10 февраля 1948 г.

№ 62. п. 33 - Об опере "Великая дружба" В.Мурадели.

ЦК ВКП(б) считает, что опера "Великая дружба" (музыка В.Мурадели, либ­ретто Г.Мдивани) поставленная Большим театром Союза ССР в дни 30-й годовщины Октябрьской революции, является порочным как в музыкальном, так и в сюжетном отношении, антихудожественным произведением.

Основные недостатки оперы, коренятся прежде всего в музыке оперы. Музыка оперы невыразительна, бедна. В ней нет ни одной запоминающей­ся мелодии или арии. Она сумбурна и дисгармонична, построена на сплош­ных диссонансах, на режущих слух звукосочетаниях. Отдельные строки и сцены, претендующие на мелодичность, внезапно прерываются нестрой­ным шумом, совершенно чуждым для нормального человеческого слуха и действующим на слушателей угнетающе. Между музыкальным сопровож­дением и развитием действия на сцене нет органической связи. Вокальная часть оперы - хоровое, сольное и ансамблевое пение - производит убогое впечатление. В силу всего этого возможности оркестра и певцов остаются неиспользованными.

Композитор не воспользовался богатством народных мелодий, песен, напевов, танцевальных и плясовых мотивов, которыми так богато творче­ство народов СССР и, в частности, творчество народов, населяющих Се­верный Кавказ, где развертываются действия, изображаемые в опере.

В погоне за ложной "оригинальностью" музыки композитор Мурадели пренебрег лучшими традициями и опытом классической оперы вообще, русской классической оперы в особенности, отличающейся внутренней содержательностью, богатством мелодий и широтой диапазона, народно­стью, изящной, красивой, ясной музыкальной формой, сделавшей русскую оперу лучшей оперой в мире, любимым и доступным широким слоям на­рода жанром музыки.

Исторически фальшивой и искусственной является фабула оперы, претендующая на изображение борьбы за установление советской власти и дружбы народов на Северном Кавказе в 1918-1920 гг. Из оперы создается неверное представление, будто такие кавказские народы, как грузины и осетины, находились в ту эпоху во вражде с русским народом, что являет­ся исторически фальшивым, так как помехой для установления дружбы народов в тот период на Северном Кавказе являлись ингуши и чеченцы.

ЦК ВКП(б) считает, что провал оперы Мурадели есть результат ложного и губительного для творчества советского композитора формалистичес­кого пути, на который встал т. Мурадели.

Как показало совещание деятелей советской музыки, проведенное в ЦК ВКП(б) , провал оперы Мурадели не является частным случаем, а тесно связан с неблагополучным состоянием современной советской музыки, с распространением среди советских композиторов формалистического направления.

Еще в 1936 году, в связи с появлением оперы Д. Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда", в органе ЦК ВКП(б) "Правда" были подвергнуты острой критике антинародные, формалистические извращения в творче­стве Д. Шостаковича и разоблачен вред и опасность этого направления для судеб развития советской музыки. "Правда", выступавшая тогда по указанию ЦК ВКП(б), ясно сформулировала требования, которые предъяв­ляет к своим композиторам советский народ.

Несмотря на эти предупреждения, а также вопреки тем указаниям, ка­кие были даны Центральным Комитетом ВКП(б) в его решениях о журналах "Звезда" и "Ленинград", о кинофильме "Большая жизнь", о репертуаре дра­матических театров и мерах по его улучшению, в советской музыке не было произведено никакой перестройки. Отдельные успехи некоторых советских композиторов в области создания новых песен, нашедших признание и широкое распространение в народе, в области создания музыки для кино и т.д., не меняют общей картины положения. Особенно плохо обстоит дело в области симфонического и оперного творчества. Речь идет о композито­рах, придерживающихся формалистического, антинародного направления. Это направление нашло свое наиболее полное выражение в произведени­ях таких композиторов, как тт. Д. Шостакович, С.Прокофьев, А.Хачатурян,

В.Шебалин, Г.Попов, Н.Мясковский и др., в творчестве которых особенно наглядно представлены формалистические извращения, антидемократи­ческие тенденции в музыке, чуждые советскому народу и его художествен­ным вкусам. Характерными признаками такой музыки является отрицание основных принципов классической музыки, проповедь атональности, дис­сонанса и дисгармонии, являющихся якобы выражением "прогресса" и "но­ваторства" в развитии музыкальной формы, отказ от таких важнейших ос­нов музыкального произведения, какой является мелодия, увлечение сум­бурными, невропатическими сочетаниями, превращающими музыку в ка­кофонию, в хаотическое нагромождение звуков. Эта музыка сильно отдает духом современной модернистской буржуазной музыки Европы и Амери­ки, отображающей маразм буржуазной культуры, полное отрицание музы­кального искусства, его тупик.

