

Как известно,  Черчиль, с которым Сталин (ранее в Москве) имел разговор на эту тему, позднее заявит, что:"...он решительно стоит за то, чтобы русские получили германские заводы. Англичанам это выгодно, так как к ним перейдет германский экспорт. Поэтому заинтересованность России в изъятии из Германии оборудования находится в полном соответствии с намерением Англии в некоторой степени занять место Германии в Европе в качестве производителя товаров для малых стран Европы. Интересы Англии и Советского Союза идут в одном и том же направлении...”.Что касается позиции американской делегации на Крымской конференции, то Рузвельт и члены делегации, в ходе обсуждения предложений Советского Союза,особого интереса не проявили...

 

Согласно отчетам Трофейного комитета за период с марта 1945 по март 1946гг. по репарациям взымаемых с Германии в пользу Советского Союза на территории Германии было демонтировано и вывезено в СССР:

 1) Оборудование 29 заводов черной металлургии общей стоимостью 10 млрд.руб. по государственным ценам;

 2) оборудование машино-строительных заводов (214300 различных станков и 136381различных по мощности электромоторов)

 3) черные, цветные и прочие металлы в промышленном виде 447 741 т. на сумму 1 млрд 38 млн. рублей

 4) оборудование 96 электростанций

 5) различное оборудование оптических и радиозаводов

 

В последующие годы согласно отчетам Трофейного Комитета из Германии было вывезено:

-73 493 вагона различных строительных материалов

-18 217 вагонов с  различным сельскохозяйственным оборудованием (260 068 ед.);

-21 834 вагона вещевого и обозно-хозяйственного имущества, в том числе: 458 612 радиоприемников,264 441 шт. настенных и настольных часов,60 149 роялей, пианино и др.музыкальных инструментов,188 071 ковров, 941 605 предметов мебели;

- 6370 вагонов бумаги;

- 588 вагонов разной посуды,в том числе: 3338348 пар различной обуви, 1203169 женских и мужских пальто, 2546919 платьев, 4 618 631 предмет белья, 1 052 503 головных убора;

-154 вагона мехов, тканей и шерсти;

- 24 вагона музейных ценностей;  золота, серебра, платины — 174 151 кг.;

 

Начиная с осени 1945г.Советский Союз начинает "кормить" страны Восточной Европы. Уже в июне 1945г.продовольственную помощь запросили Венгрия, Польша. В сентябре-Румыния, Болгария, затем Югославия. Поставки продовольствия заранее согласовывались в Москве и закреплялись соответствующими договорами с делегациями стран "народной демократии".Например, как писал Жирнов в своей статье «Будем ходить в магазины только смотреть»("Коммерсантъ Власть", №41 (795), 20.10.2008г.)

          "... Румынская делегация, например, обязалась вернуть полученные от СССР  в 1945 году 150 тыс. т пшеницы и такое же количество кукурузы уже в  следующем году. Но не вернула — ни в следующем, ни два года спустя.

       И это несмотря на то, что Сталин говорил главе румынского правительства   Петру Грозе:

      "У нас сложилось чрезвычайно трудное положение с продовольствием, поражены  засухой все основные хлебные районы страны. Но мы поделимся с вами, с  вашим народом, господин Гроза, тем, что у нас имеется в госрезервах. Признаться, мы не очень богаты, но поможем".

Не смотря на все трудности в послевоенные годы, Советское правительство (читай Сталин) находит возможность снизить высокие цены в коммерческой торговли:

      "С 26 февраля 1946 г. приказом Наркомторга СССР проводится новое снижение  цен в коммерческой торговле продовольственными товарами. В Москве,  Ленинграде, Свердловске, Новосибирске и других городах центральных,  северных и восточных областей снижение цен проводится на хлеб ржаной на  58%, на крупу — от 53 до 63%, на хлебобулочные изделия — от 41 до 50%,  макароны — 55%, сахар — 33%, кондитерские товары — 10-32%, папиросы — 50%,  чай — 33%, кофе натуральный — 40%, икру кетовую — 37%, рыбу и рыботовары —  15-30%, мясо и мясопродукты — 10-20%, сыр — 15-20%, водку и вина      виноградные — 25%..."

Сегодня некоторые либеральные историки пытаются сделать ударение на то,что снижение цен было произведено за счет того, что Советский Союз"грабил Германию". В качестве аргумента приводят цифры из отчетных данных того же Трофейного Комитета, в частности о продовольственных товаров вывезенных из Германии в известный период: зернопродуктов — 2 млн.259 тыс. т.; мясопродуктов — 430тыс. т.; рыбопродуктов — 10тыс.т.; жиров — 30 тыс.т.; маслосемян — 35тыс. т.; сахара-390т. тонн; табака — 16 тыс. тонн; картофеля и овощей — 988тыс. тонн; 20 млн. литров спирта;и т.д.

Однако это далеко не так. Начиная с мая 1945г.Советский Союз вынужден был взять на себя решение продовольственного снабжения населения крупных городов  Германии. Известен Приказ по СВАГ от 11 мая 1945г. подписанный маршалом Советского Союза Г.Жуковым.

