scool.jpg

Новая школа на ул. Льва Толстого (Ленинград). (Фото С. Магазинера)

 

Сотни вновь выстроенных школ открыли в этом году свои двери для нашей смены.

Широко развернутое по инициативе великого зодчего социализма — тов. Сталина школьное строительство свидетельствует об исключительной заботе партии и правительства о создании здоровой обстановки для школьной учебы советской детворы.

Эти школы должны стать образцом социалистической культуры не только по своей архитектуре, но и по своему внутреннему содержанию.

Но и в ранее построенных школах должна быть создана такая обстановка, которая привлекала бы школьника, воспитывала в нем культурное отношение к помещению школы и к школьному оборудованию и укрепляла бы в школьнике стремление внести культуру в домашний быт.

- Школа должна стать проводником культуры среди массы детей, а для этого надо прежде всего добиться культурного: содержания самого школьного помещения.

Мы знаем много образцов исключительной заботы о санитарной культуре в школе. К числу таких школ надо отнести первую школу Ленинградского гороно, где организована озелененная галлерея, сделана прекрасная остекленная веранда для игр и для сна на воздухе физически слабых детей. Школа на станции Массельская, Кировской дороги, добилась того, что все ребята являются на занятия в чистых беленьких воротничках, подшитых под ворот курточки.

Таких примеров можно привести множество.

Но наряду с этим мы встречаем в наших школах ряд упущений, причина которых коренится в недооценке школьными работниками того значения, которое имеет культурная обстановка в школе для успешной педагогической и воспитательной работы:

Начало учебного года требует особого внимания к организации санитарно-культурной обстановки в школе.

Прежде всего необходим определенный порядок в вестибюле и в гардеробной школы. Шум и очереди в гардеробной вызывают у ребенка еще до начала уроков состояние нервной перевозбу- димости, неизбежно вредно отражающейся на его здоровье и учебе.

Необходимо оградить вестибюль и гардёробную от тока холодного воздуха с улицы, что достигается правильным устройством входных дверей и тамбура. Все входные двери должны быть оборудованы пружинами.

Для борьбы с очередями следует в часы прихода и ухода детей увеличить количество персонала, обслуживающего гардероб, до нормы— 1 служитель на 100 детей.

В гардеробной необходимо иметь достаточное количество скамеек или диванов, на которые дети могут положить свои ранцы, сумки, головные уборы, пока они надевают галОши или пальто.

При входе в гардеробную, помимо решеток и половиков для вытирания ног, должны иметься щетки для очистки обуви, а у гардеробщиц— одежные щетки для чистки верхней одежды и костюмов ребят.

В значительном числе школ вопросу вентилирования всего помещения и особенно классных комнат не уделяется должного внимания.

Так, в одной из школ Ленинграда в камерах для фильтрования воздуха, подаваемого по каналам в классы, было устроено овощехранилище.

В другой школе воздух в классных помещениях к концу рабочего дня содержал в четыре- пять раз больше углекислоты, чем в норме. Причиной этого являлись два обстоятельства: во-первых, недостаточные по размерам форточки в, во-вторых, отсутствие в школе строгого режима проветривания помещений.

Педагоги должны сами следить за обязательным открыванием форточек во время перемены после каждого урока. Недопустима задержка педагогами детей после звонка, так как это сокращает время отдыха учеников и проветривания класса.

Технический персонал школ, не получая надлежащей инструкции от заведующего хозяйством и школьного врача, не всегда проветривает классы перед началом занятий и в перерывах между сменами.

Такое невнимание к вентиляции школьных помещений вызывает порчу воздуха, что может повлечь за собой малокровие у школьников, головные боли, быструю утомляемость и пр.

Для обеспечения правильного воздушного режима в школе необходимо соблюдение следующих условий:

  1. во время вечерней и утренней уборки классов все форточки должны быть открыты, то же и при уборке в перерыве между первой и второй сменой;
  2. педагоги должны немедленно после звонка заканчивать занятия, чтобы можно было открывать форточки на все время перемены, удалив на это время детей из класса;
  3. обязательно открывать во время уроков форточки я фрамуги в коридорах и рекреационных помещениях.

Бичом многих школ является проникновение в коридоры и классные помещения запаха из уборных. Это также происходит от неправильной вентиляции. Уборные должны хорошо отапливаться. Ни в коем случае не следует в дневные часы открывать в уборной окна и форточки. В уборной должна быть устроена сильная вытяжная вентиляция.

Бедой многих школ является пыль, как приносимая ребятами на обуви и одежде, так и проникающая через открытые окна, двери и форточки.

Важнейшим условием борьбы с пылью внутри школы является категорическое запрещение сухого подметания пола и сухого обтирания мебели. Пол должен подметаться смоченной щеткой, а пыль — вытираться влажной тряпкой.

Школа должна быть обеспечена мебелью, соответствующей росту детей.

Особенно важно для здоровья ребят устройство парт, за которыми школьники проводят ежедневно по 3—5 часов.

Парты должны быть окрашены такой краской, которую можно мыть влажной тряпкой, не должны иметь острых углов и краев.

Размеры парт должны соответствовать росту учеников, почему в каждой школе необходимо иметь парты пяти размеров, соответствующие требованиям школьной гигиены.

Если не обращать внимания на правильное рассаживание учеников по партам в начале учебного года и не обучать их правильной посадке, то у школьников может развиться искривление позвоночника.

Так, если ребенок сидит за слишком низким столом, то он должен при письме и рисовании сильно наклоняться, отчего развивается сутуловатость.

При работе за высоким столом ребенок должен вытягивать вверх правое плечо и руку, вследствие чего позвоночник искривляется вправо.

В начале учебного года школьный врач должен измерить рост учеников и рассадить их по партам соответственно росту. Для того чтобы знать, какая парта подходит для каждого ученика, надо предварительно измерить имеющиеся в школе парты и пронумеровать их соответственно находящимся в школе таблицам размеров парт.

Для обеспечения благоприятных условий домашних занятий школьников необходимо, чтобы родители также приспособили мебель к росту ребенка.

Как педагогу в школе, так и родителям на дому надо обязательно следить за правильной посадкой ребенка во время письма, рисования, чтения и вырабатывать привычку правильно держать корпус при занятиях.

Журнал «Гигиена и здоровье», №16, 1937 г.

Источник: http://ihistorian.livejournal.com/332834.html

 

Joomla templates by a4joomla