26 августа 1946 г.

№272. п. 7г - о репертуаре драматически хтеатров и мерах по его улучшению.

Обсудив вопрос о репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению, ЦК ВКП(б) признает состояние репертуара театров неудовлет­ворительным.

Главный недостаток нынешнего состояния репертуара драматических театров заключается в том, что пьесы советских авторов на современные темы оказались фактически вытесненными из репертуара крупнейших драматических театров страны. В Московском Художественном театре из 20 идущих спектаклей лишь 3 посвящены вопросам современной совет­ской жизни, в Малом театре из 20 - 3 спектакля, в театре им. Моссовета из 9 - 2, в театре им. Вахтангова из 10 - 2, в Камерном из 11 - 3, в Ленинград­ском театре им. Пушкина из 10 - 2, в Киевском драматическом театре им. Франко из 11 - 3, в Харьковском театре им. Шевченко из 11 - 2, в Сверд­ловском драматическом театре из 17 - 5 спектаклей поставлены на совре­менные советские темы.

Явно ненормальное положение с репертуаром еще более усугубляется тем, что и среди небольшого количества пьес на современные темы, по­ставленных театрами, имеются пьесы слабые, безыдейные ("Вынужденная посадка" Водопьянова и Лаптева, "День рождения" братьев Тур, "Самолет опаздывает на сутки" Рыбака и Савченко, "Новогодняя ночь" А.Гладкова, "Чрезвычайный закон" братьев Тур, "Окно в лесу" Рахманова и Рысс, "Лодочница" Погодина и некоторые другие). Как правило, советские люди в этих пьесах изображаются в уродливо-карикатурной форме, примитивны­ми и малокультурными, с обывательскими вкусами и нравами, отрицатель­ные же персонажи наделяются более яркими чертами характера, показываются сильными, волевыми и искусными. События в подобных пьесах изображаются часто надуманно и лживо, ввиду чего эти пьесы создают неправильное, искаженное представление о советской жизни. Значитель­ная часть поставленных в театрах пьес на современные темы антихудо­жественна и примитивна, написана крайне неряшливо, безграмотно, без достаточного знания их авторами русского литературного и народного язы­ка. К тому же многие театры безответственно относятся к постановкам спектаклей о советской жизни. Нередко руководители театров поручают ставить эти спектакли второстепенным режиссерам, привлекают к игре слабых и неопытных актеров, не уделяют должного внимания художест­венному оформлению театральных постановок, вследствие чего спектакли на современные темы получаются серыми и малохудожественными. Все это приводит к тому, что многие драматические театры не являются на деле рассадниками культуры, передовой советской идеологии и морали. Такое положение дел с репертуаром драматических театров не отвечает интересам воспитания трудящихся и не может быть терпимо в советском театре.

Крупным недостатком в деятельности Комитета по делам искусств и драматических театров является их чрезмерное увлечение постановкой пьес на исторические темы. В ряде пьес, не имеющих никакого исторического и воспитательного значения, идущих ныне в театрах, идеализируется жизнь царей, ханов, вельмож ("Новеллы Маргариты Наваррской" Скриба, "Хо­резм" Хаджи Шукурова, "Тахмос Ходжентский" Касымова, "Мы казахи" Та- жибаева, "Идукай и Мурадым" Бурунгулова).

ЦК ВКП(б) считает, что Комитет по делам искусств ведет неправильную линию, внедряя в репертуар театров пьесы буржуазных зарубежных дра­матургов. Издательство "Искусство" по заданию Комитета по делам ис­кусств выпустило сборник одноактных пьес современных английских и американских драматургов. Эти пьесы являются образцом низкопробной и пошлой зарубежной драматургии, открыто проповедующей буржуазные взгляды и мораль. За последнее время Комитет по делам искусств разос­лал драматическим театрам страны пьесы: "Убийство мистера Паркера" Моррисона, "Опасный возраст" Пинеро, "Круг" и "Пенелопа" Могэма*, "Мое кафе" Бернара, "Пыль в глаза" Лабиша и Делакура, "Гость к обеду" Ка­уфмана и Харт, "Знаменитая Мэри" Дюрана, "Корсиканская месть или при­чуды дядюшки" Ожье и Сандро и др. Часть этих пьес была поставлена в драматических театрах. Постановка театрами пьес буржуазных зарубеж­ных авторов явилась, по существу, предоставлением советской сцены для пропаганды реакционной буржуазной идеологии и морали, попыткой от­равить сознание советских людей мировоззрением, враждебным советс­кому обществу, оживить пережитки капитализма в сознании и быту. Широ­кое распространение подобных пьес Комитетом по делам искусств среди работников театров и постановка этих пьес на сцене явились наиболее грубой политической ошибкой Комитета по делам искусств.