       "Во исполнение постановления ГОКО от 8 мая 1945 г. Военный совет 1-го Белорусского фронта - ПОСТАНОВЛЯЕТ:

        1. Исходя из установленных ГОКО норм снабжения продовольствием г. Берлина в среднем на одного человека в день:  хлеба — 400–450 г, крупы — 50 г, мяса — 60 г, жиров — 15 г, сахара — 20 г, кофе натурального — 50 г., чая — 20 г,  картофеля и овощей, молочных продуктов, соли и других продовольственных товаров — по нормам, установленным на месте, в зависимости от наличия ресурсов...

        2. Интенданту фронта к 20.00 14 мая с. г. доложить Военному Совету свои соображения о возможных нормах и порядке   выдачи молочных продуктов населению Берлина, а также о возможности передачи минимально необходимого самоуправлению Берлина  молочного скота из числа трофейного...

        Продовольственные продукты отпускаются населению через магазины по карточкам, выданным бургомистрами районов   (хлеба 150 г, картофеля 300 г на человека)...

       ...Исходя из установленного постановлением ГОКО количества продовольствия, подлежащего передаче с 1-го и 2-го Белорусских и 1-го Украинского фронтов для снабжения населения города Берлина на 5-месячный период: зерна для выработки крупы и муки 105000 т, мясопродуктов - 4500 т, сахара - 6000 т интенданту фронта полковнику тов. Ткачеву выделить из ресурсов фронта в счет указанных  количеств в период с 15 мая по 15 июня с/г.:

       Муки ... 41000 т

       Крупы ... 5000 т

       Мяса ... 6500 т ..." и т. д.

 

Наверное стоит напомнить и о таких фактах: в начале мая 1945г.,когда в Берлине еще шли бои за Рейхсканцелярию, член Военного Совета 5-й ударной армии генерал-лейтенант Боков, выполняя директивы Ставки ВГК от 2 мая 1945г.  об изменении отношения к немецкому населению  определял основные задачи военных комендатур в Берлине:

"...Выявление и учет продовольственных запасов для снабжения населения района, пуск в ход коммунально-бытовых и пищевых предприятий: водопровода, электростанций, канализации, мельниц, пекарен, булочных, консервных заводов, кондитерских и т. д., организация торговли хлебом, картофелем, мясом и изделиями легкой промышленности по удовлетворению нужд населения, открытие бань, парикмахерских, больниц, аптек, швейных и сапожных мастерских.

(см. «Военная Литература» Первоисточники.  Великая Отечественная. Т. 15 (4-5). Битва за Берлин (Красная Армия в поверженной Германии).

Стоит сказать, что нормированная выдача продовольствия на 1-го берлинского жителя превышала нормы продовольственного пайка некоторых категорий советских граждан.Позднее Советский Союз вывозя  продовольствие из Германии перераспределял ресурсы по всем странам Восточного блока.Например,только в одну Польшу,в феврале 1946 г. было поставлено  200 тыс. т зерна, в апреле  — 300 тыс.т., а в октябре — еще 210 тыс. т.

     " В результате все советские сателлиты уже осенью 1945 года выстроились в   очередь за зерном из СССР. В июне 1945 года продовольственную помощь  запросили венгры, в июле — поляки. А в сентябре с мольбой о срочных поставках пшеницы и кукурузы в Москву прибыла румынская делегация. От них  не отставали болгары и югославы, не говоря уже о руководителях органов  самоуправления советской зоны оккупации Германии, население которой волей-неволей приходилось кормить. В 1945 году справиться с  продовольственными трудностями собственными силами пытались лишь власти  Чехословакии, но и они годом позже обратились к СССР за помощью. В том же  1946 году зерно потребовалось и Финляндии, находившейся после выхода из  войны под сильным советским влиянием. Но и этим список соискателей       советского хлеба не ограничивался. В Китае начиналась гражданская война, и  вскоре советское продовольственное снабжение потребовалось  коммунистической Народно-освободительной армии Китая."

Поставки продовольствия в Восточные страны продолжались даже в самое трудное время -неурожайный 1947г.,когда в самом Советском Союзе еще продолжала действовать карточная система,а в ряде регионов разразился настоящий голод.

     " В 1948 году, и за время продовольственного кризиса Польша получила около     1 млн 400 тыс. т зерна, десятки тысяч тонн мяса, жиров, овощей. А   воевавших вместе с нацистами против СССР венгров в связи с  продовольственными затруднениями освободили от поставок продовольствия  частям Красной армии в Венгрии и поставили им значительное количество  продовольствия. Лишь в один Будапешт отправили 18 тыс. т зерна, 1400 т  мяса, сотни тонн сахара, соли, жиров. Поэтому вряд ли стоило удивляться  тому, что советские граждане месяцами не видели положенных им по карточкам  мяса и жиров.

      При этом получатели помощи нисколько не затрудняли себя выполнением взятых   в обмен на зерно обязательств."