Докладная записка председателя Верховного Суда СССР А.Н.Винокурова Президиуму ЦИК о применении судебными органами постановления ЦИК и СНК СССР «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации, укреплении общественной (социалистической) собственности» от 7 августа 1932 г.11

10 февраля 1933 г.*

Секретно

1. По применению закона от 7 августа об охране общественной (социалистической) собственности была издана специальная инструкция 13 сентября 1932 г., утвержденная ЦК12. Верхсуду Союза поручено было два раза в месяц сообщать в ЦК сведения о числе осужденных за хищения общественной (социалистической) собственности.

2. Сведения об осужденных за хищения получаются из НКЮ и верхсудов союзных республик с большими затруднениями, причем приходилось в некоторых случаях обращаться за содействием к парторганам.

3. В настоящее время налажено бесперебойное получение сведений из НКЮ РСФСР и Верхсуда БССР. НКЮ УССР посылает сведения с большим запозданием. Крайне неаккуратно получаются сведения из верхсудов среднеазиатских и закавказских республик. Приходится постоянно слать напоминания.

4. Учет осужденных за хищения на местах <поставлен плохо>**; из районов в НКЮ и верхсуды союзных республик сведения получаются с запозданием, суммируются сведения различных периодов, так что трудно судить о динамике преступлений и движении числа осужденных за хищения по месяцам. Исключение составляют линсуды и военные трибуналы, которые аккуратно представляют сведения за каждые пятнадцать дней.

5. Получаемые в Верхсуде Союза сведения об осужденных, посылаемые каждые 15 дней в ЦК, дают следующую картину о числе осужденных, мерах репрессий, социальном положении осужденных и объектах хищений.

6. Число всех осужденных ж. д. линейными судами на 15 января с.г. было — 4890, из них к высшей мере (ВМН) — <898 (18,4%)>, 10-ти годам лишения свободы — 2 294 (47%), к прочим мерам — 1698 (34,6%), т.е. почти к 2/з осужденных точно применялся закон 7 августа. Динамика применения репрессий на ж.д. транспорте такова: увеличение процента осужденных к ВМН и к 10-ти годам лишения свободы и снижение процента осужденных к прочим мерам, т.е. усиление мер репрессии. Причина — серьезность хищений и большое количество среди осужденных уголовного элемента.

7. Число осужденных военными трибуналами составляет 639 чел., из них к ВМН —248 (38,8%), к 10-ти годам лишения свободы 326 (51%), к прочим мерам — 65 (10,2%). Здесь имеется более высокий процент осужденных к ВМН и небольшой процент осужденных к мерам, более низким, чем это требуется законом 7 августа. Причины: более серьезный характер хищений (военного имущества) и участие в хищениях лиц, подсудных военным трибуналам, милиции, военизированной охраны и др.

8. По РСФСР на 15 января с.г. осуждено всего 64 907 чел., из них к ВМН — 2 298 (3,6%). По разработанным данным, касающимся 39 739 осужденных, осуждено к ВМН — 1 287 (3,1%), к 10-ти годам — 19 792 (49,8%), прочим мерам — 18 720 (47,1%), т.е. почти половина осуждена к мерам более низким, чем это требуется законом 7 августа. Причины: много хищений, совершенных до 7 августа, много мелких хищений, частью, особенно вначале, нетвердое проведение закона и широкое применение ст. 51, дающей право снижать репрессии. Динамика применения репрессий указывает на то, что репрессии в РСФСР в последнее время стали проводиться более жестко: наблюдается рост процента осуждения к ВМН и 10-ти годам и снижение процента осужденных к прочим мерам.

9. По УССР — на 1 января с.г. всего осуждено <31 167 чел.>***, из них к ВМН — 1 143 (3,7%), к 10-ти годам 2 806 (9%), к прочим мерам — 2 721 (87,3%) т.е. почти к 9/10 осужденных применены меры, более низкие, чем требует закон 7 августа. Причины: хищения до закона 7 августа, масса мелких хищений и нетвердое проведение закона. Динамика применения репрессий указывает на более твердое в последнее время применение закона (снижение процента осужденных к прочим мерам).

