7 августе 1944 г.

Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Маленкову ГМ.

В работе литературно-художественного журнала "Знамя" имеются серь­езные недостатки. Указания ЦК ВКП(б) об улучшении работы литератур­но-художественных журналов плохо выполняются редакцией журнала "Знамя".

Созданная в 1940 г. редколлегия журнала "Знамя" не работает. Члены редколлегии: Ал.Исбах, В.Лебедев-Кумач, В.Луговской, М.Соколовский не принимают никакого участия в работе журнала. За время войны они не опубликовали на страницах журнала "Знамя" ни одного своего произве­дения,

Ответственный секретарь журнала т. Михайлова, как показывает опыт, не в состоянии обеспечить ведение журнала на должном идейном и лите­ратурно-художественном уровне.

Управление пропаганды вынуждено было в процессе подготовки и вы­пуска очередных номеров журнала исправлять грубые ошибки, допускае­мые редакцией журнала. Так были задержаны, подписанные редакцией к печати, политически неправильные статьи Юзовского и Усиевич. Юзовский в своем "Критическом дневнике" по существу выступает против идейности в искусстве, издевается над положительным освещением в литературе советской действительности:

"Самодовольная, какая-то мистическая "предопределенность" обязатель­ного успеха, раз за дело берется герой, о котором известно, что он за, а не против советской власти, рождали в нашей литературе лакировку и само­успокоенность".

В своей статье Юзовский утверждает, что наше довоенное искусство не вооружало сознание народа для предстоящей войны. Он пишет:

"Помилуйте, зритель в восторге, зритель мобилизуется для будущей борьбы с фашистской Германией. Неправде- Мы свидетели. Зритель не мобилизовался, а демобилизовался. Десятки тысяч людей вышли из теат­ра в шапкозакидательном настроении, и это называлось воспитывать для будущей войны".

В своих рассуждениях о пьесе Мдивани "Батальон идет на Запад" Юзов­ский допускает такие злобные выпады:

"Спектакль нужен был дозарезу - началась война. Пьеса имела показа­тельно-результативное название "Батальон идет на Запад". Мы должны ска­зать, пусть это обидно, но поучительно, что в то время как пьеса "Батальон идет на Запад" пошла на сцену, автор ее вместе с актерами эвакуировался на Восток".

Усиевич в статье о "Непокоренных" Горбатова возлагает на советскую власть ответственность за страдания наших людей, оказавшихся под господством немцев:

"Оставшимся приходится самим, в одиночестве, пережить этот первый страшный момент, момент трагического недоумения: как же так, как это могло случиться, что наша армия, наша надежда и любовь, не могла отсто­ять, защитить наши жизни, наш труд, всю нашу, столько лет и с таким тру­дом и напряжением строившуюся жизнь... Отступили не чужие, не стоящие нсд ним сверху и отвечающие за него люди. Нет, свои, его сыны, его дети, за которых и он отвечает. Он (Тарас) одинок в этот момент самым страш­ным одиночеством, но он знает, что и за этот период жизни надо будет дать отчет. Перед своими людьми, перед своими детьми, перед своей, им, Тарасом, когда-то завоеванной, на него опирающейся властью, перед все­ми теми, перед кем он всю жизнь отвечал и с кого он требовал и потре­бует ответа . Тарас чувствует себя хозяином всего существующего на род­ной земле, чувствует, что он, мастер Тарас, за все отвечает, но и перед ним должны отвечать. Это и есть основная черта в патриотизме Тараса".

Редакция подготовила к опубликованию в № 5-6 журнала (майско-июнь­ском) поэму Евг. Долматовского "Вождь", в которой неверно изобража­лось отступление Красной Армии в первые месяцы войны. Судя по этой поэме, Красная Армия беспрерывно отступала, не оказывая сопротивле­ния немцам, начиная от наших границ почти до Москвы.

В журнале продолжают появляться слабые, серые в художественном отношении очерки, рассказы и повести. Так, в № 11-12 за 1943 год опуб­ликованы пустые, манерные рассказы В.Шкловского "О разлуках и поте­рях", в № 11-12 журнала за 1943 год напечатаны пошлые, антихудожест­венные рассказы. Я.Киселева ("Равный среди равных", "Его долг', "В гос­питале ночью").

