В те дни, когда от Ледовитого океана до Черного моря непрерывной линией грохотал фронт Великой Отечественной войны, где-то в тылу, над ярко освещенными, чертежными досками, в опытных цехах исследовательских институтов, непрерывно продолжалась борьба за преобладание советской военной техники над техникой врага.

Испытанные образцы оружия поступали на фабрики и заводы. Здесь их осваивали другие творцы оружия — производственники.

Подобно тому как советский воин на поле боя показал свое несравнимое преимущество над фашистским солдатом-автоматом, так советские творцы оружия наголову опередили немецких военных конструкторов, а советская промышленность по мощности и оперативности своей обогнала промышленные возможности Германии и покоренных ею европейских стран.

Это произошло потому, что Россия из отсталой страны превратилась за годы советской власти под руководством большевистской партии в крупнейшую индустриальную страну.

Русский народ в своих творческих исканиях всегда был впереди. Достаточно оглянуться хотя бы на историю крупнейших изобретений прошлого — мы увидим деяния русских мастеров, «хитрецов», «умельцев», ученых, изобретателей.

Закаляясь и шлифуясь в постоянной борьбе с иностранными захватчиками, посягавшими на вашу землю, русская военная наука и техника зарекомендовали себя самыми передовыми и прогрессивными в мире.

Опережая иностранцев на десятки, а зачастую и на сотни лет, русские оружейники заставили терпеть поражение не только коронованных монархов, но и некоронованных «пушечных королей»—современных хозяев капиталистической кузницы оружия.

И это было даже в условиях, когда феодально-крепостническое царское правительство России, раболепствующее перед всем заграничным, не способствовало утверждению русских изобретений, не поддерживало изобретателей, не понимало значимости их работ.

Творения русских людей прошлого безжалостно разворовывались предприимчивыми иностранцами. В бумажных потоках бюрократических канцелярий тонули самые смелые и дерзновенные идеи.

Как далеко мы ушли от этих дней!

Тридцать лет тому назад, сбросив со своих плеч гнет прошлого, освобожденный советский народ вступил в светлую творческую жизнь. Каждая передовая идея, каждое новаторское предложение, идущее на пользу своему народу, встречает в нашей стране деятельную поддержку и всестороннюю помощь.

Опираясь на достижения современной науки, в условиях нашего социалистического государства творцы советского оружия создали непревзойденные образцы вооружения. Могучая промышленность нашей родины выковала, это грозное оружие. С ним Советская Армия победила в Великой Отечественной войне.

Мы должны стоять на страже приоритета борцов за русское оружие, ибо их труды подымают честь, славу к могущество нашей родины. Сегодня Советская Армию, сильнейшая в мире, стоит с оружием в руках, охраняя международный мир и безопасность народов.

Если с полным правом мы можем, сказать о нашем прошлом—слава русскому оружию, то с еще большим основанием мы говорим: советскому оружию — вечная слава!

 

 Рождение "бога войны"

Товарищ Сталин, оценивая колоссальную роль артиллерии в современной войне, дал ей замечательное определение: «Артиллерия — бог войны». Появление первых пушек на Руси тонет в глубинах истории. Имеются письменные указания о существовании артиллерии в России свыше 660 лет тому назад. Было это в последние годы княжения Дмитрия Донского, как повествует старинная Голицынская летопись. Самобытно, независимо от иностранной техники, силами русских пушечных мастеров развивалось пушечное дело.

Свыше ста лет тому назад на Дону было найдено старинное орудие, относящееся к XV веку. Было оно кованым, скрепленным железными кольцами для прочности, и вдалбливалось оно в плоско срезанную дубовую колоду. Но что самое интересное—заряжалась эта пушка не с дула, а с казенной части. Ныне эта одна, из древнейших в мире пушек хранится в Ленинградском артиллерийском музее.

Найденные в Устюжие-Железнопольской — месте, где железо добывалось с незапамятных еще времен, — около тридцати кованых орудий XV века свидетельствуют о необычайном искусстве древнерусских кузнецов, которые вручную обрабатывали огромные массы металла с исключительной для тех времен техникой. Не хуже пушечных мастеров работали в то время и боевые пушкари. Дважды в течение первой половины XV века «наряды», так называлась тогда артиллерия, отражали от Москвы полчища татар.

Литейное пушечное дело возникает на Руси в конце XV века. Долгое время пушки льют только из бронзы. Русские мастера достигли в этом деле исключительного мастерства. Первые пушки, подобно кораблям, имели каждая собственное имя: «Волк», «Гамаюн», «Единорог» и другие, и несли на себе имя своего создателя. Эти имена  дошли до нас.

Первыми литейщиками были два Якова, более полные имена их неизвестны. За ними следовали «Яковлевы ученики Ваня и Васюк», а затем два знаменитых пушечных мастера — Семейка Дубинин и Андрей Чохов. Известная «Царь-пушка», находящаяся в Кремле, отлита Чеховым. Поразительны ее размеры. Она имеет калибр 890 мм при длине ствола свыше 5 м. Предназначалась она для стрельбы дробом— мелкими камнями, а не теми огромными ядрами, что лежат сейчас возле пушки.

Развитие и усовершенствование пушек в России на годы к даже на столетия опередило зарубежную технику.

В России на полстолетия раньше, чем в Европе, созданы нарезные орудия. Два из них выпуска 1616 года, посей день хранятся в Ленинградском артиллерийском музее.

