Administrator
Категория: Культура и искусство
Просмотров: 2576

 

8 января 1943 г., г. Ташкент

Дорогой Иосиф Виссарионович!

Я уже давно хотел написать Вам это письмо. Но, сознавая, какие гран­диозные, мирового масштаба труды лежат на Ваших плечах, я просто не решался обращаться к Вам. Дело, однако, зашло так далеко, что обойтись без этого письма я не могу.

Дорогой Иосиф Виссарионович! Задавались ли Вы вопросом, почему за время войны Вы не видели ни одной картины Эйзенштейна, Довженко, Эрмлера, Козинцева и Трауберга, моей, Александрова, Райзмана (ибо "Ма­шенька" была начата задолго до войны), Хейфица и Зархи (ибо "Сухэ-Батор" тоже, по существу, довоенная картина) и некоторых других крупней­ших мастеров. Ведь не может же быть, чтобы эти люди, кровно связанные с партией, взращенные ею, создавшие до войны такие картины, как "Бро­неносец "Потемкин", "Александр Невский", "Великий гражданин", "Щорс", "Трилогия о Максиме", "Ленин в Октябре", "Ленин в 1918 году", "Депутат Балтики" и др., чтобы эти люди не захотели или не смогли работать для родины в самое ответственное время. Нет, дело в том, что любимое Ваше детище - советская кинематография - находится сейчас в небывалом состоянии разброда, растерянности и упадка.

Начну с себя, хотя дело идет, по существу, не обо мне. Два с небольшим года тому назад я был назначен художественным руководителем кине­матографии . Одновременно другие крупнейшие режиссеры были назна­чены художественными руководителями студий. Это мероприятие, не­сомненно продиктованное ЦК партии и лично Вами, мы - творческие ра­ботники кинематографии - приняли с энтузиазмом, мы восприняли это как новую эпоху в кино. Мы взялись за эту непривычную для нас, трудную и неблагодарную работу и, скажу прямо, покрыли своим горбом бесчис­ленные ошибки, наделанные до нас Большаковым, и тем самым засыпа­ли пропасть, которая годами отделяла руководство кинематографии от основного массива творческих работников. И вот за последнее время я оказался в каком-то непонятном положении. Я работаю в атмосфере яв­ного недоброжелательства со стороны Большакова и его заместителя Лу- кашева. Больше того, у меня сложилось впечатление, что я нахожусь в не­гласной опале. Все важнейшие вопросы, непосредственно касающие­ся художественного руководства, решаются не только помимо меня, но даже без того, чтобы проинформировать меня о решениях. Без моего уча­стия утверждаются сценарии, пускаются в производство картины, назна­чаются режиссеры, без моего участия картины принимаются, отвергают­ся или переделываются, без моего участия назначаются и смещаются ра­ботники художественных органов кинематографии, в том числе художе­ственные руководители студий и даже работники моего аппарата. На все поставленные мною принципиальные и практические вопросы тов. Боль­шаков не считает нужным даже отвечать, в том числе я не получил ответа на вопрос о том, когда я сам получу возможность ставить картину и какую именно.

Дошло до того, что окружающие меня работники смотрят на меня с не­доумением, не понимая, что происходит. Ко мне приходят режиссеры, опе­раторы, актеры с рядом насущных творческих вопросов. Я ничего не могу им ответить, так как мои указания подчас ведут к полной дезориентации из-за расхождений с неизвестными мне указаниями Большакова, делаю­щимися помимо меня.

Если бы речь шла только обо мне - только о моем тяжелом состоянии, - то, быть может, я не отважился бы писать Вам в наши дни. Но речь идет не обо мне персонально. Так, художественный руководитель крупнейшей у нас Алма-Атинской киностудии Эрмлер находится в таком же плачевном состоянии. Все, что я написал о себе, в полной мере относится и к нему. Важнейшие вопросы художественной практики студии, которой он руко­водит, решаются без его участия. Дошло до того, что приказом Большако­ва смещены заместители Эрмлера по художественному руководству Тра­уберг и Райзман, а на их место назначен Пырьев, причем с Эрмлером по этому вопросу не посоветовались, не объяснили ему причин этого исклю­чительного мероприятия и даже не нашли нужным известить его об этом. Будучи в Ташкенте, Эрмлер беседовал со мной. Он находится в исключи­тельно тяжелом моральном состоянии.

То же самое испытывают не только художественные руководители, но и целый ряд других крупнейших режиссеров. Сегодня я получил трагичес­кое письмо от создателя трилогии о Максиме - Козинцева. Он жалуется на невыносимое обращение с ним, на полную дезориентировку, говорит о том, что чувствует себя "бывшим" человеком и просто гибнет. История с ним действительно возмутительна, и не только с ним одним.