ЦК ВКП(б) отмечает, что Комитет по делам искусств оказался в плену у отсталой части театральных работников, выпустил из своих рук подбор репертуара для центральных и местных театров, предоставив формирова­ние репертуара самотеку.

ЦК ВКП(б) считает, что одной из важных причин крупных недостатков в репертуаре драматических театров является неудовлетворительная рабо­та драматургов. Многие драматурги стоят в стороне от коренных вопросов современности, не знают жизни и запросов народа, не умеют изображать лучшие черты и качества советского человека. Эти драматурги забывают, что советский театр может выполнить свою важную роль в деле воспита­ния трудящихся только в том случае, если он будет активно пропагандиро­вать политику советского государства, которая является жизненной осно­вой советского строя.

В работе драматургов отсутствуют необходимая связь и творческое со­трудничество с театрами. Правление Союза советских писателей, обязан­ность которого состоит в том, чтобы направлять творчество драматургов в интересах дальнейшего развития искусства и литературы, фактически уст­ранилось от руководства деятельностью драматургов, ничего не делает для повышения идейно-художественного уровня создаваемых ими произ­ведений, не борется против пошлости и халтуры в драматургии.

Неудовлетворительное состояние репертуара драматических театров объясняется также отсутствием принципиальной большевистской театраль­ной критики. В роли театральных критиков в советской прессе выступает крайне незначительное число специалистов. Газеты, литературно-художе­ственные и театральные журналы мало выдвигают новых критиков, спо­собных объективно и беспристрастно разобраться в пьесох и театральных постановках. Отдельные критики руководствуются в своих оценках пьес и спектаклей не интересами идейного и художественного развития совет­ской драматургии и театрального искусства, т.е. не интересами государ­ства и народа, а интересами групповыми, приятельскими, личными. Пуб­ликуемые статьи о спектаклях часто пишутся малосведущими в искусстве лицами, деловой разбор новых спектаклей подменяется в этих статьях субъективными и произвольными оценками, не соответствующими дей­ствительному значению и уровню спектаклей. Рецензии на пьесы и спек­такли пишутся часто заумным языком, малодоступным для читателей. Га­зеты "Правда", "Известия", "Комсомольская правда", "Труд" недооценива­ют огромного воспитательного значения театральных постановок и отво­дят вопросам искусства крайне незначительное место.

Совершенно неудовлетворительно ведутся газета "Советское искусст­во" и журнал "Театр". "Советское искусство" и "Театр", призванные помо­гать драматургам и работникам театров создавать идейно и художественно полноценные пьесы и спектакли, робко и неумело поддерживают хорошие пьесы, в то же время безудержно захваливают посредственные спектакли, замалчивают ошибки театров и Комитета по делам искусств, культивируя тем самым чуждые советской печати тенденции и нравы. Театральная кри­тика на страницах "Советского искусства" носит ведомственный характер, приятельские отношения между критиками и театральными работниками, частные интересы довлеют в ней над интересами общегосударственными. Газета "Советское искусство" не сумела занять правильной и принципи­альной позиции в оценке драматургических произведений и работы теат­ров и тем самым не только не содействовала, но даже препятствовала развертыванию большевистской театральной критики. Наличие такого родс театральной "критики" приводит к тому, что некоторые критики, драматур­ги и театральные работники утрачивают ответственность перед народом, перестают двигаться вперед и не содействуют дальнейшему развитию со­ветского искусства.

ЦК ВКП(б) постановляет:

1. Обязать председателя Комитета по делам искусств т. Храпченко в крат­чайший срок устранить отмеченные в настоящем постановлении серьез­ные недостатки и ошибки.

2. Учитывая важное значение театра в деле коммунистического воспита­ния народа, ЦК ВКП(б) обязывает Комитет по делам искусств и Правление Союза советских писателей сосредоточить внимание на создании совре­менного советского репертуара.