Когда в 80-х годах прошлого века музей посетил немецкий «пушечный король» Крупп, считавший себя создателем клинового пушечного затвора с зубчатой рейкой, то немец надолго задержался перед старинной русской пищалью.

Русские мастера XVII века опередили Круппа на 200 лет, создав первый в мире выдвижной клиновой затвор и ввинчивающийся затвор, послужившие основанием современным орудийным затворам.

В стремлении увеличить скорострельность пушек русские мастера, кроме убыстренной стрельбы, допустимой для пушек с затворами, создали многоствольные органные орудия. В 1741 году «орган», сделанный Нартовым, имел 44 бронзовые мортирки. Такими орудиями широко пользовался в свое время Пугачев, отсюда и ее второе название «пугачевская пушка».

В 1860 году знаменитым русским металлургом Обуховым была отлита стальная пушка с успехом испытанная на 4000 выстрелов. Это удивительное орудие единодушно было признано лучшим в мире.

Наконец идея первой скорострельной пушки тоже была выдвинута и осуществлена в России в 1874 году В. С. Барановским. Скорострельные пушки во Франции созданы в 1897 году, в Англии —в 1903, а в Германии —только в 1906 году.

Исключительно много сделано для развития артиллерии русскими теоретиками А. В. Гадолиным и Н. В. Маиевским. Гадолиным разработана теория орудийных стволов, Маиевский дал теорию полета снаряда и расчета орудий.

Великий русский химик Д. И. Менделеев много сделал для улучшения русского пороха.

Обзор истории пушечного дела в России был бы неполным, если не напомнить о героической славе русских пушкарей. Предоставим эту возможность тем, кто чувствовал на себе работу наших воинов. «Ужасными действиями своих пушек колебал стены и толпами валил народ», писали поляки про главного московского пушкаря Стефана, который в 1514 году обстреливал занятый польскими войсками Смоленск.

При осаде войсками Ивана Грозного Нарвы в 1568 году немецкий гарнизон писала своему магистру: «Аще не дадите помощи, мы от такие великие стрельбы не можем терпети, поддадим град и место».

Советские артиллеристы свято сохранили традиции русских пушкарей, а советские конструкторы Грабин, Иванов, Петров и другие создала лучшую в мире артиллерийскую технику.

Во время Великой Отечественной войны Советская Армия устами «бога войны» — артиллерии — всегда говорила свое решающее слово.

Родным братом артиллерии являются минометы.

В русско-японскую войну и в первую империалистическую войну минометы только начали применяться и еще не получили широкого распространения. Лишь в Отечественную войну миномет занял ведущее положение в наступлении и в обороне.

В 1581 году во время осады Пскова войсками Стефана Батория псковичи бросали в осаждавших «кувшины с зельем»— это были, видимо, первые гранаты на Руси.

К концу XVII века, когда для устройства гранат начали применять чугунные пустотелые шары, заполненные порохом, когда изобрели состав для запальной трубки, в России появились гранатометчики-гренадеры.

Особое внимание на этот род войск обратил Петр I; в Преображенском и Семеновском полках он создает специальные гренадерские роты.

Для увеличения дальности действия гранат вводится короткоствольная мортирка, заряжаемая с дула. В петровских войсках она называлась «мортишей». Из нее стреляли, опирая ствол на подставленную алебарду.

Интерес к гранатометам со временем не ослабевает. Русский изобретатель XVIII века капитан артиллерии Бишев предложил способ бросать гранаты и зажигательные снаряды из обыкновенного ружья, (выдающийся русский механик Андрей Нартов также открыл способ, как «из мелкого ружья вне калибра большими ядрами стрелять»). Так был создан предок современных гранатометов.

Первый русский бомбомет был построен в 1908 году на Путиловском заводе и представлял собой весьма солидное оружие. Он был значительно скорострельнее и совершеннее, чем немецкий миномет Круппа.

Советская артиллерия с начала Отечественной войны по своему качеству и количеству стволов, безусловно, была первоклассной и сильнейшей в мире. Товарищ Сталин называл ее «главной ударной силой Красной Армии» и не раз высоко оценивал ее работу в своих исторических боевых приказах. Славу свою наши артиллеристы достойно делят с оружейниками —творцами советских пушек.

Товарищ Сталин достойно оценил заслугу отечественной артиллерии, сказав «Пусть живет и здравствует Советская артиллерии на страх врагам нашей Родины».

 

Русский флотПервые страницы истории русского народа открываются морскими военными походами.

В летописях, рассказывающих о походах киевских князей против греков, упоминается о «скедиях», легких судах, построенных на скорую руку. Для речного плавания служили в древней Киевской Руси струги, чаще всего плоскодонные; для морского — ладьи, или набойные лодки, сделанные из досок.

Древние русские мореплаватели прославились своими походами на Византию. Всего было записано летописцами девять таких походов. В 860 году на столицу Византии— Царьград — двинулось 200 ладей под руководством киевских князей Аскольда и Дира.

При знаменитом походе на Византию Олега в 907 году участвовало уже 2 тысячи ладей—огромнейший по тому временя флот.

Так как греки закрывали морской вход в порт, Олег поставил ладьи на колеса и взял Царьград с суши на судах.

При следующих шести походах на Византию, вплоть до 1043 года не раз «русские корабля без числа покрывали собою море».

