Administrator
Категория: Коллективизация. Начало.
Просмотров: 3042

Циркулярное письмо Прокуратуры РСФСР № 37/с о применении судебных репрессий к должностным лицам советского аппарата

27 июня 1931 г.

 

Секретно

Краевым и областным прокурорам

Копия: прокурорам автономных республик

Статистические сводки о количестве привлеченных к уголовной ответст­венности по хозяйственно-политическим кампаниям показывают чрезмерное применение судебных репрессий к должностным лицам низового советского аппарата4. Так, общее количество привлеченных должностных лиц по РСФСР без автономных республик характеризуется следующими данными: январь — 3541, февраль — 3609, март — 5621. В некоторых краях и областях репрессия по отношению к должностным лицам низового советского аппарата применя­ется с не меньшей силой, чем по отношению к кулакам. Например, в Москов­ской области в феврале количество осужденных кулаков по отношению ко всем осужденным по хозяйственно-политическим кампаниям составляет 40,5% и должностных лиц — 37,7%. В марте в Уральской области осуждено кулаков 33,5%, должностных лиц — 22,0%.

Если же сопоставить количество осужденных середняков, бедняков, кол­хозников и должностных лиц с общим количеством осужденных по хозяйст­венно-политическим кампаниям, то в ряде мест указанные выше категории подвергаются репрессиям в значительно большей степени, чем кулаки. В дока­зательство этого положения можно привести ту же Уральскую область, где ку­лацкая часть в делах по хозяйственно-политическим кампаниям занимает всего лишь 33,5%, Ленинградскую область — 34,1%, Дальневосточный край — 33,2%, Средневолжский край — 35,4% и т.д. Следовательно, значительная часть репрессии ложится на советский аппарат и социально близкие советской власти прослойки населения. Увлечение судебной репрессией в отношении должностных лиц подтверждается не только статистическими данными, но и другими материалами, проходящими через прокуратуру республики. Так, на­пример, из информационной сводки орготдела Президиума ВЦИК. видно, что по данным 53 районов Средневолжского края в течение 3—4 месяцев после из­бирательной кампании советов снято с работы 32% всех предсельсоветов, из них 11,3% с преданием суду. В отдельных районах состав предсельсоветов под­вергся изменению на 50—70—90%. Аналогичное положение наблюдается в За­падной области, где только за один месяц (с 20 февраля по 20 марта) было снято с работы предсельсоветов: в Великолуцком районе — 9 чел., или 28,1%, в Смоленском районе — 8 чел., или 14,3%, в Стадолишинском районе — 6 чел., или 20% и т.д. Этот последний исполком только на одном заседании Пленума снял с работы 4 председателей сельсоветов, с отдачей 2 из них под суд и вынес выговор 11-ти председателям.

Все это дает нам основание предполагать, что в ряде мест вместо подготов­ки недавно избранных председателей и членов сельсоветов, оказания им живой и действительной помощи в проведении хозяйственно-политических кампаний и в налаживании организованной массовой работы, все ярче и резче выявляется линия административного нажима и голой репрессии. Прокурор­ские органы, видимо, так же предпочитают идти по линии наименьшего со­противления. В результате получается дергание аппарата по мелочным пово­дам, по таким поводам, которые сплошь и рядом не дают достаточных основа­ний для применения судебной репрессии. Этот вывод подтверждается и ре­зультатами рассмотренных дел. В феврале из 3609 чел., привлеченных к уголовной ответственности, осуждены к лишению свободы только 412 чел., или 11,11%; в марте из 5621 чел. — к лишению свободы приговорено всего лишь 605 чел., или 11%. Оправдательные приговоры составляют 13—14%. Остальные приговорены к принудительным работам или к более легким мерам социаль­ной защиты — выговор, предостережение и т.п.

Задачей органов прокуратуры является не только борьба с расхлябаннос­тью, разгильдяйством и злоупотреблениями в низовом советском аппарате, но и всемерное укрепление его, придание ему должного авторитета и силы, как органу диктатуры пролетариата, призванному к осуществлению ответственных мероприятий партии и правительства по социалистической реконструкции промышленности сельского хозяйства.

Ввиду этого Прокуратура республики предлагает:

1) Вменить в обязанность районным прокурорам установить твердое и систематическое наблюдение за привлечением к ответственности должностных лиц низового советского аппарата (с/советы, колхозы, кооперативные органи­зации, РИКи и т.п.).

2) Наблюдение это должно выражаться в систематической проверке этих дел в органах дознания и у следователей.

3) Привлечение к уголовной ответственности должностных лиц при отсут­ствии корыстной или личной заинтересованности должно иметь место только в тех случаях, когда налицо такое действие или бездействие должностного лица, которое повлекло существенное нарушение интересов советского госу­дарства, рабоче-крестьянской общественности или прав и интересов отдель­ных граждан, или, которое, во всяком случае, могло повлечь за собой указан­ные последствия. <При отсутствии этих последствий дела должны направлять­ся в дисциплинарном порядке>*.

Особое внимание необходимо уделять делам, связанным с корыстной и личной заинтересованностью должностного лица. В этих случаях обязательно привлечение к уголовной ответственности.

4) Наряду с этим органы прокуратуры должны в своей работе иметь в виду необходимость максимального содействия делу укрепления низового советско­го аппарата путем реальной и действительной ему помощи.

Прокурор республики                       Вышинский


 

 * Часть текста, заключенная в угловые скобки, вписана от руки.

ГА РФ. Ф. А-353. On. 16. Д. 10. J1. 90—91. Подлинник.