14 мая 1941 г.

Товарищи, Центральный Комитет решил созвать совещание творческих работников советской кинематографии, чтобы вместе с вами обсудить наиболее назревшие и наболевшие вопросы творческой работы кинематогра­фических работников. Я не буду здесь распространяться, ибо считаю, сама аудитория говорит о том, что не нужно распространяться о том, какое зна­чение имеет кино, как важнейшее из видов искусства и наиболее острое орудие политического воспитания и просвещения масс. Я расскажу только в этой связи о том, что каждый фильм в нашей стране представляет из себя общественное и политическое событие, и так ЦК к этому и относится; к выпуску каждого фильма мы и вся страна относимся как к важнейшему общественно-политическому событию, и с этой точки зрения ЦК хотел по­ставить на обсуждение, посоветоваться с работниками кинематографии по вопросу о том, что опыт показывает, что у нас имеется значительное неблагополучие с качеством, я имею в виду и идейное, и художественное качество довольно значительного количества наших фильмов.

У нас в качестве выпускаемых фильмов большая неровность. Бывает так, что после удачной и талантливой картины, которая вызывает вполне заслуженное одобрение у советского зрителя, следует провал, фильм не только средний и ниже среднего, иногда вовсе негодный. С этой точки зрения нет такого постоянного и непрерывно повышающегося уровня по­давляющего большинства выпускаемых на экран фильмов. То, что эти про­валы имеют место в нашей кинематографии, об этом свидетельствует факт запрещения к постановке на экране целого ряда фильмов за последнее время. Если взять, допустим, последний факт, начиная с пресловутого ки­нофильма "Закон жизни", который представляет собой клевету на совет­скую молодежь, на советскую действительность, то за это время не были выпущены в свет такие фильмы, как "На дальней заставе", " Гость", "Пре­ступление и наказание", Рубиновые звезды" Ташкентской киностудии, "Ста­рый наездник" о нашем ипподроме, затем фильм "Танкер Дербент" Галя Ленинградской студии и некоторые другие. В самое последнее время мы вынуждены были не пустить на экран фильм "Сердца четырех", автор[ы] сценария Файко, Трайсберг*, режиссер Юдин. Но нельзя сказать, что филь­мы, выпущенные на экран за исключением ряда известных нам, - я имею в виду такие фильмы, как "Суворов", "Свердлов", "Богдан Хмельницкий" и ряд других, они известны, - ряд фильмов, которые выпущены на экран, они с идейной и художественной стороны не блещут и вышли на экран с большой натяжкой, я имею в виду фильм[ы] "Случай в вулкане", "Пятый океан", "Дружба", "Брат героя" и др., а некоторые фильмы подвергались, в связи с указаниями ЦК, многочисленным переделкам, это такие фильмы, как "Девушка с того берега", носивший ранее название "На заставе", "Ве­сенний поток" из жизни нашей школы и некоторые другие.

Если взять фильмы, не выпущенные на экран или пропущенные с боль­шим количеством переделок, то надо сказать, что все эти фильмы страда­ют довольно низким уровнем с точки зрения идейного содержания, иног­да протаскиванием чуждых нам идеологических тенденций и моральных тенденций. Это особенно неприятно и неправильно с точки зрения того, что современная эпоха, современный период, он налагает на наш экран, на наше кино, как наиболее острый вид нашего искусства с точки зрения политической пропаганды и воспитания масс, особые обязанности в связи с войной, в связи с нашими задачами в области строительства коммунис­тического общества, в связи с задачами, которые поставлены XVIII партий­ной конференцией. Все задачи воспитания масс, они становятся сейчас наиболее остро и с этой точки зрения хотелось бы посоветоваться, выяс­нить и проверить, каковы причины этих провалов, каковы причины того, что идейное содержание и художественная ценность многих из наших филь­мов находятся не на должной высоте.