Немудрено, что после этого во многих старинных летописях и хрониках Черное море так и именовалось «Русским морем».

Древний русский флот плавал не только в Черном море. В 960—964 годах русские мореходы были в Средиземном море и участвовали в покорении Крита, спускались по Волге в Каспий.

В ответ на набеги шведов в 1187 году русские суда подошли к городу Ситгуну и полностью разрушили его; позже на этом месте выросла столица Швеции — Стокгольм.

Выдающийся английский морской писатель Ф. Джейн в книге «Русский флот в прошлой, настоящем и в будущем» пишет: «Русский флот который считают сравнительно поздним учреждением, основанным Петром Великим, имеет в действительности большие права на древность, чей флот британский. За столетие до того, как Альфред построил британские корабли, русские суда сражались в отчаянных морских боях. Тысячу лет тому назад первейшими моряками своего времени были они — русские».

Татарское иго отрезало Русь от южных морей на столетия. Лишь с петровских времен русский флот снова стал вписывать славные страницы в. историю отечества, хотя еще в 1667 году, в царствование Алексея Михайловича, был построен первый военный русский корабль «Орел» (см. рис. в заголовке). Необходимость России иметь свой морской флот впервые ощутил и понял Петр. В своем «Морском регламенте» он сказал: «...который едино войско имеет, едину руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет».

Много времени к энергии было отдано в петровские времена созданию этой второй, крайне необходимой России руки.

Строительство военного флота Петр начал с постройки в Воронеже в 1696 году галерной флотилии для похода на Азов. Всего для Азовского флота было построено 67 линейных кораблей и фрегатов, столько же галер, брандеров я тысячи бригантин и шняв, 64-пушечиый флагманский корабль «Предесцинация» был оборудован особым выдвижным килем. Через полстолетие применили этот киль за границей.

Заключив мир с Турцией, Петр перенес внимание на Балтийское море. Созданный здесь мощный флот помог овладеть Балтикой. В трех знаменитых сражениях: у полуострова Гангут, в Гренгамском заливе, между островами Эзель и Готлянд, русский флот одержал полную победу. Западная Европа вынуждена была признать Россию великой морской державой.

Петр был крупнейшим в России инженером-кораблестроителем и адмиралом.

По его указанию была организована в Москве в помещении Сухаревой башни «Навигацкая школа».

Через сотни лет русские также были на первом месте в строительстве железных кораблей. В историю русского флота навсегда войдет имя Петра Акиндиновича Титова и имя советского академика Алексея Николаевича Крылова.

Титов сооружал первые подводные лодки, первые броненосцы, руководил ответственейшими и сложнейшими работами по реконструкции и восстановлению судов. Будучи прутиком, Титов на закрытом конкурсе по составление проекта броненосцев опередил всех дипломированных инженеров, получил первые две премии.

Знаменитый французский инженер-академик де-Бюсси, посетив однажды строительство, которым руководил Титов, вынужден был признаться: «Я сорок лет строил суда французского флота, я бывал на верфях всего мира, но нигде я столь многому не научился, как на этой постройке».

Всемирного признания своими теоретическими работами добился знаменитей русский ученый Алексей Николаевич Крылов, умерший в 1946 году. Его учение об остойчивости и непотопляемости корабля принято ныне флотами всех стран и спасло сотни тысяч человеческих жизней.

Стоя у руководства строительством русского военного флота, Крылов поднял его на необычайную высоту, опередив на много лет заграничное судостроение. Крылов говорит в своих воспоминаниях: «Прошло 25 лет с тех пор, как эти линейные корабли вступили в строй. Все иностранные сверстники наших кораблей давно обращены в лом, наши же гордо плавают по водам Балтийского и Черного морей». Наши линейные корабли: «Октябрьская революция», «Севастополь», «Петропавловск», построенные под руководством академика Крылова, принимали участие в Великой Отечественной войне.

Несколько слов о первых строителях подводных лодок.

Первый проект подводной лодки был сделан в России и одобрен Петром I. В 1719 году крестьянин Ефим Никонов предложил построить «потаенное судно», которое может итти в воде «потаенно и подойти под военный корабль под самое дно». Смерть Петра 1 не позволила довести это замечательное изобретение до конца.

Только почти через сто лет, а 1834 году, по проекту генерала русской армии Александра Андреевича Шильдера была построена и опробована первая подводная лодка водоизмещением в тысячу пудов, замечательная своим совершенством. Однако боевого применения эта лодка не получила.

В 1878 году в России была построена и испытана первая подводная лодка с электрическим двигателем мощностью в 1 л. с., созданная по проекту инженера Джевецкого.

Наконец России обязан подводный флот применением нефтяного двигателя, впервые поставленного на подводной лодке «Минога» в 1908 году. Таким образом, все элементы современной подводной лодки сделаны у нас.

Выполнение  сталинских пятилеток создало мощную базу для строительства боевых кораблей.

«У могучей Советской державы должен быть соответствующий ее интересам, достойный нашего великого дела, морской и океанский флот», говорил товарищ Молотов на первой сессии Верховного Совета. Советский флот до конца выполнил свой долг перед родиной.

Товарищ Сталин поставил перед нами новую задачу: «Советский народ хочет видеть свой флот еще более сильным и мощным. Наш народ  создаст для флота новые боевые корабли и новые базы».

Большому советскому кораблю — большое плавание!