10. По БССР на 15 января с.г. осуждено всего 813 чел, из них к ВМН — 98 (12%), к 10-ти годам — 585 (72%), к прочим мерам — 130 (16%), т.е. в БССР наблюдается картина обратная той, какая имеется в УССР и частью в РСФСР: только к 'Д части осужденных применены меры, более низкие, чем предусмотрено законом 7 августа. Причины: данные БССР касаются более серьезных дел, рассматриваемых сессиями Верхсуда (данных об осужденных нарсудами еще нет) и более пунктуальное применение закона.

11. По республикам Средней Азии и Закавказья наблюдается также высокий процент осужденных к ВМН и 10-ти годам и незначительный процент к прочим мерам (13% для Среднеазиатских республик и 3% для Закавказских республик). Причины те же, что и для БССР. Кроме того, в указанных республиках вообще слабо еще развита борьба с хищениями: в УзССР всего осуждено 117 чел., в ТуркССР — 159, в ТадССР — 126, в Армении — 64, в Грузии — 47, в Азербайджане — 71.

12. По всему Союзу ССР осуждено, по имеющимся данным — <103> тыс. человек. По разработанным данным, охватывающим 70 060 чел., осуждено к ВМН — 4 880 чел., к 10 годам — 26 086, к прочим мерам — 48 094 чел. (60,8%), т.е. закон 7 августа фактически применялся приблизительно только к 40% осужденных. Причины указаны выше.

13. По имеющимся данным из 2 773 расстрелов, рассмотренных верхсуда- ми, <утверждено 1274 (45%)>, причем наибольший процент утвержденных ВМН приходится на УССР (около 50%), на линсуды и военные трибуналы (около 45%), на РСФСР (42%), т.е. процент утвержденных расстрелов колеблется от 40 до 50 процентов.

14. О динамике преступности трудно судить по полученным сведениям, благодаря указанным выше дефектам статистики. Число осужденных по месяцам колеблется: то снижается, то повышается, то опять снижается. Определенного перелома здесь еще не наблюдается.

15. Что касается эффективности судебных репрессий и других мер борьбы с хищениями, то в этом отношении имеются данные о хищениях на ж.д. транспорте, благодаря тому, что в НК.ПС ведется ежемесячная статистика о хищениях. Эти данные показывают, что хищения на жел. дор. транспорте в IV-м квартале 1932 года значительно сократились (во П-м квартале 1932 г. случаев хищений было 19 301 на 1 328 414 кг., в Ill-м квартале — 21 311 случаев на I 515 646 кг., в IV-м квартале 15 328 случаев на 1 036 143 кг., т.е. в октябре- декабре сравнительно с июлем—сентябрем уменьшение на !/з). К. сожалению, в других ведомствах не ведется подобного учета.

16. По объектам хищений (по данным, о коих имеются сведения; больше всего осужденных в колхозах — 30 890 (62,4%), затем идет транспорт — 6 543 (13,2%), совхозы — 4 721 (9,4%), кооперация — 2 889 (5,8%), промышленность — 2 485 (4,9%), госторговля — I 573 (3%), менее всего в водном и местном транспорте — 468 (1%).

В РСФСР, УССР и БССР наибольший процент осужденных падает на колхозы, совхозы и кооперацию. В республиках Средней Азии — на кооперацию, затем идут колхозы и госторговля. В республиках Закавказья на первом месте стоят колхозы, кооперация и промышленность.

17. Но социальному положению осужденные распределяются следующим образом:

а) из осужденных к ВМН;

ж.д. линсудами: из 998 осужденных к ВМН приходится на рабочих (главным образом, грузчиков) — 239; служащих (главным образом, весовщиков) — 142; посторонних транспорту (главным образом, уголовный элемент) — 492, т.е. более половины приходится на воров-рецидивистов.

Из осужденных к ВМН республиканскими судами приходится: в РСФСР — кулаков 522, должностных лиц 251, единоличников 255, колхозников 55, рабочих 51, т.е. главный удар направлен на кулаков, относительно много должностных лиц и единоличников (б[ольшей] ч[астью] середняков).

В УССР: кулаков 686, единоличников (вместе с колхозниками) — 261, должностных лиц — 66, рабочих — 47, т.е. громадное большинство расстрелов падает на кулаков.