Отдел литературной критики журнала "Знамя" находится в запущенном состоянии. Многие литературно-критические статьи не представляют ни публицистической, ни научной ценности, к тому же некоторые из них явля­ются явно ошибочными. В № 9-10 журнала "Знамя" за 1943 г. была опуб­ликована статья Л.Поляк "О лирическом эпосе Великой Отечественной вой­ны", в которой автор протаскивает неправильные утверждения об осо­бенностях и условиях развития советской поэзии в довоенное время. По­ляк пишет: "В трудные годы начавшегося строительства существовал не­писаный, никем не сформулированный, но всеми молчаливо признанный поэтический устав, накладывающий свое вето на интимно-лирические темы". И далее: "Советские поэты наших дней освободились от аскетичес­ких пут, от железных вериг, которыми они стесняли себя в недавнем про­шлом". Затем Л.Поляк утверждает: "Великая Отечественная война усили­ла, заострила, наполнила новым содержанием патриотические чувства советского человека и тем окончательно сняла противоречия между лич­ными, "своими" интересами и интересами нации, родины". Выходит, что до войны существовали серьезные противоречия между личными интере­сами советских людей и интересами общества и что противоречия эти окон­чательно сняла лишь война. Работникам журнала, видимо, было ясно, что эти утверждения Л. Поляка являются неприемлемыми. Поэтому редакция прикрылась оговоркой о несогласии с некоторыми положениями статьи, не сказав, однако, какие же положения она не разделяет. После опубли­кования статьи Л. Поляк вышли три книжки журнала, но редакция до сих пор не высказала своего отношения к ошибочным положениям статьи. В той же статье Поляк восхваляется И. Сельвинский как поэт, который "ищет новых, но простых, настоящих полноценных слов". Писалось это уже пос­ле того, как ЦК ВКП(б) осудил ошибки И. Сельвинского и редакции журна­ла, опубликовавшей политически вредное стихотворение И. Сельвинского "Кого баюкала Россия". Обращает на себя внимание и восторженная ста­тья П. Антокольского о Борисе Пастернаке ("Знамя" № 9-10, 1943 г. П. Антокольский, всячески преувеличивая и раздувая место и значение Пастер­нака в советской поэзии, пишет: "Пастернак, всю жизнь имея дело с "ес­тественностью", добиваясь ее крайнего напряжения, поэт потрясающе искренний, поражал нас молниями своих догадок... Таким он живет среди нас, изумительный лирик, для которого каждая весна - мировое событие, как в ранней юности". И далее: "...Все в нем интригует, очаровывает, не дает последнего ответа, и опять и опять обещает очаровать".

Редакция журнала "Знамя" охотно публикует "критические" статьи В. Шкловского, представляющие безответственную болтовню по поводу литературы.

Редакция журнала "Знамя" не имеет плана работы, не объединяет вок­руг себя писателей и не содействует появлению нужных художествен­ных произведений на современные темы, которые бы отвечали достигну­тым нашим народом успехам в борьбе с немецко-фашистскими захватчи­ками. Рукописи публикуемых произведений в редакции не обсуждаются.

В результате безответственной и неряшливой работы редакции значи­тельная часть материала сдается в типографию в недоработанном ви­де, что влечет за собой дополнительную правку в процессе верстки но­мера, дезорганизует работу типографии и срывает сроки выхода журнала. За последние месяцы наблюдается совершенно недопустимое запазды­вание журнала: сигнальные экземпляры № 1-2 (январско-февральского) вышли 9 мая, тираж 12 июня; сигнальные экземпляры № 4 (апрельского) вышли 8 июля, тираж 20 июля.

В целях улучшения работы журнала "Знамя" Управление пропаганды счи­тает целесообразным создать новую редколлегию в следующем составе: Тихонов, Вишневский, Симонов, Эренбург, Тимофеев, Твардовский, Тол- ченов, Орлова.

Писатели Тихонов, Симонов, Эренбург и Твардовский поместили в этом журнале ряд своих произведений: Тихонов печатал здесь свои стихи, Си­монов печатал стихи, очерки и повесть "Дни и ночи", Эренбург также дав­но связан с журналом "Знамя", до войны он напечатал здесь ' Падение Па­рижа", а во время войны - ряд очерков, Твардовский - стихи, поэмы, Толченов может быть консультантом журнала по военным вопросам. Ответ­ственным редактором журнала "Знамя" утвердить Вишневского В.В.

Ввиду того, что т. Михайлова не справилась с возложенными на нее за­дачами, освободить ее от работы в журнале. Назначить ответственным секретарем редакции журнала т. Орлову, работающую ныне в качестве инструктора отдела художественной литературы Управления пропаганды

Так как литературно-художественные журналы являются органами Прав­ления Союза советских писателей, передать издание журнала "Знамя" из Гослитиздата в издательство "Советский писатель".

Основной задачей журнала "Знамя" должно явиться объединение лите­раторов, пишущих о КрОсной Армии и Военно-Морском флоте. "Знамя" должно содействовать появлению художественных произведений об Оте­чественной войне и военной истории нашего народа, печатать публицис­тические статьи по вопросам военного воспитания.

Проект решения ЦК ВКП(б) прилагается.

Г.Александров

П.Федосеев

Д.Поликарпов

РЦХИДНИ. Ф. 17. Оп. 117. Д. 438. Л. 12-17. Подлинник. Машинопись.

Joomla templates by a4joomla