Сухопутные крейсераТанк — оружие огромной мощи. Самым лучшим массовым танком второй мировой войны по всеобщему признанию оказался советский танк «Т-34», блестящие боевые качества которого характеризуют уровень развития танкостроения в Советском Союзе.

Отечественное танкостроение имеет свою историю, лучшие страницы которой падают на послеоктябрьское время, на годы когда Россия из отсталой и полуфеодальной страны превратилась в страну высокоразвитой индустрии.

Идея создания первого танка родилась в России более чем за год до того, как первые английские танки появились на поле боя. Первый в мире танк был построен по проекту мастера рижского машиностроительного завода Пороховщикова, разработанному им в августе 1914 года (см. рис, в заголовке).

Танк Пороховщикова построенный и испытывавшийся в июне 1916 года, развивал скорость до 25 километров в час. Он мог двигаться на гусеницах по бездорожью и на колесах по дорогам. Кузов танка был водонепроницаемый, это позволяло ему переплывать реки. Танк Пороховщикова был также первым танком-амфибией. Он намного превосходил по скорости и маневренности выпущенные позже английские и французские машины. Последние развивали скорость не свыше 9—10 километров и были лишены бортовых фрикционов, впервые предложенных Пороховщиковым. Как известно, фрикционы применяются ныне на всех танках и служат для изменения направления движения машины.

В том же году капитан Лебеденко при непосредственной помощи Н. Е. Жуковского и ныне Героя Советского Союза А.А. Микулина построил совершенно другую модель вездеходной машины. Девятиметровые колеса ее, снабженные грунтозацепами, обеспечивали танку значительную проходимость. Заднее колесо служило для поворота. В августе 1915 года машина подвергалась полевым испытаниям. Важно отметить, что танк Лебеденко был сделан задолго до вездеходных машин итальянского изобретателя Павези, основанных на том же принципе.

Царская Россия не поняла значительности изобретения танков. Только в. советское время под непосредственным руководством Ленина и Сталина была создана мощная танкостроительная промышленность. За тридцать лет советский танк прошел такую эволюцию, получил такие усовершенствования, что сейчас советские танки по праву считаются лучшими в мире. Фашистская Германия, несмотря на временное численное превосходство в танках в первые годы войны, так и не смогла создать образца боевой машины, которая сумела бы противостоять советским танкам конструкции Героев Социалистического Труда Котина, Духова, Морозова. Бронированной технике врага была противопоставлена в невиданных масштабах еще более мощная советская техника. Достаточно сказать, что в одном лишь сражении под Курской дугой одновременно участвовало до 6 тысяч боевых машин. Эту битву выиграли советские танки. Своими успехами наша танковая промышленность обязана тому, что организацией к совершенствованием всей танковой техники непосредственно руководил товарищ Сталин.

 

Боевые крыльяНевозможно представить себе современную войну без широчайшего участия в ней авиации.

В развитие авиации Россия также внесла неоценимый вклад, Практически в любой отрасли развития воздухоплавания, в боевом применении его русская творческая мысль оказывалась ведущей.

В 1731 году рязанский подьячий Крякутный, за полвека до французов Монгольфье, поднялся в воздух, надув дымом большой мешок. Это был первый воздушный шар.

В дни Ивана Грозного «смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп, сделав крылья, летал на них» в Александровской слободе при большом стечении народа. А в 1729 году в селе Ключе, под Рижском, кузнец Черная Гора сделал себе крылья и «летал тако, мало дело ни высоко, ни низко».

То были первые в мире планеристы, оторвавшиеся от земли почти за полтораста лет до Лилиенталя и братьев Райт.

Наконец в старинных русских рукописях упоминается и о парашюте, изобретенном поповским сыном Симеоном, в царствование Анны Иоанновны,

Возможность боевого применения воздухоплавательных аппаратов была немедленно понята в Россия.

Вот что писал 11 декабря 1787 года один русский дипломат о первых опытах с воздушными шарами: «...если в подлинную до сего совершенства доведены будут таковые путешествия, то многие вещи, на свете возьмут свой оборот, а наипаче политические и коммерческие дела; в рассуждении скоропостижного сношения равномерно и военная сила, и движение не могут быть скрыты от верного исчисления и примечания, и не будет никакой крепости, которую не можно было бы овладеть через угрозы с воздушных машин метанием огненных материй, каковых потушить невозможно...»

В 1812 году, во время нашествия Наполеона на Россию, была предпринята попытка применить против завоевателя первые воздушные силы для бомбежки французской армии.

Россией было заказано механику Леппиху пятьдесят воздушных управляемых кораблей вместимостью по 40 человек каждый. С воздушных шаров предполагалось сбрасывать ящики с порохом, «которые брошены будучи сверху, могут разрывом своим, упав на твердые тела, опрокинуть целые эскадроны». Леппих не оправдал надежд русского правительства. Постройка воздушной армады окончилась неудачей.

Основным препятствием развитию военного воздухоплавания являлась неуправляемость воздушного шара. Очень много было сделано русскими изобретателями в области создания дирижаблей — управляемых аэростатов.

Еще в 1849 году полевой инженер Третесский предложил соорудить управляемый воздушный корабль сигарообразной формы — далекий предок современных дирижаблей.

