10 февраля 1940 г.

В ЦК ВКП(б) - тов. Сталину

- тов. Молотову

- тов. Жданову

- тов. Андрееву

- тов. Маленкову

Условия работы советской критики нельзя считать вполне нормальны­ми. Несколько лиц, организованных как группа, составляющих меньшин­ство критиков, оказались в исключительно привилегированном положе­нии в области критики. В их руках всецело находятся "Литературный Кри­тик", единственный литературоведческий и специально критический жур­нал на русском языке в СССР, "Литературное Обозрение", единственный библиографический литературный журнал. Группу поддерживает газета "Советское Искусство". Группе покровительствует работник литературно­го отдела "Правды" Трегуб, что отражается на подборе лиц, приглашаемых для сотрудничества в лит[ературном] отделе "Правды" и что используется группой для муссирования слухов об оказываемой им будто бы партийной поддержке. Руководящими лицами в группе являются Г.Лукач, Мих. Лиф- шиц, Е.Усиевич. ГЛукач - человек очень путаной биографии, в начале сво­ей деятельности неприкрытый буржуазный идеалист, впоследствии всту­пивший в венгерскую компартию, левак, о котором Ленин писал еще в 1920 г.: "Статья Г.Л. очень левая и очень плохая. Марксизм в ней чисто словесный" и т.д. (т. XXV, с. 291).

Политические и философские работы Г Лукача неоднократно подверга­лись критике в советской печати за ревизию марксизма. Т. Лифшиц - кан­дидат в члены ВКП(б), Е.Усиевич - член партии.

В группу входят В.Кеменов, Гриб, Сац, М.Розенталь (редактор "Литера­турного] Критика"), ФЛевин (зам. редактора "Литературного] Критика" и редактор "Литературного] Обозрения"), ВАлександров, Андрей Платонов, автор литературного пасквиля на колхозное движение "Впрок". Близки бы­ли к группе недавно арестованные критики Малахов и Рагозин. Зам. ре­дактора "Литературного] Критика" и редактор "Литературного] Обозре­ния" ФЛевин сам заявил на публичном собрании, что журналы, в которых он работает, представляют собой "идейное течение". Уж одно то, что два государственных журнала стали групповыми органами, органами какого- то "течения", является вопиющим безобразием. Однако, дело не кончает­ся этим. По логике группового существования члены группы накопили много ошибок, вредных теорий, на которых они настаивают, которые они активно защищают, которые стали их линией. Вот главнейшие пункты их взглядов, являющихся буржуазно-либеральной ревизией марксизма.

Отказ от теории классовой борьбы при оценке литературных явлений[146]

После опубликования известных "Замечаний по поводу конспекта учеб­ника по "Истории СССР" и "Новой Истории"[147] за подписью И.Сталина, С.Ки- рова и А.Жданова в советской критике и советском литературоведении началась борьба против вульгарно-социологических извращений. В крити­ке вульгарной социологии приняли участие и М Лифшиц В.Кеменов, В.Гриб, М.Розенталь, которые, однако, отправлялись от ложных немарксистских позиций. В их выступлениях общее, абстрактное понятие "народности" подменяет вопрос о классах и классовой борьбе. В их характеристиках Бальзака, Шекспира, Толстого и других писателей пропадает всякий эле­мент классовой характеристики.

Оппортунистическую теорию трудно ловить по цитатам, однако доста­точно прочесть любую работу кого-либо из членов этой группы, чтобы уви­деть эту основную их "особенность". Понятие "народ" потеряло у этой группы всякое исторически-конкретное и классовое содержание. Ленин, характе­ризуя противоречия в мировоззрении и творчестве Толстого, видит в них отражение силы и слабости крестьянского движения в определенный ис­торический период. Идеологи группки, Лифшиц и Кеменов, подменяют конкретное понятие крестьянства, в конкретных исторических условиях, общим понятием "народ". Вследствие этого они выхолащивают ленинскую классовую характеристику Толстого.

"У Ленина мы нигде не найдем, - пишет Лифшиц, - тех якобы точных, а на деле вульгарных определений классовой природы Толстого, до кото­рых так падки наши социологи" (Литературная] газета, 24.V.1936 г., ста­тья "Критические заметки"). Одновременно идеологи группки делают спе­цифические предрассудки, реакционные стороны крестьянского движения признаком народности вообще:

"Ленин показал двойственный характер народности. Народность в ис­кусстве великих писателей отражает не только рассудок масс. но и их пред­рассудок" (В.Кеменов. Ленин и вопросы народности в искусстве. "Совет­ское искусство" от 21 января 1940 г.).

Для марксизма-ленинизма народным в писателе является то, что слу­жит интересам трудящихся, движет их вперед. А эта группка, ревизуя мар­ксизм-ленинизм, пятясь назад от Белинского и Чернышевского, употреб­ляет понятие народность писателя хвостистски, по "рабочедельски", сле­по преклоняясь перед предрассудками и отсталостью масс.