б) Из осужденных к 10-ти годам лишения свободы приходится:

в РСФСР (из 19 792 чел.) — единоличников 7485 (из них более половины середняков), колхозников — 533, кулаков — 1672, должностных лиц —1312, рабочих 1968 и др., т.е. главная масса относится к единоличникам и колхозникам, затем идут рабочие, кулаки и должностные лица;

в УССР (из 2806 чел.) — трудовое селянство 1369, кулаки 946, рабочие 210, должностные лица 121, т.е. опять основная масса осужденных к 10-ти годам падает на единоличников и колхозников, затем идут кулаки.

Указанное распределение осужденных к 10-ти годам по социальному положению нужно объяснить тем, что главная масса преступлений по хищениям падает на колхозы и что основной мерой репрессии для крестьян-трудящихся по инструкции является 10 лет. Несомненно, играют здесь роль перегибы и осуждение к 10 годам за мелкие хищения.

18. Выводы:

а) Необходимо улучшение учета осужденных республиканскими судами, которое дало бы возможность судить о динамике преступности по хищениям общественной (социалистической) собственности.

б) Обязать НКЮ и верхсуды союзных республик аккуратно два раза в месяц присылать в Верхсуд СССР сведения об осужденных за хищения по установленной форме.

в) Предложить Верхсуду СССР на каждом очередном Пленуме заслушивать доклады верхсудов союзных республик об итогах применения закона 7 августа.

г) Усилить контроль за выполнением закона от 7 августа со стороны ЦИКов союзных республик, для чего периодически заслушивать доклады НКЮ и других ведомств.

д) Обратить внимание ЦИКов Среднеазиатских республик и Закавказья на слабое развертывание борьбы судебных органов с хищениями социалистической собственности.

е) Поручить Верхсуду СССР и Прокуратуре Верхсуда СССР проверить выполнение закона от 7 августа в местах, где слабо развита работа судебных органов по борьбе с хищениями.

ж) Принимая во внимание указание последней сессии ЦИК СССР о неуклонном проведении в жизнь директив Коммунистической партии и правительства СССР об укреплений и охране государственной и общественной собственности, необходимо энергично продолжать борьбу с хищениями социалистической собственности, направляя удары, главным образом, на классововраждебные элементы и их агентуру, проникших в промышленность, в советскую торговлю, колхозы, совхозы и транспорт, и руководствуясь утвержденной ЦК специальной инструкцией от 13 сентября 1932 г. с дополнениями, указанными в новой директиве от 1 февраля с.г.

Именно: обязательно применять закон 7 августа в случаях хищений организованными группами; в случае систематических хищений, хотя бы одним лицом; в случае хищений значительных размеров; в случаях хищений с участием должностных лиц госпредприятий и колхозов и хищениях, сопровождающихся подлогами. Закон 7 августа, главным образом, применять против организаторов хищений, а также к хозяйственникам в случаях явного непринятия мер к охране социалистической собственности.

Что касается мелких единичных краж общественной (социалистической) собственности, совершенных трудящимися из нужды, по несознательности и при наличии других смягчающих вину обстоятельств, применять меры репрессии в рамках уголовных кодексов союзных республик.

з) Поручить ближайшему Пленуму Верхсуда СССР переработать постановления Пленума от 20 ноября 1932 г. о применении закона от 7 августа в связи с новой директивой от 1 февраля с.г. и вышеприведенными указаниями14.

и) Для разработки мероприятий по применению закона 7 августа избрать при Президиуме ЦИК СССР комиссию, поручив ей в декадный срок представить резолюцию на утверждение.

Председатель Верховного Суда Союза ССР А.Винокуров


ГА РФ. Ф. Р-3316. On. 64. Д. 1254. Л. 4—7. Подлинник.

* Датируется по сопроводительной записке председателя Верховного Суда СССР А.Н. Винокурова в Секретариат Президиума ЦИК СССР.

** Слова, здесь и далее в документе заключенные в угловые скобки, подчеркнуты красным карандашом.

 

*** На полях напротив пункта 9 фигурная скобка, объединяющая три строки текста от слов «9. По УССР» и до слов «применены меры, более низкие», и знак вопроса.