В своем проекте военный инженер провел две исключительно интересные мысли, которые нашли применение только впоследствии. Оболочка была разбита внутри на отсеки, чтобы газ не мог весь выйти из аэростата. Приводился аэростат в движение реактивной силой пара или газа.

Еще шире поставил вопрос изобретатель Соковнин, своим предложением на тридцать лет опередивший известного немецкого изобретателя Цеппелина. Он спроектировал жесткий дирижабль сигарообразной формы, состоящий из отдельных отсеков с наружной металлической оболочкой. Для облегчения конструкции он предложил использовать стальные трубы, а двигатель делать из алюминия. Отсутствие должной поддержки смелому изобретателю со стороны царского правительства не позволило осуществить выдающийся проект. К сожалению, так было почти во всех случаях. Русское военное ведомство охотно давало заказы любым иностранным фирмам, не скупясь на затраты, и совершенно не поддерживало передовые проекты русских изобретателей. Что стоит, например, заявление председателя Всероссийского аэроклуба графа Стенбок Фермора? На просьбу изобретателя Костовича о помощи; он ответил: «Пусть едет в Америку. Если действительно полетит — мы встретим его с триумфом...»

А Костович изобрел «воздушный локомотив», названный им «Россия», который задолго до работ французов и немцев уже имел в себе все элементы современного дирижабля.

Несмотря на неблагоприятнейшую почву, русские новаторы воздухоплавания продолжали трудиться. Из десятков проектов управляемых воздушных кораблей большой интерес представляет разработанный М. Малыхиным в 90-х годах прошлого века проект «Воздушного торпедоносного корабля». В те же годы великий русский ученый Циолковский заложил научные основы дирижаблестроения и независимо от Соковнина предложил проект оригинального, цельнометаллического дирижабля.

В 1910 году был закончен постройкой и испытан русский дирижабль «Кречет» объемом около 1 000 кубических метров. А построенный в следующем году дирижабль «Альбатрос» использовался уже для бомбежки немецких войск во время первой мировой войны.

«Воздухоплавание бывает и будет двух родов: одно в аэростатах, другое в аэродинамах... Второй род воздухоплавания обещает наибольшую будущность и дешевизну...»

Так в 1876 году, задолго до изобретения самолета, писал великий русский ученый Дмитрий Иванович Менделеев, предвосхищая основное направление в развитии авиации.

История научного самолетостроения начинается в России с работ выдающегося русского новатора, моряка по профессии, Александра Федоровича Можайского.

В 1876 году он совершал первые подъемы на воздушном змее, который буксировался тройкой лошадей. И было это за несколько лет до соответствующих попыток французов, австрийцев и англичан.

А уже в 1881 году Можайский получил привилегию на первый русский аэроплан, имевший все элементы современного самолета. Построенная Можайским машина обязательно должна была бы полететь, если бы в те годы существовал легкий двигатель достаточной мощности. Однако такого двигателя не было. Автор, разорившись, умер. Только почти через тридцать лет совершили свой первый полет в Америке братья Райт.

За восемь лет до Райтов проект самолета исключительно современной конструкции создал и К. Э. Циолковский. Даже сейчас, глядя на чертежи этой машины, приходится удивляться тому, как гений изобретателя сумел в те годы придать самолету форму, мало отличающуюся от конструкции современных аэропланов.

Военное значение аэроплана сразу же было оценено русскими конструкторами. В 1909 году в Москве А. А. Пороховщиков строил военный самолет — предшественник современных штурмовиков. Этот самолет имел бронированную кабину, пулемет и прибор для бомбометания; по качествам своим он превосходил самолеты иностранных марок. Современные штурмовики Ильюшина, признанные лучшими в мире, имеют достойного предшественника.

Россия явилась родиной многомоторных самолетов, которые принимали активное участие в первой мировой войне. Построенный по проекту Сикорского, многомоторный самолет-гигант «Русский витязь» был самым крупным самолетом в мире: он поднимал полторы тонны груза. Следующие четырехмоторные гиганты «Илья Муромец» к началу первой мировой войны уже выпускались серией (см. рис. в заголовке).

Еще более совершенный самолет — «Святогор» — был создан в те же годы Слесаревым. Однако война помешала освоению многомоторного гиганта.

Эти самолеты явились родоначальниками не только русской, но и мировой бомбардировочной авиации.

Как далеко от этих первых воздушных гигантов вырвались вперед замечательные бомбардировщики, созданные советскими авиаконструкторами Петляковым, Ильюшиным, Туполевым.

 

Ведущие типы первых гидросамолетов были также созданы русским» конструкторами Григоровичем и Гаккелем. Они принимали участие в военных операциях.

Целую революцию в освоении авиации произвел знаменитый военный летчик Петр Николаевич Нестеров. Он первый понял, что термин «воздухоплавание» слишком узок для возможностей самолет Аэроплан не должен плыть по воздушной стихии, подобно кораблю по воде, — он должен находиться в полете, подобно птице в воздухе в любом положении, ибо «воздух везде опора». Для доказательства своей мысли Нестеров произвел свой исторический опыт: 27 августа 1913 года он в Киеве впервые сделал «мертвую петлю». Советские летчики—виртуозы летного искусства, летая на лучшие в мире самолетах «Лавочкин-5», «Яковлев-3» и других,—свято хранят память о Нестерове — родоначальнике высшего пилотажа

Нестеров не только первый ввел высший пилотаж. Ровно через год он, пожертвовав своей жизнью, пошел на таран австрийского самолета (Вспоминая великие подвига советских летчиков в дни Отечественной войны, склоняя голову перед их геройством, нельзя забывать светлого имени военного летчика Нестерова — родоначальника воздушного тарана.