Я хочу сказать только несколько слов, почему ЦК ВКП(б) вынужден был запрещать некоторые фильмы из-за несколько чуждых нам идеологичес­ких тенденций. О Законе жизни" распространяться я не буду, потому что об этом достаточно писалось; я скажу о таком фильме, как "На дальней заставе", почему он не попал. Этот фильм не попал потому, что в нем со­вершенно неверно и извращенно распространены светотени между наши­ми людьми - пограничниками, ведущими борьбу с перебежчиками, шпио­нами, в частности, с английскими шпионами и этой фигурой врага - анг­лийского шпиона. Наши пограничники - красноармейцы показаны как по­следние вахлаки, как последние простаки, которых и надуть не грех. Шпи­он показан сильным человеком, наделенным сильными волевыми досто­инствами и качествами. И в конечном счете резюме этого фильма, квад­ратный корень этого фильма сводится к тому, что этот шпион был излов­лен, потому что счастливый конец вроде полагается. Это изловление не мотивировано, оно совершенно не вытекает из всей внутренней динами­ки событий и обстоятельств, которые сопровождают фильм.

В связи с "Законом жизни" товарищ Сталин на совещании писателей указывал, что порок Авдеенко заключается не в том, что он врага рисует как великого человека, а порок заключается в том, что Авдеенко показывал наших людей как замухрышек и, следовательно, с этой точки зрения совершенно не понимал и извращал нашу советскую действительность в угоду врагам. Изображал большевиков как замухрышек, а врагов, как лю­дей дела и очень сильных людей. По этому же пути пошли и в более смяг­ченной форме авторы немалого количества фильмов, о которых я уже го­ворил. Например, в фильме "На дальней заставе" протаскивание всякого рода пошлятины, принижение идейного уровня наших советских граждан, протаскивание теории и практики, тенденции дон-жуанства, которые в "Законе жизни" имеются, протаскивание арцыбашевщины.

И затем много фильмов, выпущенных на экран, страдает легким и мало­мотивированным объяснением нашей советской действительности. Когда наши люди изображаются в фильме, они превращаются в героев, в знат­ных людей без всякого труда. Вот такого рода привитие нашим советским людям делается без всякой трудности, без всякой затраты силы воли, энер­гии, настойчивости и прочих качеств человеческого характера. Они не мо­гут не размагничивать людей и порождают среди молодежи легкое отно­шение к нашей советской действительности, представляют дело очень лег­ким с точки зрения выхода в люди и создания жизненной картины.

Поэтому мы с вами должны обсудить вопрос, как улучшить идейное со­держание и художественное качество наших фильмов, как избежать про­валов на этом фронте, как избавиться от брака, как поднять на новый уро­вень нашу кинематографию, чтобы брак был сведен к минимуму, если не окончательно ликвидирован.

Вот вопрос, по которому Центральный Комитет считает необходимым посоветоваться с товарищами.

Пару слов в порядке постановки вопроса - это в отношении комедий. Если в области художественных фильмов мы имеем немало провалов, то в отношении комедий это положение еще более усиливается. Мы давно не имеем советских комедий, за исключением некоторых фильмов. И тут по­лучается, что достигнувши определенного уровня в создании нашей со­ветской кинокомедии, последние фильмы, они как-будто этот уровень до­стигают и вновь возвращаются к начальной ступени. Хочу сказать о све­жей новинке "Сердца четырех". Мы видели на днях этот фильм. Всего сю­жета на десять минут, но когда размазывается это дело на полтора часа, то динамика комедийная, сам комедийный метод превращается в свою собственную противоположность, в нудную вещь. Эти попытки смешить публику всякого рода попаданием в воду, плесканием в лицо из бокалов и т.д., все эти незатейливые приемы очень тривиальны, они не могут под­нять, привить энтузиазм не могут. Затем общий фон комедии - там любит один и другой, потом перемена ролями - один любит другую, затем двое влюблены в сестер, затем меняются ролями, - тема довольно знакомая и известная, и порядочно избитая. Причем, даются все эти романы на фоне безделья, фон такого сладкого ничегонеделания, на базе лагерной жиз­ни и вокации, музы, из которых все происходит. Красные командиры изоб­ражены на подобие душек военных, которые занимаются ухаживанием, за­тем всякого рода услуги делают, - безделье кругом.

Разве это соответствует советской жизни? О чем это свидетельствует? Это свидетельствует о некотором опасном отрыве от действительности.

А в то же время возьмите решения XVIII Всесоюзной партийной конфе­ренции и недостатки, вскрытые там. Разве там не наберешь материала и тем для хорошей советской комедии, хотя бы по вопросам чистоты, учета и т.д.? Разве здесь нельзя создать действенную, бьющую в цель комедию? Нет, берут такие пошлящие материалы и создают полуторачасовые коме­дии, а потом ждут успеха. Поэтому с советской комедией явно не везет.

Joomla templates by a4joomla