Существенным признаком формалистического направления является так­же отказ от полифонической музыки и пения, основывающихся на одно­временном сочетании и развитии ряда самостоятельных мелодических линий, и увлечение однотонной, унисонной музыкой и пением, зачастую без слов, что представляет нарушение многоголосого музыкально-песенного строя, свойственного нашему народу, и ведет к обеднению и упадку музыки.

Попирая лучшие традиции русской и западной классической музыки, отвергая эти традиции, как якобы "устаревшие", "старомодные", "консер­вативные", высокомерно третируя композиторов, которые пытаются доб­росовестно осваивать и развивать приемы классической музыки, как сто­ронников "примитивного традиционализма" и "эпигонства", многие совет­ские композиторы, в погоне за ложно понятым новаторством, оторвались в своей музыке от запросов и художественного вкуса советского народа, замкнулись в узком кругу специалистов и музыкальных гурманов, снизили высокую общественную роль музыки и сузили ее значение, ограничив его удовлетворением извращенных вкусов эстетствующих индивидуалистов.

Формалистическое направление в советской музыке породило среди части советских композиторов одностороннее увлечение сложными фор­мами инструментальной симфонической бестекстовой музыки и пренеб­режительное отношение к таким музыкальным жанрам, как опера, хоровая музыка, популярная музыка для небольших оркестров, для народных инст­рументов, вокальных ансамблей и т.д.

Все это с неизбежностью ведет к тому, что утрачиваются основы во­кальной культуры и драматургического мастерства и композиторы разучи­ваются писать для народа, свидетельством чего является тот факт, что за последнее время не создано ни одной советской оперы, стоящей на уров­не русской оперной классики.

Отрыв некоторых деятелей советской музыки от народа дошел до того, что в их среде получила распространение гнилая "теория", в силу которой непонимание музыки многих современных советских композиторов наро­дом объясняется тем, что народ якобы "не дорос" еще до понимания их сложной музыки, что он поймет ее через столетия и что не стоит смущать­ся, если некоторые музыкальные произведения не находят слушателей. Эта насквозь индивидуалистическая, в корне противонародная теория в еще большей степени способствовала некоторым композиторам и музы­коведам отгородиться от народа, от критики советской общественности и замкнуться в свою скорлупу.

Культивирование всех этих и им подобных взглядов наносит величай­ший вред советскому музыкальному искусству. Терпимое отношение к этим взглядам означает распространение среди деятелей советской музыкаль­ной культуры чуждых ей тенденций, ведущих к тупику в развитии музыки, к ликвидации музыкального искусства.

Порочное, антинародное, формалистическое направление в советской музыке оказывает также пагубное влияние на подготовку и воспитание молодых композиторов в наших консерваториях, и, в первую очередь, в Московской консерватории (директор т. Шебалин), где формалистическое направление является господствующим. Студентам не прививают уваже­ние к лучшим традициям русской и западной классической музыки, не вос­питывают в них любовь к народному творчеству, к демократическим музы­кальным формам. Творчество многих воспитанников консерваторий явля­ется слепым подражанием музыке Д.Шостаковича, С.Прокофьева и др.

ЦК ВКП(б) констатирует совершенно нетерпимое состояние советской музыкальной критики. Руководящее положение среди критиков занимают противники русской реалистической музыки, сторонники упадочной, фор­малистической музыки. Каждое очередное произведение Прокофьева, Шостаковича, Мясковского, Шебалина эти критики объявляют "новым за­воеванием советской музыки" и славословят в этой музыке субъективизм, конструктивизм, крайний индивидуализм, профессиональное усложнение языка, т.е. именно то, что должно быть подвергнуто критике. Вместо того, чтобы разбить вредные, чуждые принципам социалистического реализма взгляды и теории, музыкальная критика сама способствует их распростра­нению, восхваляя и объявляя "передовыми" тех композиторов, которые разделяют в своем творчестве ложные творческие установки.