Нельзя забывать и русских основателей новой авиационной техники—реактивной авиации и геликоптеров.

Еще в те дню, когда необходимость легкого и мощного мотора решала судьбу авиации, многие изобретатели и ученые неоднократно пытались применить реактивный принцип для движения; самолета.

В 1887 году киевский инженер Гешвенд предложил построить «парапет», движимый в воздухе реактивным действием пара,

Й 1891 году Татаринов создал проект «ковра-самолета», приводимого в движение струей сжатого воздуха, выходящего через специальные сопла.

Работы генерал-лейтенанта Константинова с ракетами а также труды Кибальчича и особенно теоретические исследования Циолковского первым» легли в основу конструирования двигателей современных реактивных самолетов.

В 1754 году величий, русский ученый Ломоносов, заметив, что поднимающийся из шахты воздух вращает лопасти «ветрогонной машины», пришел к выводу о возможности создания геликоптера—летательного аппарата с вертикальным винтом. Ломоносов сделал действующую модель геликоптера для исследования верхних слоев атмосферы. Отсутствие двигателя не позволило довести изобретение до конца.

Геликоптером с электромотором занимался также в 1869 году известный впоследствии изобретатель электролампы накаливания Лодыгин. Он разработал проект «электролета».

В 1895 году мастер оружейного завода Коновалов создал оригинальный проект геликоптера с бензиновым мотором и двумя винтовыми колесами, «Вот, пускаю в действие моторы,— писал он, — по мере того как они приближаются к своей нормальной скорости, аэроплан все сильнее и сильнее начинает покачиваться и, наконец, теряет свой вес под влиянием противодействующей силы».

В 1909 году к постройке геликоптера приступил Н, Юрьев, который еще в те годы создал знаменитый автомат перекоса, принятый теперь во всем мире для обеспечения устойчивости геликоптера в воздухе.

В советское время академик Юрьев был в состоянии создать геликоптер с прекрасными летными качествами.

Исключительны заслуги перед мировой авиацией русских ученых-теоретиков Н. Е. Жуковского и С. А. Чаплыгина.

Прекрасно сказал о них в свое время академик А. Н. Крылов: «Теория и способ расчета этого механизма, который человечество искало с легендарных времен Икара, в значительной мере принадлежат Н. Е. Жуковскому и А. Чаплыгину. Работы Чаплыгина и Жуковского приобрели всемирную известность..» Имена Чаплыгина и Жуковского не замалчивают, да. и трудно замолчать, когда все 191 тысяча аэропланов, действовавших в (первую) мировую войну, летали на крыльях, форма, профиль, теория и расчет которых были даны Чаплыгиным».

Ленин, характеризуя Жуковского, назвал его «отцом русской авиации».

Жуковский занимался также и вопросами военного применения авиации—в 1916 году вышла его классическая работа «Бомбометание с азропланов». Именем Жуковского названа ныне Военно-Воздушная инженерная академия.

России принадлежит также создание современного ранцевого парашюта. В 1911 году его создал Г. Е. Котельников; с тех пор, вот уже свыше тридцати пяти лет, летчики всего мира пользуются парашютом, этой конструкции.

В свое время царское правительство не поняло или, может быть, не хотело понять значимости изобретения Котельникова. Его парашют быстро перехватили и использовали за границей.

Но советская родина вернула славу русскому парашюту. У нас «впервые были разработаны и проведены в жизнь в огромных масштабах авиадесантные парашютные операции, позже заимствованные у нас зарубежными войсками.

Неувядаемой славой покрыли себя советские летчики, изобретателя и строители самолетов. Свыше тысячи летчиков удостоены звезды Героя Советского Союзам свыше ста тысяч летчиков и авиастроителей награждены правительственными наградами.

Путь к автоматуЗа несколько месяцев до вероломного нападения Германии на Советский Союз мы праздновали пятидесятилетний юбилей «русской трехлинейной винтовки образца 1891 года».

Изобретателем этой винтовки был капитан Сергей Иванович Мосин, которому удалось создать оружие настолько совершенное, что почти без всяких конструктивных изменений его винтовка с честью прослужила полвека.

За это время Франции, Германия и Англия были вынуждены дважды, а Япония даже трижды перевооружить свою армию, так как принятое этими государствами оружие не отвечало требованиям времени.

Работая в труднейших условиях, соревнуясь с винтовкой бельгийского промышленника Нагана, Мосин создал личное оружие солдата русской армии, превзошедшее винтовки всех иностранных марок.

Однако при «высочайшем» утверждении русской винтовки Александр III умудрился отнять у нее не только имя автора — «винтовка Мосина», но даже определение «русская», стерев тем самым все следы отечественного происхождения этого замечательного оружия.

Русская трехлинейная винтовка системы Мосина славно послужила Советской Армии в Великую Отечественную войну. Мало того, что винтовка Мосина была метким, надежным и совершенным оружием — она дала толчок увеличению скорострельности.

Стрельба из старинного мушкета- в свое время осуществлялась в 32 приема. Можно представать себе скорострельность подобного оружия!

