Выписка из протокола № 143 объединенного заседания Президиума ЦКК ВКП(б) и Коллегии НК РКИ СССР о проверке исполнения инструкции ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 8 мая 1933 г.

4 октября 1933 г.

1.   О проверке исполнения постановления СНК СССР от 11 марта33 и инструкции ЦК и СНК от 8 мая 1933 г. о карательной политике и разгрузке мест заключения.

(Вн[есен] Юридическим отделом).

Заслушав доклад т. Сольца, Президиум ЦКК ВКП(б) и Коллегия НК РКИ СССР констатируют:

1. Инструкция ЦК и СЯК от 8 мая 1933 г. поставила перед органами юстиции и ОГПУ не только временную практическую задачу по разгрузке мест лишения свободы, но и требовала от них коренного поворота карательной политики в направлении прекращения массовых и острых форм репрессии в деревне при усилении и рационализации методов борьбы с обостряющимся сопротивлением классового врага; между тем, проверка исполнения инструкции (Украина, Крым, Суеверный] Кавказ и др.) показала, что эта основная политическая установка партии и правительства местными органами юстиции еще не усвоена и что при выполнении директивы от 8 мая эти органы центр своего внимания обратили только на практические задачи разгрузки.

2. Благодаря этому инструкция 8 мая оказалась выполненной лишь в части разгрузки мест лишения свободы, где уже сейчас, благодаря значительному снижению числа лишенных свободы (с 776 991 чел. на 10 мая до 397 284 чел. на 10 июля), отмечается ряд положительных моментов: в основном ликвидировано переполнение мест заключения, налаживается, значительно ослабленная из-за перегрузки, производственная и политпросветработа, упорядочено продовольственное снабжение лишенных свободы и улучшены условия их перевозки.

3. Но главного и основного — требуемого перелома в карательной политике еще нет, а продолжавшееся и после издания инструкции массовое, очень часто необоснованное осуждение трудящихся к лишению свободы ставит под угрозу устойчивость отмеченных выше положительных показателей:

а) по Киевской области (облпрокурор т. Лупилов) за май по 36 районам осуждено к лишению свободы 2304 чел., за июнь по 27 районам — 2300, а за июль по 26 районам — 1475 чел., что ориентировочно по 76 районам области составляет 17 112 чел. приговоренных к л[ишению] свободы;

б) по Винницкой области (облпрокурор т. Чернин) осуждено к л[ишению] свободы за июнь по 44 районам — 2119 чел., за июль по 45 районам — 2626 чел., что по подсчетам обл[астной] прокуратуры дает для области 6896 осужденных к л[ишению] свободы за два месяца;

в) на Сев[ерном] Кавказе, несмотря даже на снижение абсолютных цифр осужденных, установленные для края максимальные пределы нарушений (при максимуме в 11 600 чел. фактически содержалось под стражей на 25 августа — 13 162 чел.).

Вместе с тем особо отмечается, что в местах заключения, находящихся в непосредственном подчинении ОГПУ, число лишенных свободы в обследованных районах оказалось ниже максимального предела; в Ленинградском ДПЗ на 21 июля содержалось 261 чел. (максимум 1346), на Сев[ерном] Кавказе 4680 (максимум 9000), по УССР — 6968 (максимум 12 800).

4. Вопреки инструкции ЦК и СНК от 8 мая все еще не изжита практика чрезмерно жестоких репрессий в отношении трудящихся, когда по обстоятельствам дела достаточно ограничиться мерами общественно-воспитательного воздействия; за продажу крынки молока, овощей на колхозном базаре, за незначительные кражи (1—2 кг) картофеля, при единичных случаях срывания нескольких колосков даже на собственном поле, суды сплошь и рядом приговаривают трудящихся к 5—7—10 годам л[ишения] свободы, что отмечается во всех обследованных районах.

5. В обследованных краях и областях отмечаются также случаи грубых нарушений революционной законности (незаконные аресты, облавы, самосуды и проч.); в Севастополе 15 августа арестовано было 26 женщин по подозрению в проституции (прокуроры тт. Подгорнов и Зайцев даже не знали об этом факте); в Бобринецком районе Одесской области были задержаны в порядке облавы выходившие из кино зрители для отправки их на уборочную кампанию; в Винницкой области (Крыжопольский район) в мае месяце 1500 крестьянских хозяйств были незаконно лишены посевов и права пользования землей; в Киевской области за апрель-июль проведено 222 судебных процесса о самосудах, в Винницкой — 50, по Одесской — 31, а директива о борьбе с самосудами со стороны НКЮ УССР (т. Слинько) была дана только 9 августа. Эти факты говорят о том, что надзор прокуратуры за соблюдением революционной законности явно неудовлетворителен.

6. В ряде мест (Винницкая и Одесская обл., Северный Кавказ) отмечаются случаи вмешательства райпарторганизаций в оперативную работу органов юстиции, вмешательство, сопровождавшееся необоснованным исключением суд[ебных] работников из партии и иными партвзысканиями.

а) В Шаргородском районе Винницкой области был исключен из партии пом. прокурора т. Ординат, прокурору т. Дембиикому был объявлен строгий выговор в связи с их прокурорской работой, а последующая проверка ОблКК показала, что эти партвзыскания были совершенно не обоснованы.