Внеклассовое отношение к литературе приводит членов группки к не­критическому, апологетическому отношению к писателям-декадентам.

Так В.Александров в статье "Иннокентий Анненский" (поэт и критик-де­кадент) пишет, что было бы "очень грустно", если бы оценка творчества

Анненского оказалась бы "вульгарно-социологической проработкой" ("Ли­тературный] Критик", 1939 г, № 5-6).

Кивая на вульгарную социологию, ВАлександров совершенно обходит классовую борьбу в России начала XX века и дает чисто психологический анализ творчества поэта-декадента, по формуле "все понять - все прос­тить".

Отказ от теории классовой борьбы приводит к замене конкретно-исто­рического исследования абстрактными, априорными схемами. Так ГЛукач в книге "К истории реализма" (Гослитиздат, 1939 г., редактор М.Лифшиц, все основные статьи этой книги предварительно напечатаны в "Литера­турном] Критике") доказывает, что Россия 2-ой половины XIX века была зрелой капиталистической страной, по типу западно-европейских, и что царизм был капиталистической властью. "Итак, - пишет Г.Лукач, - Толстой изображает мир, в котором отношения между людьми и отношения людей к обществу очень близки к типу отношений, который изображали западные писатели-реалисты после революции 1848 г." (с. 289).

Фраза эта является объяснением вновь найденной Лукачем общественной формации: "Капитализм в его специфически-царистской форме" (с. 286), а самодержавие превращается в "аппарат капиталистического государства" (с. 287).

Какой Г Лукач "марксист" известно, но редактор его книги М. Лифшиц - кандидат партии, а редакторы "Литературного] Критика" - коммунисты. Мы вправе требовать, чтобы редактора-коммунисты по крайней мере не сбивали с толку писателей, изучающих историю, подсовывая им немарк­систские, неленинские взгляды на русский исторический процесс.

< ... >

Стремление оторвать советскую литературу от политики

Гнилые теоретические позиции группки "Литературного] Критика" при­водят их естественно к выводу, что политика вредна искусству.

Е.Усиевич пишет: "Надо сказать, что произведения западных революци­онных писателей, ощупью идущих к коммун изму, зачастую в гораздо боль­шей степени обладают специфическими свойствами художественного твор­чества и действуют гораздо более революционизирующе, чем произведе­ния многих наших писателей, подходящих к творчеству с готовыми комму­нистическими выводами" ("О закономерности" Н.Вирта, "Лит[ературный] Критик", №7, 1937 г.).

"Поиски героя у подавляющего большинства наших писателей не только оказываются неудачными по непосредственному результату, но и ведутсяв том направлении, где героя найти просто невозможно" ("Литературный] Критик", статья "Разговор о герое", с. 154, № 9-10 за [19]38 г.).

Всю советскую литературу "Лит[ературный] Критик" считает иллюстра­тивной (т.е. дидактической, второсортной) на том основании, что она про­низана политической тенденцией. "До сих пор наша литература преиму­щественно иллюстрировала марксистское понимание действительности" (передовая "Лит[ературного] Критика", № 9-10 за 1938 г., с. 9).

В области поэзии Е.Усиевич проводит ложную и вредную мысль, что политической поэзии, как особого жанра, никогда не существовало в боль­шой литературе и не должно существовать в советской поэзии. Полити­ческая поэзия, по мнению Е.Усиевич, есть результат художественного упад­ка: 'Только в эту эпоху художественного упадка, обусловленного специфи­ческими особенностями буржуазного развития, возникает "аполитичная" или "антиполитическая" поэзия. Ей противостоит поэзия, имеющая ясно выраженное политическое содержание, ставящая себе непосредственно политические задачи и целиком ограничивающая себя воспеванием или порицанием политических деятелей, фактов и лозунгов" (Е.Усиевич. Пути художественной правды. 1939, с. 106).

"...Другими словами, попытки возвратить поэзии утерянное органичес­кое общественное содержание выливались в одностороннюю. нарочитуюформу: политические стихи. где непосредственно политическая тема вы­ражалась рассудочно, оторванная от всего богатства жизни, - упрощали тему, становились иллюстративными и теряли, вследствие этого, и поэти­ческую силу и политическую остроту" (Там же, с. 109-110).

Усиевич оболгала историю литературы. Пушкин писал "Для берегов отчиз­ны дальней", но и "Деревню" и "Вольность", Лермонтов не только "Ветку Палестины", но и "Смерть поэта". И то и другое гениально, но относится к разным жанрам лирики. "Деревня", "Вольность", "Смерть поэта" - это и есть образцы политической лирики. В современной же советской лите­ратуре Е.Усиевич поддерживает явления, выражающие разбитое буржуаз­ное сопротивление социализму. Поэтому для нее Андрей Платонов, автор "Впрока", является самым талантливым советским писателем: "Наиболее талантливым среди писателей. не удовлетворяющихся одними лишь гу­манистическими обобщениями, а ищущих жизненных, конкретных и труд­ных, часто трагических форм развития, является у нас Андрей Платонов" ("Литературный Критик", № 9-10 за 1938 г., с. 1/1).

