Содержание материала

СТАЛИНСКИЙ СТИЛЬ

А. САМАРИН

 

Мне никогда не забыть встречу с товарищем Сталиным на заседании, где обсуждались вопросы нашей судостроительной промышленности.

С особенным чувством вошел я в зал заседаний. За небольшим столом сидели товарищи Молотов, Ворошилов, Каганович, Жданов, Микоян. А среди них, невдалеке от председательствовавшего товарища Молотова, — Иосиф Виссарионович Сталин.

В зал вошли судостроители: руководители завода, инженеры, конструкторы. Заседание началось. Предстояло обсудить вопросы строительства Военно-Морского Флота. Нарком тов. Тевосян сказал:

— Докладывать будет конструктор тов. Челикин.

Разговоры смолкли, воцарилась деловая тишина. Иосиф Виссарионович сидел вместе с нами и слушал докладчика. Умение внимательно слушать, вникать во все детали — важное качество. Этим умением товарищ Сталин обладает в высшей степени.

Докладчик окончил. Ему начали задавать вопросы. Обсуждение доклада превратилось в дружескую деловую беседу. Навсегда запомнился мне стиль этой беседы, вся обстановка заседания. Не было громких реплик, многословия. Никого не перебивали, никто не боялся ошибиться, ибо знал, что его поправят по-товарищески, без укоров, а если он неправ, — убедят.

Вот товарищ Сталин приподнялся со своего места осторожно, не желая мешать говорившему. Прошелся по комнате, выпил воды, набил табаком свою трубку.

Речь шла о сроках закладки, о конструкции и строительстве крупных военно-морских единиц. Вопросы эти были специальные, технические. Иосиф Виссарионович, как бы проверяя собственные мнения, задал несколько вопросов тов. Тевосяну, конструкторам, судостроителям, инженерам. Немного подумав и как бы взвешивая все услышанное, товарищ Сталин высказал свою точку зрения о конструкциях кораблей, о размещении их на строительство. Мы поразились: когда успевает этот человек, загруженный тысячами дел большого государственного значения, так глубоко вникать в «мелочи», интересоваться специальным судостроением? Ведь есть десятки видов кораблей, и все эти виды товарищ Сталин превосходно знает.

Иосиф Виссарионович говорил о судостроении в разных странах мира, сравнивал наши объекты с иностранными, и все это с такой простотой и четкостью, что мы, люди, строящие корабли, многому научились у него тогда.

О чем бы ни шла речь — о качестве ли отдельных частей, о толщине ли брони, — Иосиф Виссарионович вставлял деловые, глубоко верные замечания. После каждой реплики он подробно расспрашивал об интересующем его предмете, советовался, внимательно выслушивал мнения других. Он как бы мыслил вслух, никому не навязывая своего мнения, ничего не предрешая. В результате такого всестороннего обсуждения мы приходили к единственно правильному решению.

— Настил палубы судна, мне кажется, следовало бы изменить, — заметил в одном случае товарищ Сталин.

Высказывали свои соображения также товарищи Ворошилов и Молотов, представители военного командования. Выступали мы, судостроители.

Особенно чутко и внимательно относился товарищ Сталин ко всем новшествам, к любой инициативной мысли, направленной на укрепление могущества советского Военно-Морского Флота. Услышав свежее предложение, Иосиф Виссарионович оживлялся, одобрительно кивал головой, подбадривал, вдохновлял. Такое отношение окрыляло нашу коллективную мысль. В это памятное мне заседание родилось много нового и оригинального в области специального судостроения. Сейчас все это уже воплощается в жизнь на судоверфях нашей великой родины.

Рассматривая вместе с нами чертежи, проекты, линии на кальке, Иосиф Виссарионович умел видеть дальше и глубже нас. Он говорил и о том, что система оплаты труда на некоторых заводах несовершенна, неправильна, советовал покончить с этим как можно скорее, замечая, что это ускорит создание могучего Военно-Морского Флота.

— Ведь дело не только в хорошем плане, — указывал он. — Нужно, чтобы судостроитель знал, что его стахановский труд не пропадет даром, а будет хорошо и по заслугам оценен.

Никогда не забуду высказывания товарища Сталина на этом заседании о роли мастера на производстве. Обращаясь к нам, судостроителям, Иосиф Виссарионович говорил:

— Мастеру нужно дать больше прав, чтобы он не только распоряжался на своем участке людьми, но и лучше организовывал их, лучше воспитывал. Тогда и дисциплина укрепится на производстве. Тогда в мастере рядовые рабочие почувствуют центральную фигуру. А этого еще на многих заводах нет.

Я слушал и думал: не в бровь, а в глаз! Словно товарищ Сталин побывал у нас на заводе, воочию увидел все наши слабые места.

Очень много полезных указаний дал Иосиф Виссарионович руководителям Комиссариата Военно-Морского Флота. Он заботился не только о создании кораблей, могущих с честью защищать необъятные водные границы СССР. Он заботился прежде всего о людях, которые будут водить эти корабли. Товарищ Сталин говорил, что не следует, чтобы командный состав после окончания специальных школ сразу же шел на линейный корабль. Линкор — дело очень сложное, требующее большой выучки, — не только теоретической, но и практической. Пусть командир сначала научится управлять кораблями меньшего тоннажа, приобретет опыт и закалку, тогда из таких людей можно будет комплектовать экипажи линкоров.

Группа судостроителей покидала Кремль, тепло прощаясь с товарищем Сталиным. Мы уезжали из Москвы вдохновленные, полные сил и стремлений творить и дерзать. Для меня, молодого инженера, конструктора, хозяйственника, это заседание было отличной школой. Я понял, что означает сталинский стиль решения больших и малых вопросов, стиль большой творческой лаборатории. Восприняв этот стиль, я стремился передать его товарищам, перенести его в заводскую обстановку. Указания нашего великого вождя помогли нам быстрее и лучше творить могучие, непобедимые советские корабли.

 

 

Joomla templates by a4joomla