Музыкальная критика перестала выражать мнение советской обществен­ности, мнение народа и превратилась в рупор отдельных композиторов. Некоторые музыкальные критики, вместо принципиальной объективной критики, из-за приятельских отношений стали угождать и раболепствовать перед теми или иными музыкальными лидерами, всячески превознося их творчество.

Все это означает, что среди части советских композиторов еще не из­житы пережитки буржуазной идеологии, питаемые влиянием современной упадочной западноевропейской и американской музыки.

ЦК ВКП(б) считает, что это неблагоприятное положение на фронте со­ветской музыки создалось в результате той неправильной линии в области советской музыки, которую проводили Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР и Оргкомитет Союза советских композиторов.

Комитет по делам искусств при Совете Министров СССР (т. Храпченко) и Оргкомитет Союза советских композиторов (т. Хачатурян) вместо того, чтобы развивать в советской музыке реалистическое направление, осно­вами которого являются признание огромной прогрессивной роли класси­ческого наследства, в особенности традиций русской музыкальной шко­лы, использование этого наследства и его дальнейшее развитие, сочета­ние в музыке высокой содержательности с художественным совершенством музыкальной формы, правдивость и реалистичность музыки, ее глубокая органическая связь с народом и его музыкальным и песенным творчеством, высокое профессиональное мастерство при одновременной простоте и доступности музыкальных произведений, по сути дела поощряли форма­листическое направление, чуждое советскому народу.

Оргкомитет Союза советских композиторов превратился в орудие груп­пы композиторов-формалистов, стал основным рассадником формалис­тических извращений. В Оргкомитете создалась затхлая атмосфера, от­сутствуют творческие дискуссии. Руководители Оргкомитета и группирую­щиеся вокруг них музыковеды захваливают антиреслистические, модер­нистские произведения, не заслуживающие поддержки, а работы, отлича­ющиеся своим реалистическим характером, стремлением продолжать и развивать классическое наследство, объявляются второстепенными, ос­таются незамеченными и третируются. Композиторы, кичащиеся своим "новаторством", "архиреволюционностью" в области музыки, в своей дея­тельности в Оргкомитете выступают как поборники самого отсталого и затхлого консерватизма, обнаруживая высокомерную нетерпимость к ма­лейшим проявлениям критики.

ЦК ВКП(б) считает, что такая обстановка и такое отношение к задачам советской музыки, какие сложились в Комитете по делам искусств при Совете Министров СССР и в Оргкомитете Союза советских композиторов, далее не могут быть терпимы, ибо они наносят величайший вред развитию советской музыки, За последние годы культурные запросы и уровень ху­дожественных вкусов советского народа необычайно выросли. Советский народ ждет от композиторов высококачественных и идейных произведе­ний во всех жанрах - в области оперной, симфонической музыки, в песен­ном творчестве, в хоровой и танцевальной музыке. В нашей стране компо­зиторам предоставлены неограниченные творческие возможности и со­зданы все необходимые условия для подлинного расцвета музыкальной культуры. Советские композиторы имеют аудиторию, которой никогда не знал ни один композитор в прошлом. Было бы непростительно не исполь­зовать все эти богатейшие возможности и не направить свои творческие ус алистическому пути.

1. Осудить формалистическое направление в советской музыке, как ан­тинародное и ведущее на деле к ликвидации музыки.

2. Предложить Управлению пропаганды и агитации ЦК и Комитету по делам искусств добиться исправления положения в советской музыке, лик­видации казанных в настоящем постановлении ЦК недостатков и обеспе­чения развития советской музыки в реалистическом направлении.

3. Призвать советских композиторов проникнуться сознанием высоких запросов, которые предъявляет советский народ к музыкальному творче­ству, и, отбросив со своего пути все, что ослабляет нашу музыку и мешает ее развитию, обеспечить такой подъем творческой работы, который быст­ро двинет вперед советскую музыкальную культуру и приведет к созданию во всех областях музыкального творчества полноценных, высококачествен­ных произведений, достойных советского народа.

4. Одобрить организационные мероприятия соответствующих партий­ных и советских органов, направленные на улучшение музыкального дела.

РЦХИДНИ. Ф. 17. On. 3. Д. 1069. Л. 12, 42-49. Подлинник. Машинопись.

Опубликовано: Правда. 1948. 11 февраля.

Joomla templates by a4joomla