Administrator
Категория: Культура и искусство
Просмотров: 1599

 

19 августа 1939 г.

Просмотр ряда литературно-художественных журналов за 1939 год по­казывает, что руководство журналами поставлено неудовлетворительно.

По своему содержанию журналы явно отстают от жизни, от запросов со­ветского читателя. Журналы "Красная новь", "Октябрь", "Звезда", "Литера­турная учеба" и др., являющиеся органами Союза советских писателей СССР и периодикой современной художественной литературы, в течение шести месяцев не дали ни одного более или менее крупного художественного произведения, изображающего современную действительность советской страны. Называясь журналами художественной, общественно-политичес­кой литературы, критики и публицистики, эти журналы в течение полгода не дали ни одной серьезной статьи, освещающей основные вопросы на­шей общественной жизни.

Характерно, что литературно-художественные журналы не откликнулись на такое крупное событие в жизни советской литературы и советского на­рода, как награждение писателей. Журналы обходят молчанием вопросы, вытекающие из решений XVIII съезда для нашей советской художествен­ной литературы.

На страницах журналов почти отсутствует освещение вопросов комму­нистического воспитания, коммунистической морали, борьбы против пе­режитков капитализма в сознании людей, вопросы советского патриотиз­ма, не освещаются в публицистических статьях такие проблемы, как зада­чи догнать и перегнать передовые капиталистические страны и в экономи­ческом отношении и другие проблемы, выдвинутые в исторических реше­ниях XVIII съезда ВКП(б).

Так, например, в журнале "Красная новь" почти нет статей, посвящен­ных решениям XVIII съезда партии, о задачах в области литературы и куль­туры, вытекающих из решений съезда. Художественные произведения, печатаемые в этом журнале, главным образом, посвящены прошлому. Журнал редактируется небрежно. В № 5-6 журнала "Красная новь" допу­щена серьезная политическая ошибка в редакционном примечании о по­эте Низами. Как известно, поэт Низами является поэтом азербайджанско­го народа, который широко празднует его юбилей. Несомненно, это изве­стно редактору журнала "Красная новь" и секретарю Союза советских пи­сателей тов. Фадееву, который вносил в ЦК проект о праздновании юби­лея Низами24. Между тем, в № 5-6 журнала "Красная новь" (стр. 22), в редакционном примечании Низами характеризуется как иранский поэт.

Журнал "Октябрь" допустил серьезный идеологический провал, напеча­тав на своих страницах антихудожественные и вредные стихотворения И.Сельвинского, оценка которых уже дана в решении Оргбюро ЦК ВКп(б)25.

Просмотр журнала "Литературная учеба" за 1939 год показывает, что в настоящее время журнал оторван от читателей и от жизни советской ли­тературы. Журнал делается не лучшими мастерами писательского труда, а случайными людьми. Поэтому страницы журнала изобилуют странными, антинаучными положениями, вроде того, что: "Основной предпосылкой к писательской профессии является специальная биологическая одсрен- ность", что "искусство писать - это, прежде всего, искусство жить", или:

"невежество имеет все преимущества перед "полузнанием", "у нас нет по сие время подлинной для писателя пригодной теории литературы"

и т.д. и т.п.

Чем объясняются эти идеологические провалы журналов и их отставание?

Дело в том, что редакционные коллегии журналов не выполняют своих обязанностей и по существу нередко превращаются в пустую вывеску. Пребывание в составе редакционной коллегии рассматривается писателя­ми, как некая почетная, но не обязывающая работать должность. Некото­рые писатели состоят в нескольких редакциях (напр., тов. Панферов, явля­ющийся редактором "Октября", одновременно состоит в редакционной коллегии журнала "Красная новь"; тов. Шолохов числится членом редакци­онной коллегии "Октября" и "Нового мира"). В руководстве журналами при бездеятельности редколлегий нет должного порядка и ответственности, фактически многими журналами руководятбеспартийные сотрудники, за­частую политически непроверенные.

Для примера, возьмем журнал "Красная новь". Членами редколлегии этого журнала являются: Вл.Бахметьев, Ф.Березовский, Вс.Иванов, И. Луп- пол, Ф.Панферов, А.Фадеев, М.Шагинян. Но за полгода ни один из этих товарищей не написал для "Красной нови" ни одной строчки: ни художе- ственныхпроизведений, ни критических заметок, ни статей по обществен­но-политическим вопросам. За исключением т. Фадеева, который офици­ально подписывает журнал к печати, хотя, как показывает история с редак­ционным примечанием о поэте Низами, т. Фадеев, видимо, прочитывает не весь материал, - другие члены редколлегии мало участвуют в редакци­онной работе.

В результате получилось так, что фактически главную роль в редакции журнала "Красная новь" играет беспартийный сотрудник Ступникер, сек­ретарь журнала, который и является фактическим хозяином журнала. Ступ­никер ведет все дела "Красной нови": он подбирает материалы для каждо­го номера (т.е. решает вопрос о том, что печатать и что отклонить), ведет переговоры с авторами и т.д.

Кто же такой Ступникер? Вот некоторые сведения из его автобиогра­фии. Родился 1902 г. в г. Лодзи (Польша), еврей. Отец - коммивояжер, продолжавший свою профессию коммивояжера вплоть до 1924 года, в "частных предприятиях, возникших в начале НЭПа". Ступникер вступал в коммунистическую партию, но через год, пишет Ступникер, "резко ощущая свою неподготовленность к партийной работе, вышел из партии". Ступни­кер является по своему прошлому явно подозрительным человеком по своим связям с троцкистами. Он работал в свое время в секретариате Склянского.

Затем Ступникер пошел работать секретарем журнала "Комсомольская летопись", где редактором был другой активный троцкист Л.Шацкин. С тех пор Ступникер стал "журналистом". Работал в "На лит[ературном] посту", в "Росте", где редактором был Киршон, и т.д. В настоящее время этот по­литически сомнительный человек является фактическим хозяином одного [из] 113 крупнейших центральных литературных журналов СССР - "Красной нови". Следует добавить, что Ступникер не имеет никакого политичес­кого и литературного образования.

Все дела другого крупнейшего журнала "Октябрь" ведет т. Маковский, который лишь недавно подал заявление о вступлении в партию. Чаковский в качестве секретаря редакции стал подписывать журнал к печати, хотя на это имеют право только члены редколлегии. Недавно при выпуске № 5-6 "Октября", когда у работников Главлита возникло сомнение относительно печатания стихотворений Сельвинского ("Лирика" и "Монолог диверсан­та"), Чаковский мобилизовал все для воздействия на работников Главли­та. Чаковский вместе с Сельвинским поехал в Главлит и добился опубли­кования в журнале вредных и пошлых стихотворений.

Чтобы ликвидировать существующие в настоящее время беспорядок и безответственность в руководстве литературно-художественными журна­лами, необходимо в первую очередь провести ряд организационных ме­роприятий (установление должности ответственного секретаря редакции, утверждение нового состава редколлегий и др.).

Проект постановления Оргбюро ЦК ВКП(б) по этому вопросу прилагается.

Заместитель] нач[альника]

Управления пропаганды и агитации ЦК ВКП(б) П.Поспелов

РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 19. Л. 54-58. Подлинник. Машинопись.