б) В Одесской области нарсудью т. Криворученко Бюро РПК Б.-Александровского района сняло с работы и объявило строгий выговор за то, что он не заключил под стражу двух осужденных (бедняка и середняка) до вступления приговора в законную силу.

В Коминтерновском районе председатель РайКК т. Киселев прямо вмешивается в оперативную работу н[ародного! судьи т. Брушко, угрожая партвзысканием за неподчинение.

в) На Сев[ерном] Кавказе в Ново-Покровском, Георгиевском, Прикумском, Павловском и др. районах имело место вмешательство райкомов и КК РКИ в оперативную работу судов и прокуратуры с требованием применения необоснованных репрессий.

7. Органы КК РКИ на местах при проверке исполнения инструкции ЦК и СНК от 8 мая ограничились обследованием состояния мест заключения и хода разгрузки, не уделяя внимания вопросам карательной практики судов. В частности, Винницкая ОблКК очень мало внимания уделяла проверке исполнения постановления ЦК и СНК от 8 мая. Сев1еро]кавказ[ская] кр[аевая] КК РКИ — только 14 августа утвердила рабочую программу проверки исполнения инструкции ЦК и СНК от 8 мая и директивы ЦКК от 25 мая.

Президиум ЦКК ВКП(б) и Коллегия НК РКИ СССР еще раз категорически требуют неуклонного проведения в жизнь инструкции ЦК и СНК от 8 мая, которая не является только директивой о разгрузке мест лишения свободы или указанием о более целесообразном размещении лиш[енных] свободы в лагерях и домзаках, а важнейшей партийной установкой по принципиальным вопросам карательной политики на данном этапе социалистического строительства. Не ослабляя борьбы с классовым врагом, а наоборот, усиливая эту борьбу, нужно обязательно усвоить, что «аресты должны применяться лишь к активным врагам советской власти», — что «в результате наших успехов в деревне наступил момент, когда мы уже не нуждаемся в массовых репрессиях».

Президиум ЦКК и Коллегия НК РКИ СССР предупреждают всех членов партии, что товарищи, которые цепляются за отживающие формы работы, уже не соответствующие новой обстановке и создающие угрозу ослабления авторитета советской власти в деревне, будут рассматриваться как злостные нарушители партийной дисциплины.

В соответствии с этим Президиум ЦКК и Коллегия НК РКИ СССР постановляют:

 

1. За недостаточное руководство судебно-прокурорской периферией, приведшее в Киевской области к осуждению к л[ишению] свободы большого числа трудящихся вопреки директивным указаниям ЦК и СНК от 8 мая, прокурору области т. Лупилову Борису Григорьевичу (член ВКП(б) с 1920 г.) и председателю облсуда т. Орлу Василию Кирьяновичу (член ВКП(б) с 1919 г.) объявить строгий выговор.

Принять к сведению, что Прокуратурой СССР предложено прокурорам РСФСР и Крым[ской] АССР наложить взыскания на прокурора Сев[еро]- Кавказ[ского] края т. Фридберга и на прокуроров г. Севастополя тг. Подгорного и Зайцева за неудовлетворительное исполнение инструкции ЦК и СНК от 8 мая.

2. Всем КК РКИ систематически проверять карательную политику и практику органов юстиции и ОГПУ с тем, чтобы устаревшие методы массовых и жестоких репрессий были бы изжиты, чтобы острие репрессий направлялось главным образом против классовых врагов и дезорганизаторов социалистического строительства.

3. Во взаимоотношениях с судебно-карательными органами КК РКИ должны строго руководствоваться указаниями Президиума ЦКК (циркулярное письмо от 11 февраля 1932 г.) и утвержденными Президиумом ЦКК 28 апреля с.г. постановлениями партсовещания по вопросам судебной работы. Все имевшие место за последнее время нарушения этих директив (вмешательство в оперативную работу карательных органов), нажим на судебных работников путем партвзысканий, снятие со снабжения и т.д.) кра[евым] и обл[астным] КК расследовать и виновных привлечь к партийной ответственности.

4. Предложить Прокуратуре СССР, ОГПУ и НКЮ союзных республик разработать практические мероприятия, обеспечивающие решительную борьбу с нарушителями революционной законности (усиление прокурорского надзора за местами заключения и милицией, более действенный инструктаж низовой судебной периферии, энергичное развертывание общественных форм суда — производственного] товарищеского и общественно-сельского, систематическая организация отчетности судей и прокуроров перед массами, укрепление кадров следствия и суда и т.д.).

5. Ведя и в дальнейшем энергичную борьбу за охрану общественной (социалистической) собственности, органам юстиции и ОГПУ надлежит строго руководствоваться как декретом от 7 августа 1932 г., так и директивой ЦК от 1 февраля и последующими указаниями партии и правительства, решительно прекратив все еще продолжающуюся практику репрессий в виде лишения свободы в случаях мелких, единичных краж, совершенных трудящимися из нужды или по несознательности и проч.

6. Предложить НКЮ союзных республик пересмотреть дела заключенных больных, физически истощенных с тем, чтобы их освободить из-под стражи в порядке соответствующих статей процессуальных кодексов союзных республик.


 

ГА РФ. Ф. А-353. On. 16. Д. 13. Л. 78—79. Заверенная копия.

Joomla templates by a4joomla