ЦК ВКП(б) ставит перед драматургами и работниками театров задачу - создать яркие, полноценные в художественном отношении произведения о жизни советского общества, о советском человеке. Драматурги и театры должны отображать в пьесах и спектаклях жизнь советского общества в ее непрестанном движении вперед, всячески способствовать дальнейшему развитию лучших сторон характера советского человека, с особой силой выявившихся во время Великой Отечественной войны. Наши драматурги и режиссеры призваны активно участвовать в деле воспитания советских людей, отвечать на их высокие культурные запросы, воспитывать советс­кую молодежь бодрой, жизнерадостной, преданной Родине и верящей в победу нашего дела, не боящейся препятствий, способной преодолевать любые трудности. Вместе с тем советский театр призван показывать, что эти качества свойственны не отдельным, избранным людям, героям, но многим миллионам советских людей.

Необходимо, чтобы все писатели, способные создавать произведе­ния драматургии, активно, творчески включились в насущное дело созда­ния репертуара театров, достойного по своему качеству современного зрителя.

3. Поставить перед Комитетом по делам искусств в качестве основной практической задачи организацию постановки в каждом драматическом театре ежегодно не менее 2-3 новых высококачественных в идейном и ху­дожественном отношении спектаклей на современные советские темы.

Обязать театры коренным образом улучшить качество постановок со­временных советских пьес, выделять для постановок этих пьес лучших ре­жиссеров и артистов, добиваться высокого качества художественного офор­мления спектаклей.

4. Предложить Комитету по делам искусств исключить из репертуара безыдейные и малохудожественные пьесы, постоянно наблюдать за тем, чтобы в театры не проникали ошибочные, пустые и безыдейные, малоцен­ные произведения.

5. Признавая важную роль критики в развитии театрального искусства, обязать редакции газет "Правда", "Известия", "Комсомольская правда", "Труд", "Советское искусство" и "Литературная газета" привлечь к работе в газетах политически зрелых, квалифицированных театральных и литера­турных критиков, систематически публиковать статьи о новых пьесах и спек­таклях, вести решительную борьбу против аполитичности и безыдейности театральной критики.

Обязать редакции республиканских, краевых и областных газет сис­тематически помещать статьи и рецензии о новых постановках местных театров.

6. ЦК ВКП(б) отмечает, что серьезным препятствием для продвижения в театры советских пьес является наличие большого количества инстанций и отдельных лиц, имеющих право исправлять и разрешать пьесы к печати и к постановке в театрах. Рассмотрением пьес занимаются работни­ки местных управлений по делам искусств, республиканские комитеты по делам искусств, Главрепертком, Главное театральное управление Коми­тета по делам искусств, Художественный совет Комитета, руководители театров, работники редакций и издательств. Это создает вредную волоки­ту и безответственность и мешает быстрому продвижению пьес на сцены театров.

Предложить Комитету по делам искусств устранить препятствия, меша­ющие опубликованию, распространению и постановке в театрах пьес со­ветских драматургов, сократить до минимума количество инстанций, за­нимающихся рассмотрением пьес. Возложить на т. Храпченко личную от­ветственность за своевременное, быстрое рассмотрение в Комитете пьес, написанных советскими драматургами.

7. ЦК ВКП(б) устанавливает, что Художественный совет при Комитете по делам искусств не выполняет своей роли в деле улучшения качества ре­пертуара, повышения его идейного и художественного уровня, ведет рабо­ту замкнуто, результаты его деятельности не становятся достоянием ши­роких кругов театральной общественности, не освещаются в печати.

Обязать Комитет по делам искусств серьезно улучшить работу Худо­жественного совета. На заседаниях Художественного совета подвергать критическому разбору новые пьесы и театральные постановки. Матери­алы о работе Художественного совета публиковать в газете "Советское искусство".

8. Разрешить Комитету по делам искусств совместно с Правлением Со­юза советских писателей организовать в 1946-1947 гг. Всесоюзный кон­курс на лучшие современные советские пьесы.

9. Учитывая крайнюю ограниченность репертуара театров союзных и автономных республик и увлечение местных драматургов темами далеко­го прошлого, обязать Комитет по делам искусств принять меры по перево­ду на языки народов СССР и включению в репертуар театров республик лучших произведений советской драматургии.

10. Поручить Комитету по делам искусств совместно с Правлением Со­юза советских писателей провести осенью текущего года совещание дра­матургов и деятелей театрального искусства по вопросу о репертуаре и совместной творческой работе драматургов с театрами.

РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 116. Д. 272. Л. 25-30. Подлинник. Машинопись.

Опубликовано: Большевик. 1946. № 16.

Joomla templates by a4joomla