Для увеличения скорости стрельбы » XVII—XVIII веках применяли многоствольные установки, — так называемые «органы» (см. рис. «в заголовке). Десятки стволов устанавливались по кругу на одном лафете. Выстрелив из одного ряда стволов, лафет поворачивали и стреляли из другого ряда. «Адские органы» «были предшественниками пулемета.

Впоследствии заряжение ружья с казенной части, введение куркового оружия, а затем применение патрона с гильзой значительно увеличило скорострельность оружия.

Создавая винтовку, Мосину пришлось вести борьбу с ярыми противниками многозарядной винтовки. Даже сам военный министр долго считал однозарядную винтовку более подходящей, чем многозарядная: «Да откуда мы патронов наберем при такой стрельбе, — говорил он. — Мы и с однозарядной справимся».

Мосин победил. Его винтовка значительно увеличила скорострельность.

Шли годы. В помощь мосинской винтовке пришли винтовки самозарядные, конструкции Симонова, Токарева.

Дальнейшее увеличение скорострельности привело к тройственному сочетанию винтовки с пистолетом и с пулеметом. Так появился современный автомат, особенно широко применявшийся в последней войне бок о бок с заслуженной винтовкой. Достойными продолжателями дела Мосина стали наши ведущие советские оружейники: Федоров, Токарев, Шпагин, Дегтярев.

 

Тайна "Катюши"В первые же месяцы Великой Отечественной войны гитлеровцы неожиданно почувствовали на себе действие нового, дотоль неизвестного еще оружия. Необычайные снаряды летели, оставляя за собой огненные язык», и взрывались с огромной уничтожающей силой.

Новое оружие было любовно названо нашими бойцами «катюшей». Это были знаменитые гвардейские минометы — советская реактивная артиллерия, примененная впервые с огромным успехом Советской Армией.

Рассматривая реактивную артиллерию с исторических позиций, не приходится удивляться неожиданному ее появлению. В прошлом, как и сейчас, Россия занимала в этой области ведущее место.

Если в Западной Европе широкое применение ракет относится только к началу XIX века и связано с работами английского генерала. Конгрева то в России практическое освоение ракет началось несравнимо раньше,

В старинной пиротехнической книге Федора Чалеева, изданной в начале XIX века, есть описание и чертежи боевых ракет и ракетных станков, относящихся к XVI векам. (.рис. в заголовке). Среди них есть также и чертежи составных ракет — тех самых, приоритет на которые тщетно пытались присвоить себе через столетия западные изобретатели.

Уже в 1680 году в Москве основывается первое «ракетное заведение». В работе его деятельное участие принимал юноша Петр I.

Петровская сигнальная ракета образца 1717 года без всяких изменений применялась свыше двух веков.

Дошедшие до нас чертежи и рисунки старинных ракетных боевых установок показывают глубокое знание русскими пиротехниками основ реактивного дела.. Так приложенная к «Описанию практических работ и опытов под Красным селом с 1832 но 1836 год» схема ракетной контрминной системы военного инженера, генерала А. А. Шильдера дает представление о широчайшем размахе ракетно-минного дела в России. Эта ракетная установка состоит из целого фортификационного сооружения «с ракетами, сквозь глассированный бруствер ложементной батареи пропускаемыми».

Ракеты широко использовались при взятии в 1853 году Кокандской крепости, а в 1877 году—во время войны с Турцией. Только бурное усовершенствование артиллерии временно вытеснило применение боевых ракет.

Истинным творцом и теоретиком боевой ракеты является крупнейший ученый-артиллерист генерал-лейтенант К. И. Константинов. В 1847 году, став руководителем «Ракетного заведения», он перестраивает на научной и промышленной основе всю работу заведения  организует два «ракетных завода»: один в Петербурге, другой — в Николаеве.

Константиновым созданы десятки станков и аппаратов для промышленного производства ракет, большое количество остроумнейших приборов — для испытания ракет.

В 1856 году в Петербурге выходит его книга: «О боевых ракетах», — глубокий научный труд, немедленно переизданный на всех иностранных языках.

Первое в мире теоретическое исследование движения ракеты впервые также появилось в России в 1897 году. Автором его был профессор механики И. В. Мещерский, создавший труд под названием «Динамика точки переменной массы». Этот труд, дающий математическое, обоснование движению ракеты, вес которой все время убывает по мере сгорания пороха, лег в основу науки о ракетном движении и до сих пор не потерял своего значения.

Дальнейшие пути развития ракеты разработаны нашим великим соотечественником К. Э. Циолковским. Своими теоретическими работами, изданными в 1903 году году названием «Исследование мировых пространств реактивными приборами», Циолковский не только подвел итог мировой науке о ракетах, но и распахнул двери в завтрашний ее день.

На девять лет опередив французского ученого Эсио-Пельтри и на шестнадцать лет американца Годдара, Циолковский. подробно разработал условия полета ракеты в атмосфере и за ее пределами. Он же явился первым конструктором жидкостного реактивного двигателя.

Кстати сказать, нашумевшие е свое время реактивные снаряды дальнего действия «Фау-2» имели жидкостный двигатель, целиком основанный на принципах, некогда разработанных Циолковским для его космического корабля-ракеты.

Советские ученые не дали заглохнуть трудам своих великих предшественников. Второе пришествие ракеты на поле брани произошло во время Второй мировой войны. Так появилась знаменитая «катюша».

Отгремела война, принеся нам победу.