Дорогой Иосиф Виссарионович! Мы спрашиваем себя: в чем дело? Чем провинились против партии и Советской власти Эрмлер, Ромм, Козинцев, Трауберг и многие другие, имена которых я не упоминаю только потому, что они не говорили со мной лично или не писали мне, но положение и настроение которых я отлично знаю. Среди нас нет ни одного, кто не про­сился бы многократно в Москву и на фронт. Но мы продолжаем сидеть в тылу, оторванные от центральных органов партии, получая от Комитета вместо руководства - приказы, бюрократические окрики и потоки непо­нятных и недоброжелательных распоряжений. Мрачная атмосфера клеве­ты, аппаратной таинственности и бюрократизма, исчезнувшая было за по­следние четыре-пять лет, начинает возрождаться в новых формах со все­ми типичными "прелестями": любимчиками, подхалимажем, таинственны­ми перемещениями, зазнайством, самодурством и мстительностью. Мы с завистью смотрим на работников других областей [искусства], которые живут полной жизнью и радостно, несмотря на все лишения военного вре­мени, отдают свой полноценный труд родине.

Как Вам известно, за месяц до войны в ЦК ВКП(б) состоялось совеща­ние по вопросам кино, которое проводили тт. Андреев, Жданов, Маленков и Щербаков. В выступлениях секретарей ЦК был дан ряд руководящих указаний: об усилении художественного руководства и укреплении этого института, об устранении ряда бюрократических рогаток, мешающих рабо­те кинематографии, об упрощении финансовой системы, об усилении ра­боты с молодежью, выдвижении новых режиссеров и т.д. Ряд указаний был облечен в форму практических предложений, но ни одно из этих ука­заний не выполнено, а практика Комитета по делам кинематографии пря­мо противоречит всему направлению, данному на этом совещании. Это не может объясняться войной, так как война должна была бы подтолкнуть Комитет на быстрейшее осуществление указаний секретарей ЦК, ибо со­вещание происходило в атмосфере предвоенной обстановки.

Я не позволю себе затруднить ваше внимание перечислением множе­ства фактов, иллюстрирующих бюрократизм, организационную неразбе­риху, формальное решение вопросов и т. д. Люди гибнут. Крупнейшие ре­жиссеры, имена которых известны не только любому пионеру в нашей стра­не, но известны и в Америке, и в Англии, и во всем мире, - эти режиссеры находятся в таком состоянии, что, если ничего не изменится буквально в ближайшее время, то страна может навсегда потерять этих мастеров. Под­нять их снова на ноги будет, быть может, уже невозможно. Что до нашей молодежи, то здесь помогать, пожалуй, уже поздно. Наша немногочислен­ная смена наполовину не существует.

Я прошу Вас, Иосиф Виссарионович, вызвать в Москву, в ЦК партии ху­дожественных руководителей крупнейших студий: Эрмлера, Юткевича, Чиаурели, Александрова, а также меня и режиссеров Эйзенштейна, Козин­цева и Трауберга. Украинскую кинематографию на этом совещании может представить находящийся в Москве Довженко.

На этом можно было бы кончить письмо, ибо я убежден, что такое сове­щание внесет ясность во все вопросы и даст нам недолго политическую и творческую ориентировку. Но есть еще один вопрос, с которым я не могу обратиться ни к кому, кроме Вас. За последние месяцы в кинематогра­фии произошло 15-20 перемещений и снятий крупных работников (ху­дожественных руководителей, членов редколлегии Сценарной студии, заместителей директоров киностудий, начальников сценарных отделов и т.д.). Все эти перемещения и снятия не объяснимы никакими политичес­кими и деловыми соображениями. А так как все снятые работники ока­зались евреями, а заменившие их - не евреями, то кое-кто после первого периода недоумения стал объяснять эти перемещения антиеврейскими тенденциями в руководстве Комитета по делам кинематографии. Как это ни чудовищно звучит, но новые и новые распоряжения Комитета ежеднев­но прибавляют пищу для этих разговоров, оспаривать которые стало про­сто трудно.

Проверяя себя, я убедился, что за последние месяцы мне очень часто приходится вспоминать о своем еврейском происхождении, хотя до сих пор я за 25 лет Советской власти никогда не думал об этом, ибо родился в Иркутске, вырос в Москве, говорю только по-русски и чувствовал себя все­гда русским, полноценным советским человеком. Если даже у меня появ­ляются такие мысли, то значит в кинематографии очень неблагополучно, особенно если вспомнить, что мы ведем войну с фашизмом, начертавшим антисемитизм на своем знамени.

Дорогой Иосиф Виссарионович! Я дважды в моей жизни обращался к Вам в тяжелую для меня минуту. Если я теперь в чем-то не прав, чего-то не понимаю, то прошу Вас разъяснить мне как члену партии и режиссеру до­пущенную мною ошибку.

Извините, что своим письмом я отнял у Вас время, такое ценное для всего передового человечества.

Лауреат Сталинской премии,

Михаил Ромм