"Литературный] Критик" сделал Платонова своим знаменем. Его противо­поставляют другим писателям. На него указывают, как на образец. В.Александров в статье "Частная жизнь" предлагает Пастернаку лечиться... Плато­новым ("Лит[ературный]Критик", 1937, кн. 3). Даже рассказы Платонова, забракованные другими журналами, печатались в "Литературном] Критике".

Платонов стал публицистом и критиком группки. На страницах "Литера­турного] Критика" он доказывает, что вся русская литература после Пушки­на - сплошной упадок, а Горький вобрал внутрь себя... кусочек фашизма: "Русская литература вынуждена была (после Пушкина) пойти на некоторое обеднение". Гоголь в "Мертвых душах" и "Ревизоре" - это "приблизитель­ная имитация" Пушкина (с. 72). "Сам Пушкин явился ведь не от изобилия.не от избытка сил народа. а от его нужды. из крайней необходимости, по­чти как самозащита или как жертва" (с. 68). "Горький всегда был на пере­довой линии фронта борьбы за будущую пролетарскую участь, он одним из первых принимал на себя все атаки буржуазного, а затем фашистскогопротивника. И, естественно, что сознание Горького как бы "искажалось", потому что в бою и победитель получает раны. Здесь же бой происходил внутри человека, так как нужно было уничтожить врага в самом духе и ра­зуме, а для этого надо подпустить егочрезвычайно близко - в самого себя" (с. 80, статья "Пушкин и Горький" - "Литературный] Критик", № 6 за 1937 г.).

Дальнейшие комментарии излишни!

Сборник подобных статей Платонова, редактировавшийся Е Усиевич, был изъят, как антисоветская книга.

< ... >

Выводы

Группка "Литературного Критика" выродилась в кучку людей, представ­ляющих современную ревизию марксизма-ленинизма, представляющих буржуазно-либеральное сопротивление марксизму-ленинизму в литерату­ре. Как водится, группка "Литературного] Критика" особое внимание об­ращает на молодежь. Она группирует аспирантуру по типу так называемых 'школок". Ее влияние заметно в педвузе, особенно сильно ее разлагаю­щее влияние в Институте истории, философии и литературы им. Черны­шевского.

По всем правилам групповой тактики группка эта покрывает ошибки друг друга, согласовывает между собой свои статьи и выступления, третирует всех инакомыслящих как "не марксистов". В течение ряда лет, кто бы ни стоял у руководства Союза писателей, группка эта игрСет в своеобразную "оппозицию" и разжигает рознь между писателями и критиками.

По системе своих взглядов. по методам своей работы группка "Литера­турного Критика" является антипартийной группировкой в литературе.

Необходимо отнять "Литературный] КриТик" и "Литературное] Обозре­ние" из рук группы и сделать их органами Союза советских писателей, целиком и полностью изменив редколлегии этих журналов.

Необходимо разоблачить взгляды группки "Литературного] Критика", чтобы прекратить разлагающее влияние ее на литературу и учащуюся мо­лодежь.

Необходимо, чтобы "Правда" выступила с осуждением линии "Литера­турного] Критика".

Условия. способствовавшие формированию группы"Литературного! Критика"

Люди, собравшиеся в "Лит[ературном] Критике", смогли сформировать­ся в группу, вследствие неправильного отношения к критике в некоторых кругах советской общественности, в том числе и среди писателей. Есть люди и даже организации, которые смотрят на критику с презрением, как на литературную деятельность второго и третьего сорта. "Правда", "Изве­стия", "Комсомольская Правда" никогда не рецензируют критических книг и статей. Литературная критика оказалась вне поля внимания партийной и советской общественности и до последнего времени была вне поля зре­ния Союза писателей. Положительные результаты, достигнутые советской критикой, не поддерживаются, что приводит к преуменьшенному представ­лению о достижениях советской критики. Ведь группа "Литературного]

 

Критика", несмотря паевое привилегированное положение, является мень­шинством. С другой стороны, отрицательные явления не получают своев­ременного отпора. Центральная партийная печать, несмотря на сигналы, не выступала с разбором ошибок в критике по мере их появления. Крити­ка, мол, это нечто неважное, третьестепенное! В итоге процессы, происхо­дившие в критике, не изучались, не ставились под партийный контроль. А группа "Литературного] Критика", являясь хозяином ряда органов печати, получила возможность свободно пропагандировать свои книги, свои взгля­ды, активно внедрять свои ошибочные и вредные теории.

С коммунистическим приветом, . .

А.Фадеев

В.Кирпотин

АП РФ. Ф. 3. Оп. 34. Д. 209. Л. 51-69. Подлинник. Машинопись.

Joomla templates by a4joomla