Тайны «катюши» больше не существует; ее создание покоилось на работах крупнейших ученых России прошлого, сделана она плеядой советских ученых-реактивщиков. Отечественная наука всегда шла впереди в изучении реактивной техники. За нами — прошлое ракеты, за нами — и ее будущее.

 

Боевая связь Связь в военном деле играет исключительно важную роль На огромных просторах древней Руси существовала весьма действенная сигнализация. Обнаруживая приближение врага со смотровых башен, сигнальщики в случае опасности зажигали дымные костры. Длиннейшая цепь дымящихся сигналов растягивалась на сотни километров, заранее предупреждая о появлении противника.

Значительным шагом вперед явился оптический телеграф Кулибина, предложенный им- в 1794 году. Этот телеграф с помощью семафоров и чрезвычайно простой разговорной таблицы, разработанной Кулибиным, обеспечивал более быструю связь, чем французский оптический телеграф Шаппа

Первый в мире электромагнитный телеграф был создан в 1832 году русским изобретателем Шиллингом. Впервые телеграфная линия работала в Петербурге.

Только в 1837 году аналогичный телеграф был запатентован англичанами Куком и Уиттстоном.

А в 1839 году, за год до Морзе, знаменитый русский электрик Б. С. Якоби создал уже первый самопишущий телеграфный аппарат, связав им Главный штаб русской армии с Зимним дворцом.

Решающим шагом «перед в развитии средств военной связи явилось изобретение в 1895 году великим русским физиком Поповым беспроволочного телеграфа — радио. Первый аппарат Попова изображен в заголовке.

Интересно, что и применено радио впервые также было для целей военных. В районе острова Гогланд сел на мель броненосец «Генерал-адмирал Апраксин». При спасении его Попов установим первую в мире радиосвязь между островом Гогланд и прибрежным пунктом Котка.

С тех пор радио успело завоевать весь мир. Из сложной и неудобной установки современная военная рация превратилась в портативный переносный ящик, свободно обслуживаемый одним человеком. Благодаря самоотверженной работе наших связистов советское командование в самых сложных условиях уверенно осуществляло руководство боем.

 

Подземная грозаВ 1662 году войска Ивана Грозного обложили столицу Казанского царства.

Город был окружен неприступными стенами—взять его было исключительно трудно. Осада длилась уже несколько месяцев. Помочь делу взялся некий Зилантий, который и осуществил знаменитый подкоп под казанские стены. С необычайной точностью провел он длинный тоннель сначала под тайник, куда татары ходили за водой, а затем н под городские стены. В тоннель заложили десятки бочек с порохом; пороховая дорожка тянулась к выходу.

1 октября стены Казанского кремля взлетели на воздух. В пролом устремились войска и штурмом взяли город. Вплоть до наших дней под Казанью на Зилантовой горе существовал Зилантов-Успенский монастырь в честь смелого сапера Зилантия.

Через два десятка лет, повествуют историки, при осаде поляками Пскова, русские неоднократно рыли контргаллереи против польских подкопов. Жестокие подземные рукопашные схватки вспыхивали при столкновении подземных ходов.

Минное дело заняло в России столь значительное место, что уже с 1712 года- в войсках были введены специальные минные роты, а в 1831 году было издано первое военное руководство по минному делу: «Наставление для обучении саперных баталионов по искусственной части».

Огромную роль в развитии минного дела в России сыграл генерал .русской армии Александр Андреевич Шильдер, который много занимался практикой и теорией минного дела. В 1832—1836 годах он руководил практическим» работами и опытами в Красном Селе, под Петербургом, по освоению минного оружия и по контрминной борьбе.

Но особенно ясно проявилось преимущество нашей подземной войны в 1854 году, когда во время Севастопольской кампании русские минеры столкнулись с западными. Руководивший этими работами Мельников исключительно широко организовал минную оборону Севастополя. Вся линия обороны была буквально изрыта подземными ходами. При осуществлении героической обороны русскими войсками за семь месяцев обороны было выведено около семи километров подземных ходов —в пять раз больше, чем у противника. Для подрыва мин русские минеры широко применяли электрический запал, изобретенный еще в 1812 году одним из выдающихся русских электротехников, Шиллингом, и значительно усовершенствованный впоследствии другим знаменитым русским электриком — Якоби. Англичане и французы еще продолжали пользоваться бикфордовым шнуром.

Даже противники, англичане, потрясенные «исключительной работой русских минеров, писали в газете «Таймс» того времени, что русские минные работы представляют «самое изумительное и самое чудесное зрелище искусства и науки, соединенных с самой непреклонной силой воли и самым неутомимым трудолюбием».

И в наши дни минное и контрминное дело не утратило своего значения, несмотря на исключительно возросшую роль артиллерии и бомбардировочной авиации.

На войне мины стали массовым средством борьбы с танками, техникой и живой силой противника.

Устанавливаемые в земле на небольшой глубине на танкоопасных направлениях, минные поля перекрывают целые участки боевых действий. Защищают подступы к оборонным сооружениям.

Наряду с этим усилились и средства борьбы с минами.

Советские конструкторы одни из первых создали совершеннейшие. миноискатели для обнаружения мин. Не случайно в ходе войны появилась поговорка: «Где прошел советский сапер, там может смело итти и танк, пехота, и артиллерия».

"Техника - молодежи" № 2 1948 г.

Joomla templates by a4joomla